Настоящая история 1 мая: борьба за права рабочих и против Пасхи
Эмилия Кустова — историк, доцент, заведующая кафедрой славистики Страсбургского университета. Специалист по истории России XX века, в частности, по советской политической и коммеморативной культуре, истории сталинских репрессий и исторической политике.
Многие в России еще помнят с каким размахом праздновали 1 мая, какие были большие шествия, как город преображался и начинал играть новыми красками. Этот праздник был не только политическим и традиционным, но и долгожданным, семейным, любимым.
О том, как гремел праздник 1 мая в СССР мы решили поговорить с экспертом, с историком Страсбургского университета Эмилией Кустовой. Даже для тех, кто родился в СССР, будет много новых интересных открытий в этом материале
— 1 мая пришло в царскую Россию в 90-е годы 19 века из западного мира, из Европы и США. Тогда в этих странах 1 мая было не столько праздником, сколько днем забастовки, главным лозунгом которой было требование ввести восьмичасового рабочего дня. Это требование стоит в центре всего рабочего движения с середины 19 века.
Можно много говорить о средневековых и языческих традициях празднования 1 мая, но в России конца 19 века эту дату стали отмечать прежде всего в связи с рабочим социалистическим движением.
«Маевка» была днем забастовки. Если возможно, то днем устраивалась демонстрация. Но в условиях жестокого подавления несанкционированного рабочего движения до 1917 года, обычно эти «маевки» принимали форму собраний рабочих на природе, иногда туда приходили целыми семьями. Это был одновременно праздник и пространство для формулирования социальных требований.
Все резко меняется в 1917 году после февральской революции. Тогда впервые возникает возможность праздновать 1 мая официально
Интересно, что тогда возникает бурная дискуссия по поводу его празднования: должен ли он быть рабочим днем или нет, официально его нужно праздновать или нет. В тот момент была сильной идея, что 1 мая – это прежде всего день борьбы за права трудящихся.
С одной стороны для новой революционной России, которая возникла в 1917 году, совершенно естественным было отмечать на государственном уровне 1 мая. Но с другой стороны эта дата должна оставаться днем борьбы за права трудящихся.
В конце концов в 17-ом году праздник решили отмечать очень широко. И это последний момент единения или иллюзии единения и единства этого революционного движения, которое выплеснулось в ходе февральской революции
Как показывают работы таких историков, как, например, Борис Колодницкий, февральская революция сопровождалась коротким периодом эйфории, ощущения, что все возможно. Она очень часто переживалась в религиозных терминах. Фактически 1 мая отмечается в тот год 18 апреля из-за разницы между юлианским и григорианским календарями. Тогда было принято решение отметить его вместе с рабочими всего мира.
Затем следует апрельский кризис и весь дальнейший ход революции – это путь поляризации, нарастающего конфликта внутри левого движения и так далее. Далее произошла октябрьская революция и начиная с 1918 года 1 мая уже отмечается, как государственный праздник.
Можно говорить, что отправным пунктом большевистской традиции празднования этой даты, является именно 1 мая 18-го года. Именно тогда складываются основные ритуалы советских праздников
Центром любого праздника 1 мая становятся демонстрация и митинг. Все дальнейшие попытки обогатить и изменить ритуалы праздника все равно возвращаются к этим двум базовым формам – шествие и митинг. Они могли оформляться с помощью каких-то художественных и театральных элементов.
Митинг и демонстрация – это не изобретение большевиков. Они это берут из традиции рабочего движения. Уже с 1 мая 1918 года происходит сильная их трансформация. Это уже отмечают все критики и оппоненты большевиков.
Дело в том, что в традиции революционного движения и митинг, и демонстрация снабжались какими-то праздничными ритуалами, но главная их функция была в том, что они были инструментами в политике.
Митинг – это пространство, где каждый может взять слово, заявить о своих требованиях. Но с 1 мая 18-го года идет выхолащивание оппозиционного потенциала праздника
Пропадает возможность высказать какую-то альтернативную, оппозиционную точку зрения. Постепенно большевики стараются поставить под свой контроль содержание лозунгов, с которыми рабочие выходят на демонстрацию. Причем в тот момент большевики еще не контролировали все местные советы.
В то время еще были города, где в советах были представлены и другие социалистические партии. Они привыкли к тому, что было некоторое пространство для дебатов, в которых может быть очень ожесточенная полемика. Но в 18 году большевики заявляют о своих претензиях на монополию в политическом пространстве. Это выражается в рамках праздника.
Как 1 мая 1917 года стало поворотной точкой, так и в 1918 году праздник стал отправной точкой для нового периода. В 18-ом году уже левая и правая оппозиция начинает говорить, что большевики строят авторитарное государство, что они монополизируют общий рабочий праздник, что праздник стал государственным ритуалом, а не пространством столкновения мнений. Также они говорят, что все это напоминает уже имперскую Россию.
У Блока есть запись в дневнике о том, что он видит, как солдаты идут парадным строем Николая II. Для него это становится воплощением нового недемократического государства, которое в тот момент только-только начинает строиться.
На протяжении всей гражданской войны 1917-1923 года и 1 мая, и 7 ноября становятся основными праздниками большевиков. Причем здесь есть логика календарная: один праздник весенний, а другой праздник более торжественный осенний.
В начале 20-х годов происходит кризис праздничной революционной модели. Если говорить простыми словами, то к 1920 году уже всем надоело ходить на демонстрации и митинги. Тогда начинается восстановление экономики после страшных лет гражданской войны и революции. И партийные работники придумывают новую форму того, как отмечать 1 мая. В тот год в день 1 мая отказываются от демонстрации и проводят субботник. Москва рассылает распоряжение именно так отмечать этот праздник по всей контролируемой ею территории.
Дальше большевики экспериментируют с формами празднования первомая, но, все равно возвращаются к проведению митингов и демонстраций. Также добавляются различные культурные мероприятия, например, спектакли. В таком виде праздник существует на протяжении всего советского периода.
По мере того, как советские праздники становятся главными, а то и единственными в некоторых семьях, то, соответственно, люди как-то осваивают пространство официальных праздников с тем, чтобы сделать их личными, семейными.
Конечно, возникает вопрос конкуренции, потому что эти праздники создаются не в пустом пространстве, ведь существует прежде всего религиозная традиция. В случае 1 мая конфликт между религиозным традиционным праздником и новым большевистским был особенно острым из-за календарной близости.
Очень часто 1 мая приходится на период Пасхи или сразу после Пасхи. Все зависит от календаря, но каждые несколько лет празднование Пасхи попадает если не на 1 мая, то на совсем близкие к нему даты
С особой остротой эта проблема стояла до ВОВ, когда еще религиозная традиция была достаточно сильна. Соседство с таким праздником всегда было некомфортно для большевиков, но жесткость их реакции зависела от ситуации и периода.
В первые годы после революции они даже устраивали раздачу муки к Пасхе. Но потом в годы первой пятилетки 1928 — 1932 годов на фоне культурной революции, великого перелома и сталинских 30-х годов 1 мая становится еще и площадкой очень агрессивной антирелигиозной политики, когда его представляют, как обязательную альтернативу для Пасхи.
Праздник 1 мая официально был провозглашен днем борьбы трудящихся за свои права именно на съезде II Интернационала в 1889 году. Надо сказать, что международное измерение 1 мая всегда очень сильно присутствовало в первое время. В конце 19 века рабочие организации, профсоюзы и социалистические партии во всем мире настаивали на международном измерении. Например, в газетах, близких к рабочему движению, всегда были репортажи о том, что происходит в других странах, где отмечали его, где это закончилось столкновениями с полицией.
У праздника 1 мая тяжелая история. Он стал известен после того, как в Чикаго в этот день 1886 году была демонстрация, которую разогнали полицейские. Тогда были столкновения и на следующий день теракт со взрывом бомбы среди полицейских, а потом судебный процесс над ложно обвиненными рабочими
В то время идея праздника была в том, что рабочие борются и бастуют не только за свои права, но и для того, чтобы поддержать своих братьев и сестер в других странах.
Советский Союз очень сильно играл на этом. Большевики говорили, что в СССР рабочие уже реализовали свои права, что было действительно так, по крайней мере с формальной точки зрения. После революции был введен восьмичасовой рабочий день, принято прогрессивное трудовое социальное законодательство и так далее. Совершенно естественным образом 1 мая выступал в роли дня солидарности с рабочими других стран, которые, как объясняло советское правительство, живут и работают в гораздо более тяжелых условиях.
После Второго Интернационала большевики создали Коммунистический Интернационал, Коминтерн. Его штаб-квартира находилась в России. Таким образом 1 мая было одновременно инструментом советской мягкой силы (soft power), говоря современным языком.
Если посмотреть советские газеты 20-30-х годов, то в день 1 мая и в последующие дни большое внимание уделялось тому, как успешно проходят демонстрации в Советском Союзе. И также публиковались заметки о том, что происходило в мире в этот день. Публиковалось описание демонстраций прежде всего в Москве.
Если смотреть газеты, то по фотографиям можно увидеть, что демонстрация становится год от года все больше и больше, все шире и торжественнее. Это было особенно заметно в начале существования Советской России
По окончанию гражданской войны день 1 мая и 7 ноября – это были своего рода тест на успешность режима и на то, насколько он твердо стоит на ногах, поэтому такое значение приобретали массовые шествия. В них должно было участвовать как можно больше людей, чтобы показать огромную поддержку власти со стороны рабочих. И, соответственно, потом усилия прикладывались, чтобы распространить информацию по всему миру о масштабной демонстрации с помощью фотографий, описаний, киносъемок.
О 20-х годах у историков звучали цифры о сотнях тысяч людей на демонстрациях. Может быть каждый четвертый или пятый житель Москвы выходил туда.
Здесь можно рассказать, как создавалось ощущение толпы. На фотографиях самого начала 20-х годов можно увидеть, как выстраивают кадр, как фотографируют густую толпу людей. Но если посмотреть другие фотографии с этого шествия, то там можно увидеть, что она не такая уж и густая на самом деле. Но к концу 20-х годов демонстрации на 1 мая уже носили массовый характер.
Уже в 20-е годы было много свидетельств того, как давили на людей с тем, чтобы они выходили на демонстрации. Это происходило прежде всего через место работы, где все друг друга знают и где можно выписать какие-то санкции в случае невыхода на шествие. А одной из главных форм мотивации для выхода людей в условиях гражданской войны была просто раздача продуктов. В 18-ом и 19-ом годах рабочих кормили перед выходом на демонстрацию и после выхода для того, чтобы они прошли весь путь.
С 18-го года создаются комиссии на всесоюзном и городских уровнях, которые начинают воспроизводиться на всех остальных уровнях (в районах, на предприятиях)
На протяжении 20-х годов выстраивается вертикаль праздничной власти, которая позволяет униформизировать и контролировать праздник
С начала 20-х годов Центральная Первомайская Комиссия или Октябрьская Комиссия начинает рассылать указания по местным отделениям, где описывается весь ритуал или церемониал праздника. Что будет включать? Сколько времени празднуется? Когда и во сколько начинается накануне подготовка к нему?
Обычный церемониал был такой, что накануне проходят торжественные заседания различных учреждений, органов. На следующий день с утра начинается демонстрация, а вечером проходят праздничные концерты, спектакли и тому подобное. Церемониал с начала 20-х годов разрабатывается «наверху» в Москве и рассылается по всей стране. Таким образом создается единый праздничный канон, которому следуют повсюду с некоторыми поправками на погоду, национальные условия.
Борьба за монополию большевиков на лозунги 1 мая происходит уже в 1918 году. Они стараются навязать свои лозунги, которые печатаются в центральной прессе
Таким образом есть список утвержденных лозунгов. И на каждом предприятия сами рабочие, которые участвуют в организации праздника, или художники-профессионалы изготавливают транспаранты и плакаты к каждому празднику. Плюс к этому добавляются какие-то декоративные элементы.
С 18-го года 1 мая и 7 ноября становятся способом выжить для многих художников, особенно в условиях гражданской войны. Им платят за какое-нибудь панно «натурой», например, парой килограммов сельди и муки. В Москве и Петрограде художникам заказывают декорации и украшения для городской среды. Они позволяли бы трансформировать хотя бы на один день праздника традиционную еще имперскую городскую среду.
На 1 мая и 7 ноября 1918 года полностью преображают Дворцовую площадь в Петрограде. Художник Натан Альтман создает огромное панно, изображающее рабочего и крестьянина, которые размещаются на фасадах здания Генерального штаба и Зимнего дворца. В Москве закрывают царские памятники с тем, чтобы полностью преобразить городскую среду. Это поражает воображение людей того времени особенно в условиях упадка и нищеты.
В 20-ом году в Петрограде ставятся огромные массовые действа, спектакли под открытм небом с участием нескольких тысяч актеров. В первое после революции десятилетие была тесная связь между новым искусством и праздником. Он виделся в качестве как пространства для синтеза различных видов искусства. Мечта о синтезе искусств присутствовал в мировой творческой жизни начала 20 века. Первые советские праздники были ответом и на художественные поиски в мире в рамках различных движений, например, символизма.
Потом большевистские праздники становятся своего рода индустрией. Появляются художники, которые специализируются на оформлении массовых празднеств. И к концу 20-х годов в различных художественных вузах создают факультеты, на которых учат именно оформлению массовых праздников.
Так что какую-то часть работы выполняли профессионалы, а другая часть ложилась на плечи добровольцев, молодых людей. Были достаточно интересные изобретения для демонстрации, например, полит-карнавал. Речь шла о том, чтобы театрализовать шествия за счет введения в шествие различных художественных и театральных элементов. Это могли быть красиво оформленные лозунги. Не просто слова на транспаранте, но и какой-то рисунок, очень часто с карикатурами. Иногда по городу ехали грузовики, на которых строили небольшую сцену. На ней участники самодеятельности разыгрывали какие-то пантомимы, сценки.
Были разные эксперименты, вдохновленные опытом европейского карнавала, например, в Ницце или Венеции. Большевики пытались придумать и внедрить политический карнавал, который служил прежде всего для высмеивания врагов советского режима и отчасти для прославления героев среди рабочих.
Читайте похожие материалы на Daily Moscow: