Стиль 15 января, 16:48

«История у нас прекрасная и великая, а народ – талантливый и трудолюбивый» – Константин Бабкин

«История у нас прекрасная и великая, а народ – талантливый и трудолюбивый» – Константин Бабкин

Фестиваль «Время, вперёд!» давно занимает важное место в современном российском арт-пространстве. Поиск новых героев, надежда на светлое будущее – актуальные тренды, которые уверенно меняют российское искусство в настоящий момент.

О зарождении фестиваля, связи искусства и труда, а также о посыле финальной выставки шестого сезона «Время, вперёд!» рассказал председатель ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин.

Константин Анатольевич, как пришла идея организовать фестиваль «Время, вперёд!»? С чего всё начиналось? Почему лично вам была интересна данная тема?

До своей предпринимательской деятельности я мечтал стать учёным. Потом начались 90-е годы – произошел развал Советского союза, падение промышленности. Выяснилось, если производство не работает, то и наука не особо нужна. Я занялся бизнесом, оказался связан с процессом восстановления промышленности.

При этом моя многолетняя деятельность – не про зарабатывание денег и производство машин, в ней присутствует определенный романтизм.

Ведь сегодня можно держать деньги на депозите, получать процент, не испытывать никаких проблем со сбытом, не требовать поддержки у государства, ничем не рисковать. Так и в 90-е годы: те предприятия, руководители которых вели себя рационально, просто исчезли, были «распилены» на недвижимость – на месте заводов сейчас торговые комплексы. Однако многие бизнесы остались в живых.

Романтизм как деятельность требует не только технических знаний, инноваций, денежных инвестиций, каждодневного труда, но и красоты, веры, эмоций. Всего этого мы не видим ни в телевизоре, ни в свеженапечатанных книгах на прилавках.

Сегодня нам чаще рассказывают, что период Советского Союза было временем репрессий, застоя, что Российская империя была «тюрьмой народов», культивируют негативные образы царей.

Также, если посмотреть телепередачи, народ у нас всегда изображается немного туповатым, и, если верить в подобный поток информации, то не будет смысла заниматься созиданием, окажется бесполезным развивать промышленность.

Однако мы знаем, история у нас прекрасная и великая, а народ – талантливый и трудолюбивый. Мы захотели, чтобы всё это было видно, поэтому пригласили художников.

Весь процесс начался со встречи с Анатолием Александровичем Любавиным, ректором Московского государственного академического института им. В. И. Сурикова – наши с ним разговоры дали старт поездкам студентов института на завод «Ростсельмаш». Тогда несколько человек провели неделю в цехах предприятия, приехали в Москву с готовыми картинами и получилась прекрасная выставка в стенах института.

Потом на основе данной идеи мы создали фестиваль «Время, вперёд!», пригласили не только учащихся Суриковского института, но и всех желающих, показывающих процесс созидания, творцов, мечту. Много лет данный проект существует и развивается, чему я очень рад.

Какой вы видите связь между искусством и трудом? Как искусство сегодня может влиять на восприятие профессии в обществе?

Весь информационный фон – какую музыку мы слушаем, города, по которым гуляем, – на нас влияет и либо выбивает из колеи и вселяет депрессию, либо прямо или косвенно мотивирует на позитивные эмоции, на проявление талантов и созидание.

Вот почему искусство может вдохновлять людей или, наоборот, демотивировать, разрушать психику.

Нас интересует та часть искусства, те художники, которые уважают историю нашей страны и тех, кто трудится, – поддерживают их морально. Человек, труд и искусство живут нераздельно.

Всякому нужна красота – народ хочет видеть красивые вещи, ему интересно смотреть на произведения, где демонстрируется красота его деятельности, о которой он, возможно, не всегда задумывается.

И искусство, и труд – часть любого человека. На нашей выставке мы это соединяем и показываем.

Москва и регионы – у вас большой опыт работы и общения с людьми самых разных профессий: есть ли разница в отношении к труду рабочего человека в столице и далеко за ее пределами?

В отношении к труду я не замечал разницы. Просто чем дальше от Москвы, тем больше люди понимают, что реальный, производственно-сырьевой сектор важен, что он ключевой.

В Москве все, скорее, думают про бизнес, про зарабатывание денег, в регионах – про производство. Однако всё равно бизнес, торговля – тоже труд.

Просто в нашей стране сегодня важно создавать условия для развития предприятий – в регионах эту проблему понимают лучше.

Вы знаете примеры современных героев труда, сегодняшних стахановцев?

Ещё раз скажу – труд, производство обязательно должны быть связаны с мечтой. Например, если три рабочих работают одинаково, но один считает, что зарабатывает деньги, другой – что таскает грязные камни, а третий – что строит храм, то у последнего и жизнь полнее, и результаты деятельности, как правило, лучше. Вот почему люди с мечтой сегодня очень важны.

Куксов Денис "Молоко"

Возможно, героями их назвать нельзя, но романтиками можно. Хотелось бы, чтобы блеск в глазах этих рабочих, их мечты отражались в произведениях нашего фестиваля.

Ведь тот же Стаханов был романтиком, романтический налет виден в стахановском движении, поэтому тема жива, романтизм труда важен.

Много рабочих профессий сегодня вымирает несмотря на то, что труд таких людей готовы высоко оплачивать. Как решить подобную проблему?

С развитием технологий меняется сам труд. Это нормальный, объективный процесс. Например, профессии ямщика сейчас не существует, хотя сто лет назад она была очень распространенной и популярной. Сегодня одни специальности востребованы, завтра – другие. Другое дело, как привлечь людей на заводы, чтобы они шли туда с удовольствием, ведь сейчас производство – это во многом интеллектуальная деятельность, связанная с решением задач инженеров, программистов, дизайнеров.

Для того чтобы подойти к этим задачам, необходимо много лет подряд грызть гранит науки, изучать дисциплины. Здесь тоже нужно иметь романтизм, веру, что это созидание будет длиться долго, человек – востребован, а его затраты на обучение не пропадут.

Чтобы привлечь молодежь к образованию, нужно заходить с двух сторон. Первое – изменять экономическую политику, которая растет корнями из 90-х годов, когда мы стремились на Запад в качестве поставщиков сырья, а за ресурсы получали жвачки, джинсы, колбасу, автомобили.

Подобная идеология изжила себя, но экономическая политика осталась прежней – ее необходимо менять, чтобы созидатели, романтики стали востребованы, смогли зарабатывать деньги, строить карьеру, инвестировать, приобретать станки, машины, создавать лаборатории.

Второе – нужно менять политику в области культуры. Если мы сегодня включим телевизор, то не увидим человека труда, этой темы нет, как и в целом позитивного образа России. Интеллигенция тоже выросла в 90-е годы, на развале Советского союза и по-прежнему управляет многими процессами в театрах, музыке, на радио, телевидении. С этим также надо что-то делать.

Чепашов Алексей "Тушила"

Кроме нашего фестиваля, тема труда нигде не звучит. По крайней мере, я не знаю таких проектов. Рад, что «Время, вперёд!» развивается, есть тысячи участников, прекрасный уровень работ, люди покупают картины, украшают свои офисы, дома.

Таким образом, мы вносим свой вклад в исправление культурной, гуманитарной политики. Ведь если вспомнить те же сталинские годы – тогда много прославляли Стаханова, героев труда, защитников. Вдохновение со стороны мастеров культуры важно – направленность их мыслей, стремлений также формирует политику, в том числе экономическую.

Ваш опыт в сельхозмашиностроении как-то отражается на восприятии фестиваля? Какое место искусство занимает в вашей повседневной жизни?

У нас в офисе висят картины, в том числе участников нашего фестиваля. Там изображены труженики, и на эти портреты можно смотреть бесконечно, думать об эпохе индустриализации, погружаться эмоциями в то время – период восстановления страны. Можно увидеть мечты людей о великом государстве, о полете человека в космос.

В искусстве всегда читается движение – есть прошлое, есть будущее, есть настоящее. Мне приятно, что у нас в офисе есть и советские, и современные работы. Это обогащает нашу жизнь, делает ее более объемной и качественной.

Как вы лично отбираете конкурсные работы? Чем руководствуетесь?

Во-первых, работа должна мне эстетически нравиться. Бывает, взгляд скользит и чувствуешь какой-то негатив – произведение чем-то «царапает». Есть же картины, которые на тебя смотрят и чем-то цепляют – пробуждают воспоминания из прошлого, эмоции, заставляют задуматься о будущем.

Медведок Екатерина "Плоды трудов"

Второе – работа должна соответствовать нашему фестивалю, его задачам. Бывают картины, где изображают рабочих – тех, которые таскают грязные камни. Художники считают, что честно показали того, кто обычно находится за кадром. Однако нам это не подходит.

«Время, вперёд!» всё же о людях с мечтой – мы показываем мечты.

Замечу ещё один факт. В западном понимании в искусстве постоянно присутствует прогресс, оно должно всегда развиваться. Так, за религиозным идет барокко, затем – классицизм, авангард. Смена эпох сопровождается сменой стилей. Другой взгляд на искусство – церковный, связанный с народными промыслами, традиционными сообществами, где чем меньше изменений в стиле, тем лучше. Здесь люди дорожат своими обычаями, стремятся делать произведения, придерживаясь канонов, традиций. Это скрепляет общество, а также доказывает свою эффективность многие годы подряд.

Про наш фестиваль часто говорят в контексте соцреализма, отмечают отсылки к данной стилистике – думаю, это хорошо. Тогда была великая эпоха индустриализации и человек труда был в центре внимания общества. Кроме того, время было эстетически сильным. Продолжение традиций, то, как художники ими дорожат, – важно.

Конечно, сейчас мы живёт не при социализме, но, на мой взгляд, чтить традиции и соответствовать сегодняшним реалиям – путь к успеху и к тому, чтобы я высоко оценил работу на конкурсе.

Назовите, пожалуйста, несколько ваших любимых работ, которые были представлены на фестивале.

Первым приходит на ум Дмитрий Мясников с работой «Комбайнер». На нашей первой выставке картина единогласно получила первый приз – люди до сих пор обращают на нее внимание.

Есть много других произведений высокого уровня, и в этом состоит задача жюри – из пары десятков работ, которые достойны получить первый приз, приходится выбирать одну.

Запоминается какой-то общий образ, что хорошо, так как уровень фестиваля и художников высок. Вот почему либо называть десятки, либо никого.

Павлова Татьяна "Северный морской путь"

Какие планы по развитию фестиваля? Что нас ожидает в будущем? Когда выставка поедет по России? Какие идеи есть в этом отношении?

Сегодня мы делаем уже не одну выставку в год. Все они, правда, приурочены к каким-то мероприятиям – собраниям ассоциации «Росспецмаш», выездным заседаниям Московского экономического форума, показам сельхозтехники. Например, наша экспозиция была на предыдущем Агросалоне.

Идея сделать полноценные выездные выставки в регионах давно витает в воздухе – мы к этому обязательно придем, будем дальше развиваться в данном направлении, завоевывать новые выставочные пространства.

Кроме того, сами художники все больше погружаются в тему, узнают традиции дореволюционного, советского времени, уровень их работ растет, поэтому ждём от них новых прекрасных произведений.

Константин Анатольевич, какие у вас ожидания от выставки в январе? Как вам кажется, какой посыл зрители должны прочувстовать?

Каждая из выставок – а идет уже шестой сезон – меня приятно удивляет качеством работ. Мы отбираем произведения, глядя на изображения в интернете, однако, вживую они оказываются гораздо более масштабными, смотрятся интереснее, чем в компьютерном формате – видна их фактура. В этом сезоне также есть много работ, которые мне нравятся, которые я хочу увидеть вживую.

Уверен, это будет лучшая выставка из всех предыдущих, потому что год от года фестиваль только растет и становится все интереснее.

На мой взгляд, зрители выставки должны выходить из залов с верой в позитивное будущее нашей страны, с уверенностью, что мы совершим новую индустриализацию, станем одним из технологических лидеров мира. Для этого надо работать и поддерживать друг друга.

Панькина Анастасия "Пожарные"

Надеюсь, посетители уйдут с подобным чувством, с этими эмоциями. Кроме того, верю, художники, увидев отклик зрителей, отклик в прессе, получат новое вдохновение, будут двигаться дальше. Желаю всем успешных творческих и трудовых побед!

Читайте также:


115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru