«Не все кино должно быть смешным и про супергероев». Актер Роман Ладнев — о современном кино
24 августа в кинотеатре «Художественный» прошла премьера трех короткометражных фильмов по сюжетам, придуманным самими москвичами, и с их участием.
Эти работы стали итогом проекта «От идеи до премьеры», организованным Москино при поддержке Департамента культуры города Москвы. В нем каждый житель столицы мог попробовать себя в роли автора идеи или актера и стать участником всего процесса создания кино.
Одним из членов жюри народного кастинга стал известный российский актер Роман Ладнев. В интервью он поделился впечатлениями от проекта, рассказал о том, каких лиц не хватает современному кино и как город может стать его героем.
О важности проекта «От идеи до премьеры»
Здорово, когда абсолютно разные люди могут попробовать себя в роли актеров, прикоснуться к миру кино. Ведь о том, как он устроен изнутри, мало кто знает. Об этом есть какое-то искаженное представление по старым советским фильмам, миниатюрам, таким, например, как делал Андрей Миронов, но сегодня они выглядят немного буффонными.
Профессия артиста изменилась, равно как и кино, ставшее более натуралистическим, документальным. И сегодня оно требует не столько «высоконаучной» подготовки, сколько умения тонко чувствовать, сопереживать.
То, чему учат в театральных и киновузах, позволяет что-то сделать на площадке не один, не два раза, а пятьдесят, и по заказу. Однако люди без специального образования, но с тонкой душевной организацией оказываются иногда гораздо более ценными кадрами, чем профессионалы.
О народном кино и его культурной ценности
Я думаю, в культурном смысле это еще большой неизведанный пласт для всех нас. Пока мы используем только небольшой процент его потенциала.
Народное кино снимается не часто, потому что это долгий и сложный процесс, проще взять профессионального артиста. Хотя такой формат позволяет показать новые типажи, живые лица, иногда точнее раскрыть замысел режиссера.
В современном кино много красивых людей, а настоящих мало. Такое время.
Зритель хочет смотреть на красивых, статных персонажей, а если это, скажем, полный и лысый артист, он обязательно должен быть смешным. Так было и раньше.
Но, например, Евгений Павлович Леонов играл не только смешные роли, он был потрясающим драматическим, трагическим артистом. Сегодня таких почти нет.
И когда в кино приходит обычный человек, его лицо — такое, какое есть — порой может сказать намного больше, чем подтянутое, загримированное лицо звездного актера.
Кто запомнился на кастинге проекта
Там были невероятные открытия. Например, девушка, работающая диджеем на радио, — потрясающая звездочка, которая сделала первый день кастинга.
Запомнилась еще одна абсолютно самобытная и уникальная с точки зрения внешности девчонка. Не сказать, что она сногсшибательная блондинка, но очень целостная и настоящая.
На нее смотришь и понимаешь, что она обычный человек, при этом многогранный. Очень умная, начитанная, с филологическим образованием, и разговаривает так, как преподаватель философии в ГИТИСе.
Вместе с тем у нее к двадцати с небольшим годам сложнейшая судьба, жесткий бэкграунд сложных отношений с родителями, серьезных историй, связанных со спортом, — первый разряд по спортивной гимнастике. Это человек в нежном возрасте с несгибаемым стержнем, глубокая личность, которую хочется разглядывать.
Она как калейдоскоп. Задаешь ей вопросы. Она повернулась, и — раз! — тут она совсем другая. Здесь трагичная, здесь смешная, здесь нелепая, а вдруг ты видишь перед собой европейскую женщину XIV века. Почему не снимать таких людей? Их надо снимать, из такой фактуры можно лепить все что угодно.
Я могу говорить долго про всех участников. Каждый человек — это судьба. И у каждого есть такой маленький бриллиант, который он никому не показывает. Найти его, посмотреть, как он сверкает в свете софитов, раскрывается перед камерой, — бесценно.
О сложностях в участии подобных конкурсов
Атмосферу создавали мы сами. Вместе со мной в жюри сидели очень добрые, настроенные позитивно люди. Нашей маленькой компанией мы постарались никого не обидеть, быть внимательными. Ни у кого не было цели как-то самоутвердиться, оценить участников свысока.
Я надеюсь, мы смогли отнестись к каждому как к личности, раствориться в людях, пришедших к нам, и сами получили большое удовольствие от процесса. Участники и плакали, и смеялись, но, мне кажется, уходили довольными, и это очень важно.
Иногда психологи, работая с людьми, используют такой инструмент, как арт-терапия. В России про нее пока мало знают, но это очень действенный метод.
Для его развития у нас есть все: замечательная театральная педагогика, великолепные режиссеры, психология, которая находится в нашей стране не на последнем месте.
Почему бы не объединить эти составляющие и не сделать кинотерапию для тех, кто хочет разобраться в себе?
Она может помочь людям преодолеть какие-то сложности и жить дальше. Кроме того, из такого опыта может родиться очень интересный творческий продукт.
О важности атмосферы города в кино
Я вырос в двухстах километрах от Москвы и помню, какое колоссальное впечатление она на меня произвела.
Сама столица безумно кинематографична, а за последние годы стала еще более красивой, чистой и эстетичной.
То, что кино дает возможность познакомиться с ней, это замечательно. Я приехал в город, который знал по фильмам, в том числе по картине «Москва слезам не верит» с моим мастером Алексеем Владимировичем Баталовым в главной роли.
И я знал, что такое для Москвы сталинские высотки. Когда они и другие знаковые места сами становятся героями фильмов, для людей, живущих в Сибири, на Дальнем Востоке, в других регионах, Москва становится чуть ближе. Это важно, потому что столица не только город для москвичей, это часть нашей общей родины.
Для русского человека съездить сюда — значит прикоснуться к чему-то большому, монументальному, но одновременно душевному и родному.
Хотя за двадцать лет я так и не стал москвичом, для меня это место, где я заряжаюсь, получаю безумный драйв. И если раньше, чтобы вдохновиться, мне нужно было куда-то уехать и посидеть в тишине, то сейчас я могу прогуляться вечером по центру, и появляются мысли, идеи, желание что-то создавать.
Чего не хватает в современном кино
Как ни странно, в современном кино очень много непрофессионалов, и это, конечно, влияет на его уровень.
Мастер говорил нам: «Вы живете в сложное время под лозунгом “продай бабушку — купи велосипед”. Все продается и покупается». Отчасти он был прав.
К сожалению, в индустрию порой приходят люди с огромными финансовыми ресурсами, которые сами категорически не хотят ничему учиться, но говорят, как надо играть, как и про что снимать. При этом они не понимают тех вещей, о которых думает и страдает простой зритель.
Человек идет в кино за катарсисом, чтобы облиться слезами или похохотать над вымыслом, что-то вынести для себя, очиститься через душевные страдания или освободиться от своих личных болей. К сожалению, сейчас такого кино мало, хотя тридцать, сорок лет назад мы умели его снимать.
Маятник качнулся в сторону фильмов в стиле КВН, Comedy Club. Я не хочу умалять достоинства этих ребят, они профессионалы в своем деле, но должна быть и альтернатива. Для этого нам сегодня не хватает профессионализма, насмотренности.
Иногда стоит посмотреть немцев 20-х годов, чтобы снимать ужасы, иногда — старое российское кино, чтобы сделать красивую лирическую комедию.
Не все кино должно быть смешным и про супергероев. Можно снять фильм без спецэффектов и безумной графики в каждом кадре, но это будет история простого человека, которую захочется пересматривать, как «Иронию судьбы».
Не стоит забывать, что кино можно и нужно снимать для умного зрителя, вести его за собой. И кино не обязательно должно быть дорогостоящим. Оно должно быть дорогим в творческом, душевном и духовном смысле для тех, кто его делает.
Автор интервью: Наталья Малахова