Может ли социально значимый образовательный бизнес быть прибыльным. 6 слагаемых успеха
Существует два полярных мнения. Одни полагают, что в словосочетании «социально значимый образовательный бизнес» главное слово – это «социальный»: какие уж тут большие прибыли? Другие верят, что фокус должен быть на слове «бизнес», который по определению должен быть прибыльным (иначе, зачем все это?).
Юлия Федорова, основатель Академии образовательного бизнеса JPFedorova School, рассказывает об основных составляющих прибыльного образовательного бизнеса.
Будем честными, в частном образовании так много убыточных или почти ничего не зарабатывающих проектов, что кажется, будто первая точка зрения на образовательный бизнес в целом имеет под собой большую доказательную базу.
Но частное образование очень разнообразно: это и языковые школы с выручкой до полумиллиона рублей в месяц, и детские сады с оборотом 2-3 млн рублей ежемесячно, которые однако не могут выйти в плюс, и школы и образовательные холдинги, зарабатывающие десятки и сотни миллионов рублей. А еще есть гиганты из рейтинга топ-10 EdTech компаний с миллиардными оборотами.
В чем различие первых и вторых? Есть ли какие-то особенные слагаемые успеха, без которых школа или детский центр так и останутся безусловно социально значимыми, но абсолютно нерентабельными?
Давайте посмотрим на этот вопрос в разрезе наступающего 2025 года и сначала кратко обрисуем основные вызовы, с которым столкнется малое предпринимательство и образовательный бизнес в частности в 2025 году.
Это:
- падает рождаемость: детей как основной аудитории образовательных проектов становится существенно меньше с каждым годом
- при этом, конкуренция среди организаций частного образования только возрастает: по данным исследования «Контур.Фокуса» за 3 года их стало на 37,3% больше
- падает спрос во многих ранее популярных нишах, таких как изучение английского языка, ментальная арифметика, скорочтение, уменьшается интерес к раннему развитию детей, Монтессори и Реджио садам.
- появляется большое количество бесплатных образовательных кружков и проектов, спонсируемых государством: из-за этого часть аудитории родителей делают выбор не в пользу платного дополнительного образования
- наблюдается существенный кадровый голод: школам и центрам стало сложно нанимать не только педагогов и воспитателей, но и административный состав
- ЦБ увеличивает ключевую ставку, что делает кредиты под развитие бизнеса более дорогими
- растет инфляция и большинство населения пересматривают статьи своих расходов, уменьшая затраты на образование.
Однако, несмотря на все эти сложности, образовательный бизнес может не сдать в 2025 году своих позиций и быть прибыльным, принося достойный доход и чувство удовлетворения собственнику.
И вот за счет каких главных компонентов:
1. Выход за рамки просто образования ради знаний.
Готовы ли сейчас люди покупать «просто английский язык» или «просто рисование»?
Ответ: гораздо меньше, чем раньше.
А вот потребность приобретать большие возможности, более успешное и стабильное будущее для детей никуда не делась, а даже сильнее обострилась на фоне нестабильной обстановки в обществе.
Поэтому среди важных трендов следующего года я выделю тренд на образование как вход в карьеру.
Например, медиа-школы предлагают ученикам реальные съемки на телевидении и в рекламных роликах. А на курсе 3D-дизайна для подростков студенты могут практиковаться на дизайн-проекте от реального заказчика.
2. Если говорить про частное образование, нацеленное на детей 1-7 лет, то здесь рано говорить про вход в карьеру. Но действительность такова, что родители этого возрастного сегмента также не ищут просто приобретения отдельных навыков: умения читать, считать или писать красивым почерком.
Сегодня родителей интересует многокритериальное развитие их детей, включающее в себя как предметные навыки (математические, творческие, языки, чтение, речь, письмо), так и развитие мягких навыков у ребенка (креативности, самостоятельности, умения находить информацию, адаптивности и др.) и, что немаловажно, развитие личностных качеств (трудолюбия, ответственности за свои решения, умения сделать выбор, эмпатии и проч.).
Кроме того, родители могут искать для ребенка сильного окружения и правильной ролевой модели тренера или учителя.
Образовательные проекты, которые будут одновременно давать своей аудитории все эти составляющие, и будут самыми востребованными на рынке в ближайшие годы.
3. Тренд на экосистемность в образовании. Многие крупные игроки рынка уже строят целые образовательные холдинги, включающие в себя дошкольное и основное школьное образование, подготовку к экзаменам, колледжи, дополнительные навыковые курсы, каникулярные направления.
При этом понятие экосистемности не совпадает просто с широкой продуктовой линейкой.
Если последнее подразумевает скорее цель охватить как можно больше разных сегментов аудитории, то первое – про создание такой образовательной среды, попав однажды в которую в возрасте 3-5 лет, ученик остается в ней вплоть до взрослой жизни, логично переходя из одного продукта в другой, в третий и т.д.
Тем самым, бесконечно увеличивается LTV клиента. А, значит, на привлечение такого клиента можно потратить куда больший маркетинговый бюджет и это окупится.
4. Попадание в трендовые ниши – это мультипликатор развития образовательного бизнеса в 2025 году.
Среди основных растущих ниш стоит выделить:
- логопедию и работу с особенными детками (аутизм, СДВГ, РАС, дислексия);
- нейропсихологию (+75% с 2021 по 2024 год);
- олимпиадную математику (+45% за 3 года);
- робототехнику (при этом ниша программирования для детей в 2024 году уже вышла на свой максимум и начала спад);
- частные школы (+20%);
- изучение китайского языка (+63%);
- учебу в Китае.
5. Но все вышесказанное не будет иметь значения, если у бизнеса не будет в распоряжении точно просчитанной математической финансовой модели бизнеса, которая может дать предпринимателю ответы на следующие вопросы:
- какие параметры бизнеса действительно значимо влияют на итоговую прибыль;
- где те узкие места, куда утекают деньги и почему не получается зарабатывать столько, сколько стоит в плане;
- где стоит сосредоточить свои усилия в первую очередь, куда направить силы команды;
- как декомпозировать план по выручке и прибыли в план продаж и план по маркетингу, чтобы по шагам знать, как прийти к желаемым показателям.
В математическую финансовую модель бизнеса стоит заложить и ее «проверку на прочность». Что станет с прибылью проекта, если в силу обстоятельств придется увеличить ФОТ на 30%, постоянные расходы вырастут на 20%, а продвижение станет на треть дороже?
6. И последнее слагаемое успеха – система продаж.
Образно ее можно сравнить с некоторым насосом, включив который бизнес может управляемо и в нужном количестве привлекать новых клиентов. И на моей практике система продаж - краеугольный камень 90% школ, садов и центров.
В частном образовании почему-то до сих пор принято делать ставку только на сарафан и почти не выделять бюджетов на маркетинг. И в этом большая ошибка предпринимателей, которые не знают, как обеспечить себя клиентами.
Для того, чтобы в бизнесе появилась система продаж, нужно:
- сформулировать свое уникальное позиционирование на рынке: простыми словами, показать, в чем отличие от конкурентов;
- проработать сильные привлекательные для аудитории офферы;
- правильно выбрать маркетинговые каналы: для премиального частного садика из Москвы и для языковой школы из Вологды это будут разные каналы продвижения;
- выделить достаточный бюджет на каждый канал;
- продумать воронки продаж и как они будут работать;
- настроить систему маркетинговых отчетов и аналитики;
- понять, чьими силами все будет реализовываться: руками подрядчиков, штатных сотрудников или самого предпринимателя;
- переступить через свой страх продвижения (при его наличии) и запустить систему продаж;
- не бояться тестировать новые гипотезы и не стесняться прибегать к чужой помощи, проходить обучения, брать консалтинг, тренировать собственную насмотренность.