Свидание с детством. Почему кино и сериалы про лихие 90-е становятся все более популярными
Искренне ностальгируют по ушедшей яркой и драматичной эпохе как сами режиссеры, так и зритель, что является ключом к коммерческому успеху проектов.
Российские производители кино и сериалов, а также онлайн-кинотеатры отмечают растущую популярность контента о 90-х годах нашей страны. Зритель и ранее активно смотрел фильмы и сериалы, фоном которых является последнее десятилетие XX века, но сейчас интерес к ним значительно усилился.
Так сверхпопулярным в конце прошлого года, в том числе у юной аудитории стал сериал «Слово пацана», немногим ранее «Мир! Дружба! Жвачка!». Зрители положительно оценили такие фильмы как «Бык», «Батя» и т.д.
Уже прогнозируется успех сериала Юрия Быкова «Лихие» про 90-е, стартовавший на платформе «Окко» в конце октября, а также сериала Сергея Тарамаева и Любови Львовой «Дети перемен», который выйдет во второй половине ноября на START и Wink.
Характерной чертой большинства отечественных фильмов и сериалов про 90-е годы можно считать криминальную составляющую, а также драмы в жизни человека на фоне сложных процессов, происходивших в обществе в тот период. В том числе, именно поэтому к этому десятилетию привязался эпитет «лихие».
Добро с кулаками
Опрошенные Daily Moscow представители киноиндустрии рассуждают о «феномене 90-х» на больших и малых экранах и составляющей успеха таких проектов. По их мнению, экспертов, такие проекты позволяют молодым зрителям больше узнать о прошлым нашей страны, а аудитории 30+ вспомнить в том времени себя.
На мой взгляд, рассказывает режиссёр, сценарист и продюсер Евгения Шевченко, популярность темы 90-х никогда далеко не уходила из нашей культуры. К тому же, для многих творческих единиц, работающих в киноиндустрии — это период детства и юности.
Людям свойственно к нему обращаться. Эпоха знакома и понятна, есть возможность поговорить на актуальные темы через такой сеттинг. Но даже не это главное. 90-е — эпоха яркая и драматичная. Сложно пройти мимо. Старый мир разрушился, новый еще не сформировался. Любые характеры и события на таком фоне получаются выразительнее и острее.
Многие говорят о романтизации бандитизма того времени, продолжает режиссер. Упоминать такой термин начали со времен «Брата» великого Балабанова.
Но никакой романтизации бандитизма нет. Есть такой тип героя в кино — «добро с кулаками», причем это не отечественное изобретение.
Оно родилось в Америке в 1970-х, худшее время в истории США XX века с точки зрения экономики и социальной ситуации. Людям нужен был герой, который решает вопросы, как злодей. И он появился, а потом распространился по всему миру, так как нет таких мест, где у людей не было бы потребности в справедливости.
«Я не вижу романтизации в фильмах и сериалах о 90-х, ведь это «добро с кулаками» тоже, как правило, получает по заслугам. Редкие исключения не будем считать за норму. Говоря об актуальных отечественных произведениях, то же «Слово пацана», о котором кто только не высказался и с которого это новое возбуждение на 90-е началось: ни одного хеппи-энда, ни одной счастливой судьбы у полюбившихся персонажей.
Если зритель при этом делает вывод, что хочет так же, вопрос не к кинематографистам, а к психологу.
Такому зрителю и в боди-хорроре найдется вдохновение, и в истории маньяка, и бог знает где еще», - считает Евгения Шевченко.
Быть сопричастным
По словам продюсера и режиссёра кино Константина Кутуева, рожденные в 90-х годах на сегодняшний день – это платежеспособный зритель, и ему приятны отсылки к его воспоминаниям.
Ретро-контент вызывает лояльность и вовлечение зрителя не только за счет повествования, но и за счет узнаваемой фактуры, а также брендов, например, шоколадок, жвачек, конфет, реквизита в домах. Это невольно вызывает положительные эмоции в сознании зрителя, несмотря на то, что, возможно, есть дыры в сюжете.
Благодаря тому, что контент заведомо попадает в сердце зрителя, он рефлексирует, даже если событие в фильме не является драматургическим поворотом. То есть за счет того, что узнаваемые элементы жизни зрителя (его детства) участвуют в этой истории, то и он участвует в этой истории. И с этим актером, точнее этим персонажем, он сопричастен.
«Если мы посмотрим на успешные фильмы, которые связаны с ретро-тематикой и стилистикой 90-х годов, стоит отметить фильм «Батя» с Владимиром Вдовиченковым, где герой живет в настоящем и в прошлом. И причем при просмотре зритель всегда ждал, когда же будет показано прошлое время 90-х годов.
И огромное количество комментариев было о том, что его тоже сажали на шкаф, заворачивали в ковер, таком же выстраивании отношений с отцом. Понимание, почему были какие-то конфликты приходило к зрителю как раз через рефлексию, что раньше было тяжелое время.
То есть ретро-фильмы дают нам ответы на вопросы, почему мы сегодня такие, и как нужно ценить настоящее. Это очень хороший терапевтический момент, особенно сегодня, когда огромное количество населения в поисках себя, и страна находится на перепутье в понимании того, кто же мы такие. А истоки как раз находятся в 90-х годах», - отмечает он
Режиссеры берутся за тематику 90-х, добавляет Константин Кутуев, во-первых, потому что им это интересно. Это их молодость.
Работа над таким фильмом– это возможность пережить заново те тяжелые годы.
И креатив раскрывается, потому что они помнят себя в молодости, они помнят некие обиды, некие центры удовольствия в своем сознании и через контент это показывают.
Получается хорошо, потому что это очень искренние произведения. Они проходят через режиссера, и он знает, как эту тему раскрыть.
Сделать выводы
По мнению продюсера кино и сериалов, руководителя студии Ratpack Production Николая Акопова, если говорить про искусство в целом, мы шли к упрощению форм, элементов, и логично, что 90-е стали одним из ориентиров в смысле визуальной эстетики, пластики и стиля, даже для поколений Y и Z, которые застали это десятилетие еще детьми.
Сейчас, в том числе, мы наблюдаем тренд на даже не буквальное перенесение в эпоху 90-х, а на создании сеттинга с элементами первого постсоветского десятилетия.
Это проявляется и в современной музыке, порой создаваемой с оглядкой не на самые талантливые «маяки» той эпохи. В фильме «Бык», 90-е не во всем правдоподобные, но узнаваемыми, стали частью художественного решения, но они не превалируют над историей. Точно так же, как эпоха 80-х не главная причина, сделавшая «Слово пацана» одним из самых популярных проектов прошлого года.
«Несмотря на байопики про музыкальные группы того времени, драматические фильмы и сериалы про «ревущие 90е», на мой взгляд, только один проект недавнего времени заслуживает пристального внимания – «Мир! Дружба! Жвачка!».
А если рассматривать более ранние проекты - то сериал «Бригада» и фильм «Жмурки», которые были сняты практически по горячим следам. Это, по-прежнему, главные творения с точки зрения художественных качеств и истории.
А ключевое для аудитории всегда история – не важно про каменный век идет речь или про далекое будущее. Эпоха, сеттинг, костюмы, спецэффекты - лишь следствия истории, ее логичное обрамление», - отмечает он.
Я сам рос в 90-е и люблю это время, констатирует Николай Акопов, таким какое оно было, и, несмотря на всю неоднозначность, вспоминается в основном хорошее. Не считаю, что следует преувеличивать ответственность «творцов» перед обществом в проектах с криминальной составляющей:
«По этой логике «Три мушкетера» несут в себе много насилия и убийств. Но мы не считаем, что это каноническое произведение побуждает кого-то закалывать своих недругов шпагой. Наоборот, мы говорим, что эта история учит дружбе и справедливости, а не провоцирует насилие.
Каждый самостоятельно делает вывод или решается на что-либо.
Скорее ситуацию надо рассмотреть в обратном порядке – кино может подсветить актуальные проблемы, вовремя просигнализировать – а общество должно решать, есть ли тут над чем поработать».
Экскурс в прошлое
Делятся своими выводами об эпохи 90-х на экранах и обозреватели фильмов и сериалов. Главный контент-менеджер портала «Этокино.ру» Сергей Новиков также как и сами представители индустрии отмечает, что мода на «лихие 90-е» началась в российском кинематографе еще на стыке веков после выхода двух главных феноменов – дилогии «Брат» Алексея Балабанова и сериала «Бригада» Алексея Сидорова.
По их следам пошли многие режиссеры, но к 2010-м годам эта тема приелась зрителям. Они переключились на мелодрамы и фантастику.
В 2020-х годах после выхода «Коминтерна» Сергея Урсуляка и «Желтого глаза тигра» Марка Горобца началась реанимация популярности историй про «лихие 90-е». В основном она поддерживалась на телевидении и стриминговых платформах. Режиссеры выбрали сериальный формат.
Причем, жанровое разнообразие таких проектов было впечатляющим – от романтических драм типа «90-е. Весело и громко» до семейных историй, примером которых может служить сериал «Мир! Дружба! Жвачка!». Из современных полнометражных российских фильмов о 90-х стоит выделить комикс «Майор Гром: Трудное детство», в котором традиционные атрибуты кино о том времени соседствуют с супергероикой.
«Подвести черту под «криминальной эпохой» в российском кино может сериал «Лихие», который снял Юрий Быков. Он имеет большой потенциал стать полноценным хитом, который будет трудно «переплюнуть».
Возможно, после этого российские кинематографисты переключатся на другие, более актуальные для нашего времени темы, например, военную или шпионскую, после чего романтизированные бандиты останутся в прошлом.
На их место придут герои войны и разведчики-интеллектуалы, о чем можно судить по возросшему интересу к реанимации образа Исаева-Штирлица»,- полагает Сергей Новиков.
Популярная видеоблогер Оля Лёля, рассказывающая о кино и маркетинге на своих каналах, считает, что режиссеры активно снимают сериалы про 90-е, так как они получают отклик от зрителей, и на это есть несколько причин.
Это ностальгия, многие зрители чувствуют её по тому времени, возвращение к воспоминаниям о детстве и юности создает эмоциональную связь с сюжетами и персонажами.
Исторические события: 90-е годы в России были временем значительных изменений в экономике, культуре и политике. Эти события предоставляют богатую основу для драматургии и создания сюжетов, о которых можно рассказывать сегодня.
Культура и стиль: эстетика 90-х, включая моду, музыку и технологии, позволяет привнести уникальный стиль и атмосферу в современные проекты.
А также современное восприятие: для зрителей, родившихся после 2000-х, сериалы о 90-х являются наглядным экскурсом в недавнее прошлое, которое было поворотным в истории нашей страны.
«Конечно же, в кино и сериалах о 90-х, частично есть героизация бандитов, так как зачастую они на экране обладают харизмой и эксцентричностью, что несомненно привлекает зрителей.
Также люди могут воспринимать бандитов как символ силы и независимости, что точно несет в себе негативный подтекст. Но хочу отметить, что зачастую в таких сериалах показывается суровая жестокость того времени, в которой точно нет никакой романтики.
Многие зрители с облегчением понимают, что они это уже пережили, а новое поколение, видя допущенные ошибки, не даст им повториться в будущем»,- считает видеоблогер.
Закрыть «фактуру»
По мнению экспертов, в ближайшее время российские производители кино и сериалов, прекрасно понимая потребности своей аудитории, продолжат использовать 90-е годы, чтобы создавать интересный и запоминающийся продукт, но общее количество может уменьшиться.
«Думаю, популярность 90-х в ближайшее время себя не изживет и сохранит место особой ниши в актуальном кино и сериалах. Однако не считаю, что у нас будет бум подобных историй. Но если кино талантливое, привлекает зрителя, поднимает важные темы, то почему нет, пусть будет»
Режиссёр, сценарист и продюсер
При всем многообразии производимых фильмов и сериалов, делает выводы Константин Кутуев, эпоха 90-х так или иначе стоит в линейке релизов с современными историями. И поэтому для нее всегда будет зритель: «Вопрос в том, каким образом по-разному смогут эту эпоху раскрывать. Возможно, через политику, возможно, через культуру, возможно, через бизнес. Но так или иначе это интересно, в том числе и молодым подрастающим зрителям, потому что в телевизионном пространстве, в бытовом постоянно упоминается фраза “а как было в 90-х” – и им интересно узнать, а как оно все-таки было».
Сейчас самый пик кино и сериалов про 90-е, и тенденция, что их количество в ближайшие 2-3 года пойдет на спад, полагает Николай Акопов.
«Неумолимо яркие 90-е постепенно перестанут заполнять то количество экранного времени, как в настоящий момент просто потому, что будем обсуждать и вспоминать 2000-е, затем 2010-е гг. и так далее. Так, Юрий Быков заявил, что закрыл для себя «фактуру» 90-х годов недавним проектом «Лихие». Это не означает, что про 90-е не будет фильмов – но это перестанет в том числе тащить за собой волну необоснованного хайпа»
Продюсер кино и сериалов, руководитель студии Ratpack Production