Мультики без вреда. Как превратить экранное время в пользу для малыша

Мультики без вреда. Как превратить экранное время в пользу для малыша

Современные родители нередко сталкиваются с дилеммой: как использовать мультфильмы и прочие видеоролики, чтобы они не превращались в бесконтрольное «залипание» ребёнка у экрана, а действительно способствовали его развитию?

Анна Шелегина, кандидат педагогических наук, CEO анимационной студии «Платошка» и автор развивающего мультсериала «Цветняшки», рассказывает, как сделать мультфильмы не вредной привычкой, а настоящей пользой для малыша.

Мультфильмы как «глубокое чтение»

Для многих родителей мультфильмы и все прочие видео для детей объединяются в одну категорию «экранного времени». Однако Анна Шелегина подчёркивает, что между мультфильмами и остальным видео­контентом (стримы, хаотичные видео на платформах с короткими роликами, домашние клипы) есть принципиальная разница.

Мультфильмы

Это, по выражению Анны, «глубокое чтение»: в них обычно заложен сюжет, герои, характеры, есть смысл и тема для разговора.

Случайный видео­контент («лёгкое чтение»)

Это зачастую быстрые клипы или ролики, которые созданы для мгновенной реакции, а не для осмысленного просмотра. Такие видео легко вызывают яркие эмоции – смех, испуг, удивление, – из-за чего ребёнок быстро «подсаживается» на них и начинает требовать всё больше.

Задача родителей – отделять «глубокое чтение» от «лёгкого» и объяснять, почему важнее смотреть то, что несёт смысл, учит новому, побуждает к размышлениям и общению.

Мультики как инструмент развития

Для педагогов и родителей мультфильмы давно стали не просто развлечением, а иллюстративным материалом для совместного освоения важных тем. Главное — использовать их осознанно, подбирая под те темы, которые актуальны именно для вашей семьи. Малыш боится темноты? Значит, стоит искать добрые истории, где герои учатся справляться со страхами.

Если хотите научить правилам дружбы — выбирайте сюжеты о том, как заводить друзей и мириться после ссор.

Золотое правило — смотреть вместе

Любой, даже самый полезный мультфильм теряет смысл, если ребёнок смотрит его в одиночестве. Задача родителей — не просто включить серию, но и стать участниками просмотра. Такой подход имеет сразу несколько плюсов:

Безопасность

Вы предварительно убеждаетесь, что содержание подходит по возрасту, нет пугающих или сомнительных моментов.

Обсуждение сюжета

Совместный просмотр даёт почву для разговора — спрашивайте, что ребёнку понравилось, что удивило, какие герои его вдохновили.

Формирование культуры общения

Привычка делиться впечатлениями закладывается с детства. Если вы с ранних лет обсуждаете с ребёнком просмотренные мультфильмы, прочитанные книги, позже он будет охотнее делиться своими мыслями и переживаниями по другим вопросам.

Как разговорить «молчуна»

- Начните с простых закрытых вопросов (да/нет), чтобы ребёнок освоился в диалоге.

- Переходите к вопросам, где нужно выбрать из нескольких вариантов ответов: «Кто тебе больше понравился: герой А или герой Б? Почему?»

- Постепенно усложняйте беседу, просите малыша оценивать поступки героев, предлагать свою версию событий («Что бы ты сделал на месте героя?»).

- Сравнивайте героев и их поведение с жизненными ситуациями: «Кажется ли тебе этот персонаж похожим на твоего друга? А есть ли что-то похожее на твоё поведение?»

Ребенок постепенно приучается к тому, что ему интересно обсуждать с родителем просмотренный фильм, поход в театр, прочитанную книгу. Это вещи, которые закладываются с детства.

И если вы хотите в будущем получить собеседника, друга и человека, с которым интересно что-то обсудить, это нужно начинать с самого раннего детства. И мультики в этом очень хороши.

Культура потребления гаджетов

Очень важная задача родителя в современном мире – не ограждать ребёнка от гаджетов полностью, а формировать культуру потребления гаджетов. То, что вы посмотрели с малышом, потом важно претворять в реальной жизни. Настоящая польза начинается после окончания серии. Увидели, как герои строят дом из подручных материалов? Попробуйте сделать такой же сами.

В мультике нарисовали ёлочку? Предложите малышу повторить рисунок или придумать свою версию. Такой подход развивает воображение и помогает ребёнку закрепить полученные знания.

Мультфильмы — часть гармоничного дня

Конечно, гаджеты не должны становиться единственным развлечением. Важно комплексно развивать малыша, всесторонне, а для этого в дне ребёнка должны быть прогулки, игры, чтение книг, творчество.

Мультики становятся полезной частью дня, когда они вплетены в разнообразную активность. Нужно научить ребёнка переключаться и радоваться разным видам активности – только так вы сформируете гармонично развитую личность.

«Мультфильмы помогают формировать культуру семейного общения. Именно так закладывается основа для доверительных разговоров в будущем».

Вместо итога

Мультфильмы — это не вред и не враг. Это возможность учиться, развиваться и формировать доверительные отношения с ребенком. Всё зависит от того, как ими пользоваться.

Цель родителей – не запрещать мультфильмы и гаджеты, а научить ребёнка управлять своим экранным временем и использовать его с умом.

Тогда мультфильмы перестают быть простым развлечением и превращаются в важный инструмент формирования личности, помогающий малышу расти любознательным, открытым к новому и готовым к увлекательному диалогу с миром.


115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru