Фотограф Гоша Бергал. Кадр как искусство и диалог с реальностью
Каждая история фотографа уникальна. Она складывается из множества моментов — от первых неуверенных снимков до глубокого осознания собственного пути в искусстве.
Мы поговорили с фотографом Гошей Бергалом. Он рассказал, как травма способна стать поворотным моментом на пути к творчеству, почему простота и эмпатия важны для создания сильных работ, и почему фотография — это не только нажимание кнопки, но и работа, похожая на психологическую практику.
О том, с чего все началось
Еще в детстве мне попала в руки отцовская камера «Смена 8М». Тогда этот прибор казался мне очень сложным и вызывал еще больший интерес.
В подростковом возрасте я снимал фото и видео со своими друзьями: от прыжков с крыш в сугробы до «звездных войнов».
Потом появился скейтбординг и мы начали подражать героям любимых скейт видео: «Flip – Sorry», «Zero – New blood», «Imagination» и тд.
А в 17 лет я получил серьезную травму колена, после которой спортом заниматься было уже нельзя. Думаю, это именно тот момент, когда я решил посвятить себя фотографии.
О самом важном снимке
Самым значимым для меня остаётся этот снимок.
Передо мной предстала очень жизненная картина – потеря близкого человека. И я из-за волнения и страха все сделал неправильно, а в голове закрыл гештальт «я снял».
После проявки пленки я увидел этот кадр и понял – изобразительно-выразительные средства фотографии стоят на первом плане.
Я поставил себя на место зрителя тогда, и сейчас часто пользуюсь этой точкой зрения, но уже на съемке, а не тогда, когда переснять уже ничего не получится.
О проектах
Все мои проекты и одиночные работы, которые нашли своего зрителя, это что-то предельно простое и очевидное для меня. Я их не придумываю, они будто сами кричат: «Сними меня!».
Наверное, нужно быть большим эмпатом и быть в контексте современности, чтобы понимать «куда дует ветер».
Хотел бы я вернуться к какому-то проекту? Нет. Но есть один проект — Kurok_Moscow. Он оставил свой след в моем творчестве. Сторителлинг, лайфстайл, процесс знакомства с героями проекта — все это многому меня научило.
Как сказал мой мастер и наставник, фотограф Игорь Мухин, – «Автор всегда живет будущими проектами». Так что только вперед!
О сложностях в работе фотографа
Если снимаю на большом мероприятии, то я как рыба в воде. Заранее высматриваю удачные точки съемки, настраиваю все оборудование и иду снимать. Никогда не пользуюсь автоматикой, всегда только ручной режим, он не подведет.
Но бывают такие истории, как, например, проект про бездомных людей под названием «Дом». Там мне пришлось столкнуться со страхом, агрессией и плохой погодой (я уже не говорю о центре социальной адаптации для бездомных, где мой морально этический комплекс просто не позволил даже поднять камеру).
Думаю, тут важно процитировать фотожурналиста Сергея Максимишина: «Первое, что ты должен сделать заходя на чужую территорию - это продемонстрировать всем свою доброжелательность».
Я считаю, что фотография очень быстро заканчивается на «нажимании на кнопку», последующая работа больше похожа на работу психолога, нужно найти подход.
Об изменениях в искусстве фотографии
С уверенность скажу: документальная фотография умерла в конце 20 века, что сильно повлияло на современных авторов и на документалисту в целом.
Раньше документальная фотография была больше похожа на протокол, сейчас же молодые авторы экспериментируют, откровенничают и пробуют новые подходы и инструменты. Документальная фотография заняла свою нишу в искусстве, она идеально подходит как для выставочного зала, так и для медиа- пространства.
Благодаря современным фото-проектам зритель стал сильно богаче в плане визуального опыта, кому-то такие проекты помогают принять себя или найти смелость на собственное высказывание.
Фотографии нет еще и 200 лет, она нам еще покажет!
О важности художественного выражения
Фотография по своей природе документальна: «Все, что снято, находилось перед объективом камеры в этот момент, а сам снимок выступает в качестве свидетеля».
Конечно, очень важно, что чувствует автор в момент съемки, какие эмоции и атмосфера вокруг, но если вы не чувствуете композицию, ритм, и еще хуже не знаете, как эту красоту передать, то не стоит ждать хороших результатов от съемки.
О своих ролях в кино и сериалах
Ни одна из моих ролей мне не близка, в первую очередь потому, что режиссеры видят меня в одном амплуа – бандит, басота или какой-то очень строгий чувак. Я себя таким совсем не считаю, хоть и вырос в Подмосковье в 90-х и много видел нелицеприятных вещей, может, поэтому мне не сложно вжиться в роль.
Но у меня есть любимая короткометражная картина «Он везет свой грузовик» режиссера Кирилла Проскурина. В ней я тоже играл бандита. Но в данном случае мне близки гуманистические взгляды на жизнь, о которых рассказывает фильм.
О фотографе Диме Маркове
Первое, что хочу сказать: Марков крутой! Он делал очень важные вещи, на мой взгляд. Светлая ему память.
Но сравнивать нас некорректно. Дима работал волонтером и снимал, я же, наоборот, «попадаю за закрытую дверь» из-за фотографии и благодаря фотографии. Я – фотограф.
На меня произвел впечатление неоднозначный проект «Выжившие», в котором Марков принимал активное участие. Это круто и жестко одновременно, но и это не все.
К сожалению, людей, зависимых от психоактивных веществ, очень много, но проект больше медийный, чем просветительский, а его просмотр может разве что напугать, но никак не помочь людям в тяжелой ситуации.
Одной из самых эффективных терапий являются группы анонимных наркоманов, но об этом почти не говорят.
А за себя скажу следующее: я буду рад, если моя работа может кому-то принести пользу, если снимки будут использоваться в просветительских материалах или даже в брошюрах тех социальных служб, с которыми я работаю, но в первую очередь я исследователь, исследую не только мир вокруг, но и себя.
О балансе в личной жизни и творчестве
Думаю, я бы не давал это интервью, если бы был биомеханическим робофотографом. Творчество всегда требует полной отдачи, поэтому если подойти к заказной фотосъемке как к работе, то ничего хорошего не выйдет, получится сухой и скучный протокол.
Всегда ищу что-то интересное для себя в работе, пытаюсь найти свой «новый» взгляд на вещи. Что касается творческих проектов, то тут все просто – это я, мой визуальный вкус, мои страхи, мечты и переживания.
Если хочешь быть художником, тогда твори, а если профессионалом, то нужно быть более универсальным и мобильным.
Я стараюсь совместить все эти качества в себе. Профессионализм в работе открыл мне такие двери, о которых я и мечтать не мог как фотограф, а творчество делает из фотографа автора. На это требуется много сил и энтузиазма.
Посмотреть работы Гоши Бергала можно на официальном сайте и телеграм-канале фотографа
Читайте похожие материалы на Daily Moscow: