Психическое здоровье: отслеживаем «мрачные» звоночки и ведем записи
Еще в 1946 году страны, вошедшие во Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ), в своем уставе закрепили понятие здоровья. Оно является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.
Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека вне зависимости от расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения.
Здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от сотрудничества отдельных лиц и государств.
Психолог-консультант, сертифицированный экзистенциальный психотерапевт
Психи́ческое здоро́вье (духовное / душевное / ментальное), согласно определению ВОЗ, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Стигматизация нездоровых людей
С одной стороны, психическое здоровье каждого очень важно как с точки зрения общества в целом, так и конкретной личности. Но с другой — это понятие предполагает антипод: стигматизацию людей, не обладающих здоровьем. Что, в свою очередь, может усугубить как моральное, так и физическое состояние человека.
Вспомните, как часто вы сами используете в своей речи: «сумасшедший дом», «псих», «дурдом», «больной», «с ума сойти», «безумие»?
Как часто человека с особенностями в поведении или просто отличающегося от нас называют «шизофреником»?
Я уже не говорю про устойчивые ругательства, которые на самом деле означают нездоровые состояния: даун, дебил, дегенерат, идиот, кретин и т.д. Так все непонятное и отличающееся от нормы считается угрозой и автоматически попадает в категорию «больных».
Чрезмерная широта этого понятия и «психологического нездоровья» заставляет многих людей принимать эту идентичность просто потому, что они отличаются от других и имеют редкие особенности. Такой подход преуменьшает плюсы индивидуальности и особенности каждого из нас. И позволяет вешать ярлыки, навсегда отделяя человека от других.
Отличия — это универсальный аспект человеческого опыта. Любого из нас можно назвать при желании «психом». Так мы защищаемся от данностей этого мира — неопределенности и угрозы.
Но для людей с особенностями это несет непоправимый ущерб: непринятие себя, страх несоответствия, сравнение себя с другими, гонка за идеализированным образом жизни и идеальным «я». А детей и молодых людей с неустоявшейся психикой такое зачисление в ряды «психически нездоровых» может вообще привести к патологизации их особенностей и сложностей.
Поэтому я хотела бы обратить внимание на условность понятий «нормы» и «патологии».
Существование нормы — под вопросом
Норма — это совокупность множества патологических радикалов, которые выражены равнозначно. Существуют понятия статистической и идеальной нормы. Как вы понимаете, тут есть о чем поспорить.
Например, кто сказал, что если какое-то качество выражено у большинства, то это норма? Или все, что не является идеалом, можно назвать патологией? Кого принимать за идеал? А если идеала не существует?
Также в психологии существуют понятия функциональных, социальных и индивидуальных норм.
1. Функциональные нормы рассматривают деятельность с позиции полезно или вредно для человека, или эффективности (способствуют они или нет реализации задуманного).
2. Социальные нормы следят и оценивают поведение человека, заставляя нас соответствовать ожиданиям общества и закона.
3. Индивидуальная норма нравится мне больше других: она предполагает сравнение себя с сам собой ранее, т.е. выбор того, что лично вам подходит и комфортно для жизни.
Кроме того, в отношении психической нормы важную роль имеют ценности и теоретические представления о природе личности человека того, кто оценивает.
Например, позиция психоанализа относительно гомосексуализма однозначная — эта ориентация считается болезнью, а в других психологических теориях он может считаться нормой.
Патология и расстройство: различия
Если переводить слово «патология» с греческого слова «patos» — это страдание. Такие отклонения от нормы, при которых человек чувствует эмоциональный дискомфорт и страдание, мы воспринимаем, как патологию.
На это ориентируется психология в общем, мы работаем и исследуем только то, что клиент приносит в качестве страдания. И не работаем без запроса.
Получается, что и понятие «патология» тоже условно и субъективно. Но чаще патологией называют выраженные биологические особенности или изменения, ко всему остальному применим термин «расстройство».
Расстройство означает отсутствие или нарушение существовавшего ранее гармоничного состояния. Они часто провоцируются взаимодействием ряда факторов биологического, психологического и социального уровня, причем разными в разный период времени.
Если говорить о расстройствах, то тут картина грустная.
Как нам предсказывала Всемирная организация здравоохранения, к 2022 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, оставив позади даже сердечно-сосудистые заболевания.
Это мы и наблюдаем. Во-первых потому, что расстройства стали лучше диагностироваться и на более ранних этапах. Исследования доказывают, что большинство (86%) из нас к 45 годам имеют несколько психических расстройств, и только 16% из этих 86% — одно.
И проблемы наши начинаются рано (с 3 лет). Результаты этого исследования свидетельствуют против чрезмерной зависимости от диагностических ярлыков и за рассмотрение психического здоровья каждого человека как динамичного, меняющегося с течением времени в зависимости от жизненной ситуации, получения опыта и поддержки.
Важно уходить от штампов и ярлыков. Необходимо рассматривать не категории, схемы и диагнозы, а человека в целом с его страданием и болью.
Сфокусироваться на облегчении неприятных симптомов по мере их появления, помогать адаптироваться и избегать разделения людей на категории психически больных или нет.
Специалисты, работающие в экзистенциальном подходе, в том числе и я, знают и часто проводят диагностирование, но определение нормы и патологии не является для нас принципиальным.
Главная задача — помочь человеку быть с тем, что есть, принять это, достигнув равновесия в душевном состоянии и осознанности, научиться более объемно воспринимать происходящее.
Я вижу много смысла в том, чтобы помочь клиенту освободиться от патологического чувства стыда, вины и, в то же время, помочь достойно принять и выносить напряжение, которое присуще природе человека.
Критерии, определяющие расстройство
Совсем избежать систематизации невозможно. Она необходима для ориентации и опоры специалистам. Существует несколько видов систематизаций:
Международная классификация болезней (МКБ11 последняя).
Диагности́ческое и статисти́ческое руково́дство по психи́ческим расстро́йствам (DSM 5 последняя) принятое в США.
Критерии, по которым определяют расстройство:
1. Если человек наносит повреждения, боль или физический ущерб себе или окружающим.
2. Состояния, мешающие человеку вести нормальную жизнь (так называемые «дисфункциональные состояния»). Например, когда человек не может выйти из дома, потому что тревога заставляет его бесконечно проверять розетки.
3. Отдельные реакции, превосходящие частоту появления у большинства людей в определенной ситуации в определенное время. Например, если пять из девяти признаков депрессии наблюдаются у человека на протяжении двух недель и более, то только такое состояние признается расстройством.
К себе с любовью и пониманием: сохраняем внутреннюю гармонию
В современной мире с угрозой безопасности и в тотальном кризисе мы теряем баланс. А ведь баланс позволяет нам удерживаться в «здоровом» состоянии, не скатываясь к патологическим реакциям. Поэтому так важно сохранять внутреннюю гармонию.
Регулярное отслеживание своего состояния и забота о себе дают такую возможность.
Я много говорю об этом на сессиях с клиентами особенно сейчас: важно соблюдение режима сна и бодрствования, питания. Есть дефицит — есть тревога.
Как только мы начинаем пренебрегать физическим телом, мы теряем и психический ресурс сохранять баланс.
Очень важно, несмотря на тревожную ситуацию, разрешать себе отдыхать. Прогулки, солнце и воздух, или лежание на диване, получение новых впечатлений — все это тоже может восполнять ваши ресурсы.
Не забывайте о режиме физических нагрузок и радости для тела: о сексе, йоге, танцах, медитации, массаже.
Также важно регулярное обследование здоровья, скрининги гормонов и витаминов.
Эмоции и чувства — наши реакции на внутренний и окружающий мир. Они изменчивы. Надо постараться осознавать и называть свои эмоции и чувства (даже мысленно) словами, так лимбическая система не отключает кору головного мозга, а мы сохраняем способность мыслить и анализировать. Это поддерживает баланс. Учимся переключаться, не залипать, не зацикливаться на негативных чувствах.
Если называние эмоции не помогает, то переводить тревогу в действие. Например, идти гулять.
Важно проявлять эмоциональную открытость и эмпатию, реагировать разнообразно, но при этом выдерживать эмоциональное напряжение.
Относитесь к себе с любовью и принятием. Станьте для себя «доброй мамой и поддерживающей бабушкой».
Узнавайте о себе и своих реакциях на стресс и кризис, отслеживайте их. Понимайте возрастные этапы своей жизни, общечеловеческие кризисы, через которые мы проходим: взросление, изменение сексуальных и семейных статусов, материнство, отцовство, старение.
В сложных ситуациях, когда вы не справляетесь с эмоциями и чувствами в реальных и текущих событиях или прошлых тяжелых ситуациях, то не пренебрегайте помощью специалиста.
Дальше «по Фрейду» — отношения. Люди, состоящие в отношениях, устойчивее и легче переживают стресс и кризис.
Важно иметь поддерживающий круг и сохранять связь. Способность создавать теплые человеческие отношения (дружеские, любовные, партнерские) — важный критерий адекватности.
Также важно иметь возможности для самореализации. Ее можно испытать в учебе, в работе или в путешествиях. Если это недоступно, то хотя бы читать побольше книг.
Мечты, цели, планы — все это необходимо сохранять. Для поддержания баланса хорошо бы научиться испытывать чувство удовлетворения и радости на любом этапе пути.
Смыслы: зная, «зачем», можно пережить любое «как». Помните о вере — большая опора в жизни, во что бы вы ни верили. И не забывайте о заботе о других.
Определяем первые звоночки «сбоя в голове»
1. Перепады настроения, которые влияют на качество жизни / отношений.
2. Неконтролируемое проявление чувств и эмоций: смех, плач, истерика без причин.
3. Боль невыясненной этиологии.
4. Проблемы с пищеварением.
5. Обострение хронических заболеваний.
6. Напряжение в мышцах.
7. Бессилие, отсутствие энергии, апатия.
8. Изоляция или, наоборот, необычная социализация.
9. Отказ от любимых занятий или резкое изменение увлечений.
10. Резкий регресс, попадание в детскую позицию, беспомощность и безнадежность.
11. Ситуация, когда вдруг люди начинают давать обратную связь, что «ты на себя не похож», изменение характера.
12. Изменение аппетита, отказ от еды / переедание.
13. Изменение привычек сна — бессонница, кошмары.
14. Употребление психоактивных веществ больше обычного (кофе, сигареты, алкоголь).
15. Появления странных новых мега-идей, которые захватывают вас целиком.
16. Чрезмерный гнев, злость, атакующее поведение (если этого раньше не было).
17. Сексуальная дисфункция.
18. Появление галлюцинаций, когда человек разговаривает и смеется сам с собой, внезапно замолкает; когда кажется, что близкий общается с кем-то.
19. Появление бреда, враждебности, опасений за свою жизнь, выдвижение странных идей, нелогичного сомнительного содержания.
20. Частичная потеря памяти.
Если эти все симптомы длятся более 2-3 недель непрерывно, важно обратиться за помощью к специалистам.
Любую болезнь проще вылечить на начальных стадиях, что аналогично и для психических заболеваний. Но, к сожалению, из-за презрительного отношения в нашей стране к психиатрическим больным, люди редко обращаются за помощью сразу. Поэтому я призываю вас не боятся и брать свое здоровье в свои руки.
Профилактика расстройств с помощью записей
Логотерапия — одно из направлений в экзистенциальном подходе. Она работает путем расширения человеком взгляда на свою жизнь, балансировки внутреннего и внешнего, расширения взгляда на происходящее изнутри наружу или снаружи внутрь. Делать все это мы будем через дневниковые записи.
Выберите время, когда вам будет удобно вести дневник: на это нужно +/- 30 мин каждый день.
Попробуйте выгружать всё, что есть внутри вас, на бумагу: чувства, мысли, впечатления и размышления. Сначала, возможно, вы столкнетесь со ступором, но дайте себе время, не отказывайтесь от затеи раньше, чем через 30 мин.
Не переживайте о связанности и литературности того, что вы напишите. Наблюдайте за тем как вам пишется, хотите ли вы перечитывать то, что написано, возвращаетесь ли вы к этому.
Определите:
О чем вы больше пишите: о внутреннем или внешнем?
Чего больше: чувств, эмоций или мыслей и впечатлений?
Как вы пишете?
Какие слова используете чаще всего?
Как это всё откликается в вас?
Попробуйте сделать упражнение «журналист». Представьте, что вы пишете статью, ваш герой — это вы сами.
Соберите материалы об этом человеке, спросите людей, которые вас знают и с которыми вы просто знакомы. Выслушайте всё, что они расскажут о вас: плохое и хорошее, не перебивая. Напишите о себе сами. О своей жизни и кризисах, трудностях. Попробуйте после описания ответить на вопросы:
О своих сложностях: зачем мне это?
Чему это меня может научить?
Что могу взять полезного в этой ситуации?
Что я могу сделать сам?
Кто может помочь?
Как это через меня может улучшить мир?
Ради чего большего я делаю то, что делаю?
Что станет возможным благодаря моим действиям?
Как я проживаю свою жизнь?
Люблю ли я свою жизнь?
Посмотрите, насколько разнятся описания данные вам близкими и дальними людьми. Какое впечатление вы производите? Какая статья у вас получилась? Как поменялись ваши представления о вас?
Попробуйте найти одно дело, полезное для других. Это может быть волонтерская работа для пожилых людей, детей или животных. Важно, чтобы это всё-таки было дело, а не финансовое пожертвование.
Запишите в дневнике все мысли и чувства, связанные с добрым делом. Проанализируйте, как изменилось ваше состояние после его завершения.
Фото: Dasha Pears