Общество

Конец академической свободы. Интервью с бывшими преподавателями ВШЭ

Главный либеральный ВУЗ России больше не главный и совсем не либеральный

Конец академической свободы. Интервью с бывшими преподавателями ВШЭ

Летом и осенью в СМИ и в соцсетях горячо обсуждали тему зачистки преподавателей, которые открыто выражали свою позицию против поправок Конституции, которые посмели не соглашаться с реформами ВШЭ или участвовали в публичных правозащитных акциях. В этом году уже 28 преподавателей прекратили свою работу в Вышке. О том, что же произошло в самом свободомыслящем университете России, расскажут преподаватели ВШЭ в материале специально для Daily Moscow.

Истинная причина увольнения из ВШЭ
 

Виктор Горбатов ВШЭ

Виктор Горбатов, преподаватель философии (в ВШЭ с 2008 г.).
Что касается истинной причины моего увольнения, я могу о ней только догадываться.

Официальное объяснение (недостаточное количество публикаций и отсутствие научной степени) не очень согласуется с тем фактом, что с такими же самыми показателями два года назад со мной безо всяких вопросов продлили трудовой договор и даже поощряли все это время как «лучшего преподавателя».

Видимо, как-то внезапно я стал худшим. Если ты подписываешь открытые письма правозащитного содержания и высказываешься в соцсетях на общественно значимые темы, то очень быстро оказываешься неудобен руководству.

Ирина Алебастрова ВШЭ

Ирина Алебастрова, доктор наук (в ВШЭ с 2015 г.).
Я юрист и привыкла оперировать фактами и доказательствами. Никаких доказательств относительно того, что меня уволили по политическим мотивам или прагматическим причинам, пожелав освободить место для кого-то еще, у меня нет. Но что я должна думать?

Я успешно – без каких бы то ни было трудностей — прошла конкурс 28 февраля 2020 года, никаких претензий мне никогда не предъявлялось ни в устной, ни в письменной форме. Факультет рекомендовал руководству университета заключить со мной трудовой договор на пять лет. Публикационная активность у меня на необходимом уровне. По всем рейтингам у меня тоже все было благополучно: студенты избирали меня лучшим преподавателем, оценки за преподавание со стороны студентов у меня были очень высокие согласно регулярным опросам.

Сокращение количества студентов или аудиторных часов на преподавание конституционно-правовых дисциплин в наступившем году места не имели. И, тем не менее, со мной предпочли не продлевать трудовой договор, приняв вместо нас – уволенных преподавателей, – на работу для преподавания конституционно-правовых дисциплин несколько других людей.

Самое интересное, что юридически намерение руководства ВШЭ завершить со мной трудовые отношения к концу августа оформлено не было: ни трудового договора, ни дополнительного соглашения к предыдущему договору после того, как срок его действия истек, со мной заключено не было.

Данное обстоятельство и оказывается причиной того, почему мое увольнение является абсолютно незаконным, и я его оспариваю в суде. Но самое удручающее в данной ситуации то, что кафедра конституционного права ВШЭ практически ликвидирована, а это было сообщество специалистов высочайшего класса

У меня есть собственная позиция по политическим вопросам, которую я бы назвала профессиональной позицией по конституционно-правовым вопросам. Да, наверное, она не совпадает с позицией большинства. Да, я ее открыто выражаю. Например, я была категорически против принятия поправок к Конституции в 2020 году — прежде всего об обнулении сроков действующего президента.

Разумеется, я всячески продвигала свою точку зрения на своей странице в Facebook, изредка давала интервью СМИ. В прошлом году я категорически выступала против отказа в регистрации оппозиционных кандидатов, инициировала письмо в центральную избирательную комиссию, которое собрало несколько сотен подписей.

Не знаю, послужило ли это причиной моего увольнения или нет, но с деловой и юридической точки зрения никаких оснований разрывать со мной трудовые отношения у ВШЭ не было, и нет.

Илья Гурьянов ВШЭ

Илья Гурьянов, кандидат философских наук (учился в ВШЭ и работал там с 2012 г.).
Короткий ответ: моя правозащитная работа. Потому что по количеству публикаций, по оценкам качества преподавания я был на одном уровне с коллегами, которым договоры продлили.

Но, в отличие от них, я открыто занимался правозащитной работой как член профкома профсоюза «Университетская солидарность». Вся информация о членах профкома есть на сайте профсоюза, чтобы коллеги знали, к кому обращаться. Рядовых же членов администрация не знает, мы сохраняем их анонимность.

Я писал на своей персональной странице в соцсетях о случаях нарушения трудовых прав во ВШЭ, чтобы привлечь к ним внимание коллег

Другим методом было прямое обращение к ним через электронную почту, например, с просьбой подписать коллективное письмо. Видимо, администрация думает, что если никто не будет говорить о проблемах преподавателей, то и сами эти проблемы мистическим образом рассосутся.

Ой, что-то в Вышке происходит


Виктор Горбатов
Политика ВШЭ менялась постепенно. Можно вспомнить «реорганизацию» политфака два года назад, историю с журналом Doxa, травлю Гасана Гусейнова.

Мое личное оценочное мнение состоит в том, что за последние годы руководство ВШЭ проявляет все больше показной лояльности по отношению к властям, все больше жадности по отношению к платным студентам и все больше пренебрежения к правам преподавателей

Но хуже всего — усугубляющееся лицемерие, двоемыслие и двоеречие. В каком-то смысле показная лояльность появилась в ВШЭ из-за денег. Чтобы попасть в программу 5/100, нужно было отказаться от выборности ректора и включить в наблюдательный совет государственных функционеров. Это, разумеется, должно было сказаться на внутренней атмосфере в вузе. Насколько эта лояльность искренняя, не имеет значения. Такой уж это продукт, лояльность: производить впечатление лояльности и значит производить лояльность.

На мой взгляд, современный вуз не может функционировать без университетской автономии. Должна быть выборность ректоров и деканов, должны быть защищены трудовые права преподавателей (нужны долгосрочные трудовые договоры, от 3 лет и больше), должны активно работать независимые профсоюзы вроде «Университетской солидарности».

Ирина Алебастрова
В прежние годы тоже имели место достаточно резонансные случаи увольнения оппозиционно настроенных (и весьма известных) преподавателей. Я думаю, что это звенья одной цепи: причина та же самая, что у принятия поправки в Конституцию РФ – это ужесточение режима.

Это дрейф в сторону закручивания гаек и нарастания диктаторских тенденций в политическом режиме нашей страны. Будем надеяться, что либеральная университетская вольница окончательно задушена не будет, мы-то остались прежними. Какой бы мы ни имели статус и где бы мы ни работали, мы все равно не будем другими.

Илья Гурьянов
Политика ВШЭ изменилась не резко. Просто сейчас какие-то процессы, которые протекали в скрытой от общественности форме, вышли на поверхность, потому что были прекращены трудовые отношения с целым рядом видных преподавателей. И для тех же журналистов стало ясно: «Ой, что-то в Вышке происходит…» Выстраивание жесткой властной вертикали с закрытыми механизмами принятия всех управленческих решений длилось не один год.

Для того чтобы инициативы руководства хорошо работали, сотрудники должны четко понимать, что не так сейчас, кто и на каком основании это решил, в чем альтернативы. Культура диалога с сотрудниками совершенно ушла из Вышки.

Примечательную цитату передал мне один из членов профсоюза со встречи руководства ВШЭ с узким кругом сотрудников, обладающих, по мнению администрации, высоким профессиональным потенциалом: «Давайте идти не от людей, которые всегда найдут объяснение своей неэффективности, а от задач, которые мы уже поставили и должны решить, так или иначе». Это человеконенавистничество. Да и что может быть менее эффективно, чем постоянные реформы и перетряхивание кадрового состава подразделений? Но к нам приходят и просто ставят перед фактом.

Елена Лукьянова ВШЭ

Елена Лукьянова, доктор юридических наук (в ВШЭ с 2014 г.).
Я могу предполагать, что у Попечительского совета ВШЭ, куда входит первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко, появились новые требования к содержанию высшего образования.

Кто-то говорит, что преподавателей уволили за оппозиционные взгляды. Лично у меня нет оппозиционных взглядов. У меня есть профессиональной научный взгляд на право. Все остальные взгляды не касаются моей работы в вузе

Ни один нормальный преподаватель не нарушит преподавательскую этику и не будет проецировать на студентов свои политические взгляды. В вузе должны преподавать науку, обучать основам профессии. Причем здесь оппозиционные взгляды? Я никогда не делилась со студентами своими личными воззрениями. И все знакомые мне преподаватели тоже не экстраполировали свои взгляды на студентов. Если мои взгляды на правовую науку называются оппозиционными, это значит, что науки больше нет.

Высшее образование России


Виктор Горбатов
В принципе, похожая ситуация проявляется во многих российских вузах — просто в Вышке слишком уж большой контраст между декларируемыми ценностями академической свободы, партнерских отношений со студентами, международного академического сотрудничества и реальным положением дел.

Невозможно стать вузом европейского уровня, если следовать методичкам в стиле знаменитого письма Никулинской межрайонной прокуратуры

Ирина Алебастрова
То, что преподаватели находятся кто под большим, кто под меньшим политическим и идеологическим прессингом, заметно и чувствуется, это витает в воздухе. И это сказывается на качестве образования худшим образом.

Чтобы были прорывы, качественные исследования, на которые претендует руководство вузов, нужна свобода преподавания, академическая свобода.

Хотеть достижений, креатива без свободы мысли и слова – это хотеть молока без коровы

Этот прессинг сказывается и на состоянии общества, и на состоянии образования. Официально от преподавателей не требуют прекратить критиковать решения власти. Но происходят такие события, которые, по моему мнению, говорят о том, что такой запрет негласно существует.

Илья Гурьянов
За 10 лет можно увидеть как позитивные, так и негативные изменения. В силу логики правозащитной работы я больше сталкиваюсь с негативными сторонами. Коллеги, увы, не приходят в профсоюз, если у них все хорошо.

Положительные тенденции есть, можно привести в пример Диссернет, который борется с плагиатом и «фабриками» по написанию диссертаций. Даже на уровне министерства уже знают о «мусорных» научных журналах, где за деньги публикуют статьи низкого качества. Они действуют не только в России, но и за рубежом.

Идут попытки найти критерии, как отделить настоящих ученых от проходимцев, которые, обладая аппаратным ресурсом, делают вид, что у них большое количество научных работ. Новый министр образования и науки В.Н. Фальков этим летом сам инициировал встречу с делегацией нашего профсоюза, и мы обсуждали эти темы, что является добрым знаком.

С 2010 по 2015 годы государство достаточно интенсивно поддерживало науку через систему научных фондов (РГНФ, РФФИ и другие), которые выдавали гранты на исследования. Очень важно, чтобы все преподаватели вузов имели положительные стимулы заниматься наукой. Но в последние пять лет эту систему стали менять.

Восторжествовала такая логика: «Зачем мы будем по чуть-чуть давать всем? Давайте дадим сразу много денег, но немногим, и усложним процедуру отчетности». Эта логика рискует оставить от научного ландшафта выжженную пустыню. Непрозрачность решений по конкурсам все равно сохранилась. Общий объем денег в науке сократился. Денег нет. Но возникает вопрос: «А на что они есть?»

Елена Лукьянова
Высшее техническое образование осталось прежним. Академическая свобода ухудшилась только в гуманитарном образовании.

Если говорить об образовании в целом, то государство очень сильно превышает свои полномочия, вмешиваясь в образовательный процесс

Излишнее регулирование в этой сфере всегда снижает качество образования и вредит свободе преподавателя. Профессорско-преподавательский состав должен прямо говорить об этом государству и отстаивать свободу преподавания.

Последнее обращение Никулинской прокуратуры в РАНХиГС — это беззаконие, противоречащее международным обязательствам России в области академических прав и свобод. Общественное возмущение позволило отстоять позицию РАНХиГС, но что будет дальше, непонятно. Около века назад подобная ситуация возникла в МГУ, тогда примерно такое же письмо пришло из царской охранки. После этого сто профессоров уволилось по собственному желанию. Сейчас никто не стал увольняться, а надо бы!



Высшая школа экономики отрицает политическую подоплеку увольнений сотрудников, ссылаясь на проводимую реорганизацию факультетов. Однако, это не объясняет почему под кадровые сокращения и непродление контракта попали именно те, преподаватели, которые открыто выражали свою политическую позицию. Приводим полный текст официального комментария ВШЭ.

Комментарий пресс-службы ВШЭ по ситуации с увольнением преподавателями
Процесс кадровых и структурных изменений в ВШЭ происходил в рамках реорганизации факультета права, факультета гуманитарных наук и факультета бизнеса и менеджмента, которая была утверждена в новой Программе развития до 2030 года, принятой Ученым советом.

Руководители ВШЭ в течение 2020 года проводили серию встреч с коллективами факультетов, которые проходили реорганизацию в первую очередь. При приеме на работу определяющими факторами являлись профессионализм, академический потенциал, соответствие требованиям проектного университета, которым в рамках новой программы развития до 2030 года становится Вышка. Помимо этого, учитывалась публикационная активность, а также студенческая оценка преподавания (СОП).

В университете работают люди с абсолютно разными политическими взглядами. Никакой избирательности по отношению к тем или иным преподавателям не существует, наши сотрудники придерживаются разных взглядов, открыто заявляют свои личные или экспертные позиции по тем или иным вопросам, это никак не влияет на их работу в Вышке. Мы с сожалением наблюдаем за попыткой нескольких преподавателей увязать свой уход из ВШЭ с той или иной гражданской деятельностью или политической позицией — это абсолютные домыслы, не имеющие под собой никаких оснований, это искажение реального положения дел, которое нашим бывшим коллегам прекрасно известно.

Матвей Антропов
Фотографии из личного архива преподавателей со страниц Facebook

Добавьте Daily Moscow в избранное Яндекс.Новости и Google.News Подписывайтесь на канал в Telegram

Добавьте Daily Moscow в избранное в агрегаторах Яндекс.Новости и Google.News
Подписывайтесь на канал в Telegram