Голлум, бэтмен, герои картины Мунка «Крик». Что еще показывают на выставке «Уникальная Россия»
До 9 февраля 2025 года в Гостином дворе проходит V художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия». Событие, которое вновь объединяет талантливых художников, скульпторов, камнерезов, ювелиров, дизайнеров, руководителей предприятий, представителей органов государственной власти и искусствоведов, призвано отразить наш культурный код.
Но который год организаторам проекта сделать это в полной мере не удается. Разбираемся в нашем материале – почему?
«Уникальная Россия» звучит многообещающе. Ассоциации, когда слышишь такое громкое название проекта, однозначно, уходят в историю великой страны, культуру, ее традиции, истоки и связь огромного наследия с днем сегодняшним, с тем, куда пришли, что имеем и умеем.
Что же на деле? Попадая на выставку-форум в Гостиный двор, понимаешь – ты на базаре, где смешалось все: мед, халва, чурчхела, матрешки, кокошники, в том числе сделанные плохо, кафтаны, скульптуры монстров из трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец», современные арт-объекты с отсылкой к творчеству Мунка, бюст Бэтмена и т.д.
- 1
- 2
Каждый раз после посещения этой выставки-ярмарки хочется спросить – почему над ее созданием не работает команда кураторов, искусствоведов, историков, культурологов, а также тех, кто выстроит логичную и эстетичную архитектуру проекта? Вопрос и по сей день остается риторическим.
Тем не менее во всей этой массе творческих изысканий самых разных мастеров из множества наших регионов, можно увидеть скромные стенды действительно жемчужин. Именно они характеризуют Россию не только, как страну, которая умеет делать все, а как страну, в которой живут и творят уникальные умельцы, самоучки, профессионалы, новички в своем деле или же создающие свои работы уже несколько поколений.
Наша уникальность в том, что мы умеем создавать то, что кажется невозможным, сложные то вещи, необычные или невероятно эстетичные, а главное – они в первую очередь про нас, про россиян с чувством прекрасного в своем сердце.
Итак, однозначно, обращает на себя внимание стенд с дивеевской игрушкой. Здесь представлены работы основателя этого прекрасного народного промысла Натальи Крушинской и ее ученицы Жанны Захаровой.
В чем прелесть этой игрушки помимо эстетичной визуальной составляющей? В 19 веке близ Дивеева нашли залежи белой глины, в 1940-ые годы на базе этого месторождения в селе Большое Череватово был запущен гончарный посудный промысел – делали крынки, чугунки и другие вещи.
- 1
- 2
Тем не менее жизнь артели была коротка. Но в 1990-ые годы художественный руководитель Череватовского дома культуры Наталья Крушинская стала лепить игрушки из местной глины. Она изучала историю родных краев и о существовании артели знала.
Крушинская так увлеклась делом, что в процесс включились ее ученики, часть из которых теперь успешные мастера, чьи работы можно увидеть на тематических ярмарках по всей стране.
Дивеевская игрушка на разные сюжеты – семейные, рождественские, бытовые – прекрасна, а как эти глиняные изделия блестят на солнце!
Еще один небольшой стенд на ярмарке посвящен современной авторской матрешке. Здесь можно увидеть работы Ольги Лобановой - профессионального художника, москвички, которая большую часть времени живет со своим мужем на Кубани.
- 1
- 2
- 3
- 4
«Я окончила колледж игрушки в Сергиевом Посаде, потом и ВГИК, факультеты режиссуры игрового кино и продюсерский. Пока писала сценарии надо же было на что-то жить – стала делать игрушки. А вообще я с девства занималась керамикой, ходила в кружок. В какой-то момент поняла, что спросом пользуется матрешка и начала заниматься именно ею»
Художник
В ее коллекции много малюсеньких матрешек – такие всегда популярны у иностранцев, так как легко умещаются в багаже. У автора нет ни сайта, ни аккаунта в социальных сетях, ни магазина, однако, много лет ее работы пользуются спросом, например, у японцев – они находят ее как раз на такого рода выставках-ярмарках.
Продолжая тему матрешек, стоит отметить стенд знаменитой семеновской матрешки. Здесь уже наша традиционная роспись и привычная глазу фигурка с пышным букетом цветов.
Делают игрушки на художественной фабрике в городе Семенове, что в Нижегородской области. Основана она в 1932 году и работает по сей день.
На ярмарке представлен уникальный экземпляр семеновской матрешки – 50 штук в одном изделии.
Этот стенд делит место с другими не менее именитыми мастерами из Мстёрской фабрики лаковой миниатюры.
И если вы считаете, что шкатулки, расписанные художниками-миниатюристами, – это что-то старомодное, то обратите внимание на то, как удивительно красиво они расписывают елочные игрушки.
Сложно пройти мимо стенда с кокошниками, созданными автором Ингой Сильченко. Символ русской народной культуры в ее исполнении заиграл новыми красками.
Ее кокошники выполнены, например, из картона и вискозы с использованием камней Swarovski, бисера, стекляруса, хрустали, винтажных бусин. Стоимость одного изделия варьируется от 2 до 2,5 миллионов рублей.
Замечательные работы художника Натальи Тур выделяются своей оригинальностью. Автор переносит сюжеты собственных картин на керамическую плитку. Их по пожеланию можно обрамить в рамку и получится небольшая интересная интерьерная работа художника.
- 1
- 2
- 3
Цены на изделия демократичные (от 500 рублей) да и глаз точно будет радоваться такой находке.
Чтобы находить вот такие стенды нужно долго гулять по огромному пространству Гостиного двора. Их на выставке определенно больше, чем представлено в этом материале.
«Уникальной России» остается пожелать сотрудничества с профессиональными кураторами и долгих лет жизни на своем поприще – миссия прекрасная, исполнение таковым сложно назвать. А участникам проекта – успехов и спасибо за ваше творчество!
Читайте похожие материалы на Daily Moscow: