«Талантливых людей надо воспитывать и поддерживать еще с детского сада» — руководитель ArtMasters Борислав Володин

«Талантливых людей надо воспитывать и поддерживать еще с детского сада» — руководитель ArtMasters Борислав Володин

Национальная платформа ARTISTS/ХУДОЖНИКИ, созданная благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив, объединяет мастеров, работающих в разных видах изобразительных искусств, арт-институции, коллекционеров, педагогов и ценителей искусства. Проект активно сотрудничает с ведущими представителями креативных индустрий.

Платформа заключила соглашение о сотрудничестве с Национальным открытым чемпионатом творческих компетенций ArtMasters, вместе они займутся образовательными и просветительскими проектами в области изобразительного искусства.

Мы побеседовали с руководителем Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters Бориславом Володиным.

Борислав Володин, руководитель Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

О вызове времени и поиске талантов

Создание ArtMasters было поручением президента сделать конкурс для молодых талантов в сфере бэкстейдж, и главный архитектор этого проекта — первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергей Владиленович Кириенко.

Когда десять лет назад он программировал молодежную политику, у него уже было понимание роли креативной экономики и необходимости привлечения молодых кадров, в том числе и в сектор бэкстейдж, без которого креативная экономика работать не может. На старте проекта Сергей Владиленович сказал, что это возможность для тех, кто «за кадром», выйти на авансцену.

Чемпионат демонстрирует мастерство и ценность таких специалистов, а их истории успеха становятся аргументом для тех, кто еще размышляет, стоит ли ему идти в эту сферу.

С одной стороны, талантливых людей надо искать и находить как можно раньше. Их надо воспитывать и поддерживать еще с детского сада — и не терять по дороге к будущей профессии.

С другой стороны, человеку одаренному хочется творить в любом возрасте. Сегодня наблюдается устойчивая тенденция смены профессии после 35 лет. Люди хотят реализовать себя на другом поприще, чувствуя способности, которые на их прежней работе не ценились и не имели выхода. Мы в ArtMasters думаем о создании отдельного проекта для группы 35–55 лет.

Уверен, что в этой категории найдутся талантливые люди, которых можно будет интегрировать в креативные индустрии.

Идея была в том, чтобы выявлять лучших и внедрять их в индустрию. Создание надежного социального лифта — это стратегическая задача, которую мы сейчас решаем. В будущем году запустим платформу с портфолио всех наших специалистов. К ней будут иметь доступ индустриальные партнеры проекта. У них появится возможность отбирать кандидатов в свои творческие команды по целому ряду критериев и связываться с ними напрямую. Также в следующем году у нас появится HR-продюсер, ему предстоит заниматься профессиональным продвижением наших финалистов.

Истории успеха этих ребят — важный пример и мотивация для будущих творцов.

Три кита ArtMasters

По сути, ArtMasters сегодня — это среда, в которой ребята могут развиваться в выбранном направлении. В первую очередь, это Академия. Многим необходимы дополнительные знания, совершенствование уже имеющихся навыков.

Одним из наиболее востребованных форматов стали онлайн-интенсивы. Участникам из регионов сложно находить время для очного обучения. Мы разработали более 20 курсов по быстрой прокачке навыков в разных компетенциях.

В очно-заочном формате проводится курс «Из мастеров в наставники» — занятия идут у нас в офисе десять недель. С Российской государственной библиотекой мы создаем новую творческую резиденцию «Ленинка Art» — высокотехнологичный проект с использованием нейросетей. Одна из задач проекта — приобщение молодого креативного класса к ценностям книжной культуры.

Под давлением и соблазном цифрового мира мы утрачиваем привычку и даже саму способность к углубленному и вдумчивому чтению. А человек определяет свою самость только через книгу.

Приведу здесь высказывание русского философа Ивана Ильина, которое я считаю очень важным для нашего нового дела: «По чтению можно узнавать и определять человека, ибо каждый из нас есть то, что он читает, и каждый человек есть то, как он читает. И все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, — как бы букетом собранных нами в чтении цветов».

Второй элемент экосистемы ArtMasters — продюсерский центр. Мы его придумали с куратором проекта Александром Владимировичем Журавским и называем «Своя ферма». Здесь «выращиваются» проекты с участием наших специалистов.

В преддверии праздников на канале «Россия 1» состоялась премьера четырехсерийного художественного фильма «Мирный атом», снятого по сценарию нашего юниора Павла Гулы.

Мы выпускаем спектакли, которые идут в московских театрах, в следующем году покажем детский мюзикл. Еще выйдет комедия «Тик-так», которую будет снимать известный режиссер Николай Хомерики, наш центр этот фильм продюсирует.

Чтобы социальный лифт работал, ребят надо не только куда-то интегрировать, но и создавать собственный продукт при их непосредственном участии.

Третий — ассоциация ArtMasters, объединившая самых активных финалистов нашего чемпионата. Их полторы сотни — и это люди, действительно стремящиеся менять мир к лучшему. Для них это внутренняя миссия.

Наша ассоциация принимала участие в разработке закона «О креативных (творческих) индустриях» — кому, как не ее членам, знать, что же нужно бэкстейдж-сообществу для того, чтобы эффективно развиваться.

О важности командной работы

Среди участников чемпионата немало талантливых ребят, способных производить качественный продукт, но не умеющих работать в команде. А сегодня практически любое произведение создается командой.

Даже художнику, который пишет картину один, нужен кто-то, кто потом будет продвигать его шедевр.

Навыки командной работы наработать сложно, потому что мы живем в технологичной среде, где возможно, удобно и даже принято общаться через гаджеты, а не вживую. К тому же люди, одержимые своим делом, не смотрят по сторонам — они находятся в потоке. Поэтому производственные коллективы, которые создаются на чемпионате, дают участникам бесценный опыт.

Отмечу еще одну проблему — маленький горизонт планирования. Каждому художнику важно понимать, какими инструментами он может достичь нужного ему результата.

И сегодня важно показывать молодым, какие есть возможности в стране, в том числе и технологические, для их дальнейшего развития.

Чтобы у них не возникало ощущение, что все, с помощью чего они могут работать, осталось за рубежом.

Об инфраструктуре в регионах

Если мы не будем развивать инфраструктуру в регионах и выявлять там талантливых людей, то креативная экономика страны расти не будет. Москва как центр креативной экономики в целом, как мне кажется, уже перенасыщена. Пора осваивать другие территории.

В рамках направления «ArtMasters Регионы» мы в следующем году будем делать проекты в области кино и театра в каждом федеральном округе.

Вот только что закончился прием региональных заявок. В каждом округе у нас формируется две команды: одна кинематографическая, другая — театральная. Всего 16 команд, в каждой представлено восемь компетенций. Первая снимет короткометражный фильм, вторая представит театральный эскиз. Жюри отберет по три лучшие работы, и они получат коммерческое продолжение. Спектакли пойдут в региональных театрах с участием этих команд.

Мы договорились с платформами — они выберут короткометражки для создания оригинала на своих ресурсах, а мы будем помогать трансформировать их в полный метр. Наша цель — сделать так, чтобы эти команды и дальше работали с региональными компаниями.

Об искусственном интеллекте как стимуле для самосовершенствования

Полагаю, все в наших руках. По мнению некоторых ученых-футурологов, человечество, возможно, возникло только для того, чтобы создать ИИ и затем перестать существовать.

Человек — уникальное творение, которое никакие механизмы заменить не могут. А машинный интеллект дан нам как один из факторов развития цивилизации, как инструмент для создания новых продуктов и… как стимул для нашего самосовершенствования.

Человек уже сейчас должен думать о регулировании применения ИИ. Как и некоторые лекарственные препараты, ИИ в больших дозах опасен для здоровья — он атрофирует нашу «мозговую мышцу».

Почему у молодых зачастую такие неглубокие знания? Потому что они обращаются к цифровой среде за простыми ответами на сложные вопросы, вместо того чтобы вырабатывать собственные суждения.

Если творческий человек становится зависимым от этой среды, он перестает творить. Человечество должно выработать правила использования ИИ.

Все продукты, созданные при его участии, необходимо маркировать, чтобы люди могли выбирать, результатами чьего труда пользоваться.

Читайте также:


115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru