«Мы в первую очередь люди». Этика и основные принципы коммуникации с людьми с инвалидностью

«Мы в первую очередь люди». Этика и основные принципы коммуникации с людьми с инвалидностью

Инклюзивность — неотъемлемая часть жизни современного общества. Но далеко не все понимают и знают, как грамотно и корректно общаться с людьми, имеющими инвалидность. Об основных принципах и правилах коммуникации Daily Moscow рассказала Надежда Чередниченко, генеральный директор и соучредитель компании «Доступная страна».

Надежда Чередниченко, «Доступная страна»

Главное правило этики общения с людьми, имеющими ограничения жизнедеятельности, — не делать акцент на инвалидности собеседника и не уделять излишнее внимание каким-либо особенностям его здоровья.

Исходя из практики эксперта по общению с людьми с инвалидностью, большинство из них подчеркивают: «Мы в первую очередь люди, просто используем различные вспомогательные средства: трость, кресло-коляску, протез‎».‎

Как в таком случае выстроить корректную и тактичную коммуникацию? Рассматриваем основные принципы.

Принцип равенства

В 2006 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах инвалидов, где обозначено, что человек, имеющий инвалидность, является ‎‎полноценным членом мирового сообщества.

Россия ратифицировала документ в 2012 году. Более того, согласно нормам, которые установлены Федеральным законом 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», дискриминация по признаку инвалидности в нашей стране недопустима во всех формах отношений — рабочих, личных, потребительских и других.‎

Как грамотно и корректно общаться с людьми, имеющими инвалидность

За отказ в оказании услуг по этому признаку предусмотрена административная ответственность. Поэтому любые форматы коммуникации с людьми с инвалидностью должны реализовываться по принципу равенства — благодаря такому подходу каждому будет комфортно расти и развиваться в социуме.

Большая часть правил грамотной коммуникации с людьми с инвалидностью аналогична общепринятым нормам любого общения, основанного на взаимоуважении.

Несколько примеров базовых принципов равенства, которые следует учитывать:
- Проявляйте корректность и уважение к каждому человеку;
- Внимательно отслеживайте свое поведение и держите эмоции под контролем — не провоцируйте окружающих и не инициируйте конфликты;
- Общайтесь с людьми напрямую, не говорите в их присутствии так, будто они не рядом;

- Приветствуйте человека с инвалидностью аналогично стандартным формам: с помощью рукопожатия, кивка головы, принятых в обществе словесных вариантов. К примеру, если у собеседника есть протез руки, то это не повод отказаться от рукопожатия.

- Не нарушайте личное пространство человека по своей инициативе, не прикасайтесь к нему без крайней необходимости и заранее запрашивайте разрешение, прежде чем начать помогать. Либо дождитесь, когда человек обратится к вам и попросит о помощи самостоятельно. Это особенно актуально в коммуникации с людьми, использующими кресло-коляску, и инвалидами по зрению;

- Не демонстрируйте смущение внешними особенностями человека с инвалидностью и не выражайте сочувствие на эту тему.

Какие слова можно использовать в общении с людьми с инвалидностью

Многообразие речевых конструкций часто сбивает с толку даже в бытовых ситуациях, если в них появляется новый контекст. Поэтому понимание того, какие слова корректно использовать в отношении людей с инвалидностью, а какие — нет, может показаться целой наукой. Разбираемся в основных принципах на примерах.

Корректными будут следующие выражения:

- человек, имеющий инвалидность;
- человек с ограничениями жизнедеятельности;
- человек с нарушением зрения (слуха);
- обычный, типичный человек;
- человек, использующий инвалидную коляску;
- врожденная инвалидность;
- человек, который перенес болезнь;
- человек с ментальными нарушениями;
- человек с особенностями психического здоровья;
- человек с синдромом Дауна.

Недопустимо использование уничижительной лексики — например, выражений: «тормоз», «слабоумный»‎, «Даун», «калека»‎, «деформированный»‎.

Если вы столкнулись с человеком с инвалидностью возле входа в здание или в метро и видите, что ему нужна помощь, то не спешите сразу действовать. Сначала уточните, насколько это необходимо. Если человек использует кресло-коляску, то, спрашивая про нее, уместно использовать слово «коляска», а пропуская его вперед в помещение, можно сказать «въезжайте». А вот использовать слова «тележка»‎ или «катись»‎ крайне нежелательно.

Также выделяются специализированные нюансы коммуникации в зависимости от категории, к которой относится человек с учетом своих особенностей.

Как взаимодействовать с человеком, передвигающимся на кресле-коляске

Многие люди, использующие кресло-коляску, ведут активную социальную жизнь и стараются быть максимально самостоятельными в своих действиях и передвижениях.

Однако не все окружающие пространства приспособлены под потребности людей с инвалидностью, поэтому им все же может потребоваться помощь.

В такой ситуации не бойтесь проявить уместную инициативу, главное — всегда спрашивайте у человека разрешение, если требуется взаимодействие с креслом-коляской. Внимательно следуйте всем рекомендациям владельца коляски для правильных действий, особенно если раньше у вас не было опыта взаимодействия с подобными устройствами.

Не совершайте резких движений, старайтесь минимизировать тряску и следите за окружающим пространством, чтобы случайно не наехать на препятствия и не навредить человеку и себе.

Недопустимо опираться на кресло-коляску, браться за какие-либо части рамы, ручки, подножки и другие детали. К таким же запретам относится использование коляски в качестве «вешалки» для ваших вещей (сумок, одежды). Спрашивать разрешения об этом также не следует: коляска — личное пространство человека, которое не предусмотрено для подобного использования.

Как взаимодействовать с незрячим или слабовидящим человеком

Незрячие или слабовидящие люди ориентируются и познают мир через звуки и тактильные ощущения. Так что ваш основной инструмент для коммуникации с ними — это голос и его интонационные вариации.

При первой встрече необходимо представиться самому и познакомить человека с вашими спутниками (если они есть). Во время беседы всегда обращайтесь к собеседнику по имени, чтобы привлечь внимание и дать понять, что ваши реплики обращены именно к нему.

Если вы сопровождаете незрячего или слабовидящего человека до какого-то места, то желательно поддерживать его под руку (обязательно предложите помощь, но не помогайте без разрешения).

Рассказывайте о том, что происходит вокруг. Сделайте акцент на попутных препятствиях: бордюрах, ступенях, лифте, порогах, а также уточните, требуются ли ему описания дополнительных деталей.

Чтобы помочь человеку присесть, мягко направьте его руку на спинку стула. Дальше он сориентируется сам или попросит дополнительной помощи при необходимости. Также оперативно откликайтесь на просьбы незрячих людей, если им нужно что-то подать.

Однако не пытайтесь додумывать за собеседника: если он обратился к вам и попросил что-то ему прочесть, то озвучьте только тот объем информации, который у вас запросили, а не весь текст. Даже если вам кажется, что так будет лучше.

Еще один важный аспект: собаки — милые животные, но собаки-проводники — это в первую очередь помощники, находящиеся «на работе». Поэтому если незрячего человека сопровождает собака-проводник, не отвлекайте ее от процесса, не играйте с ней и не пытайтесь дразнить.

Наши привычки иногда оказываются сильнее нас, поэтому могут возникнуть ситуации, когда на прощание вы скажете незрячему человеку фразу «Скоро увидимся» или нечто подобное. Да, это будет неуместно, но не критично.

Главное — не заострять на этом повышенное внимание, просто возьмите себе на заметку и избегайте таких слов в дальнейшем общении.

Как взаимодействовать с глухим или слабослышащим человеком

Если вы общаетесь со слабослышащим устно, тогда создайте условия, при которых человек будет отчетливо вас видеть. Для того, чтобы привлечь внимание человека, допустимо использовать неторопливые дружелюбные жесты, например, помахать рукой и улыбнуться.

Назовите человека по имени и отчеству, а если реакции не произойдет, то слегка прикоснитесь к его руке или привлеките внимание жестом.

Желательно говорить спокойно и размеренно, поскольку люди с инвалидностью по слуху не определяют интонацию. Нарушения слухового анализатора влияют на речевое развитие, из-за чего слабослышащие люди часто говорят не очень хорошо.

Это нормально, поэтому при общении с собеседником просто примите это как факт и не переживайте. Указывать на грамматические ошибки и делать замечания по поводу устной речи слабослышащим людям некорректно. Зато переспрашивать что-то, что вы могли не расслышать в диалоге, — абсолютно нормально.

В определенном контексте можно выбрать иной способ коммуникации вместо речевого: текстовые переписки, использование приложений и других гаджетов. Хорошим тоном будет заранее узнать, умеет ли ваш собеседник читать по губам. Главное — делать это тактично и вежливо, без акцента на особенностях коммуникации.

Также уместно применять мимику или язык жестов, если вы им владеете. Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, а не к его сопровождающему, например, сурдопереводчику.

Как взаимодействовать с человеком, имеющим ментальные нарушения (особенности умственного развития)

В первую очередь подберите такой тон общения, который был бы понятен собеседнику. Старайтесь максимально четко рассказывать о чем-то сложном и не допускайте общения на повышенных тонах. Речь должна быть спокойной, без колебаний тембра и скорости изложения информации.

По возможности устную информацию можно сопровождать иллюстрированными или письменными материалами.

Помните, что перед вами равный вам взрослый человек, имеющий такие же права, как и другие члены общества.

Как взаимодействовать с человеком, у которого диагностировано психическое заболевание

Предвзятость — худший враг коммуникации, поэтому важно проявлять в общении дружелюбие. Если видите, что человеку нужна помощь, то заручитесь его согласием на ее получение.

Основное правило — общайтесь с людьми с психическими заболеваниями так же, как и с людьми, у которых их нет. Не делайте выводы, основываясь лишь на вашем предвзятом к ним отношении.

Как взаимодействовать с человеком с нарушениями речевого развития

Если вы общаетесь с человеком, испытывающим значительные трудности в разговоре, то можете без лишнего стеснения переспросить то, что вам не понятно. В этом нет ничего обидного, только делайте это корректно, не указывая на то, как трудно вам понимать собеседника.

При общении расположитесь так, чтобы вашему собеседнику было удобно. Оптимальный вариант, если ваши глаза будут расположены на одном уровне с глазами собеседника. Не отводите взгляд.

Покажите, что вы заинтересованы в общении, внимательно слушая собеседника, не перебивая и не торопя его.

Не задавайте сложных вопросов собеседнику и запаситесь терпением и достаточным количеством времени. Если уместно, то попросите сказать слово по буквам. При необходимости уточните, не хочет ли ваш собеседник общаться при помощи переписки. Возможно, ему так будет удобнее. Однако не настаивайте на смене форм коммуникации.

Не все коммуникации могут эффективно выстраиваться с первого раза, поэтому не ругайте себя, но старайтесь анализировать ошибки и исправляйте их для более качественного взаимодействия в будущем.

Главное при общении с каждым из нас, вне зависимости от индивидуальных особенностей, — оставаться человечным.

Фото на обложке: Viola Gesmundo

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru