Общество 19 июля, 11:32
Поделиться: Поделиться:

Инклюзивное общество - миф или новая реальность нашего времени?

Журналист и общественный деятель Игорь Дружко - о том, что такое инклюзивность и почему она так важна в современном обществе

Инклюзивное общество - миф или новая реальность нашего времени?

Инклюзивность — это процесс включения людей с ограниченными ментальными и физическими возможностями в социальную среду. Также это касается тех, кто принадлежит другой расе, религии или культуре.

В России инклюзивная среда начала развиваться в 80-90-х годах. Тогда начали активно внедрять первые программы, которые вовлекали детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс.

Сейчас инклюзивному пространству в России необходима поддержка и вклад в его развитие.

Если посмотреть данные опроса ВЦИОМ, то 60% россиян ни разу не слышали об инклюзивном образовании. Это говорит о том, что на данный момент нет полноценной включенности и информированности общества.

Игорь Дружко
Журналист, общественный деятель, член клуба фандрайзеров, специалист в цифровизации НКО

Но государство предпринимает действия в этом направлении. Создаются программы, такие как «Доступная среда». Она организовывает условия для интеграции людей с ограниченными возможностями в социальную среду. Введены программы дошкольного образования, которые делают акцент на индивидуальных особенностях ребенка. Музеи адаптируют пространство так, чтобы каждый смог прикоснуться к искусству. Например, в Пушкинском реализован проект «Доступный музей».

Отсюда можно сделать вывод, что вовлеченность есть, но чтобы все пошло гораздо быстрее, необходимо подключиться всем.

В современном мире уже давно существуют технологии, которые могут дать возможность людям жить полноценной жизнью. Но встает вопрос о желании самого общества. Давайте смотреть прямо. Многие не хотят выглянуть за рамки своего собственного мира. А он очень большой и не ограничивается чем-то одним, имеет самую разнообразную палитру оттенков.

Дуальность давно перестала оказывать такое сильное воздействие на мироустройство. И нужно ли что-то отмечать как проблему, которой нет адаптации в обществе?

Раньше мы стремились к общности, потому что была потребность в выживании. Но все меняется, и что-то со временем перестает работать. Сейчас мы медленно идем к более осознанному обществу, которое уже не стремится выжить любой ценой. А хочет стать целостным.

И у единства есть свои ценности. Это любовь, сострадание, доверие, поддержка. И самое главное — принятие.

Если с этой точки подходит к вопросу, то многое меняется в восприятии. Конечно, это фундаментальная работа, но она вовсе не подразумевает поиск нужных инструментов. Они уже давно лежат на полках. Нужно просто взглянуть за рамки привычной картины мира. И разрушить барьер, заставляющий думать, что кто-то один должен прийти и все решить.

Необходимо больше рассказывать об инклюзивности и о людях, которые хотят жить полноценно в социальной среде.

Постепенно, но это уже происходит. Здесь стоит привести в пример Российское общество «Знания». Это государственный проект, который занимается просветительской деятельностью.

Проводятся массовые мероприятия, подключены все регионы страны, транслируются образовательные лекции, приглашаются спикеры из разных областей. Создается интеллектуальный контент для всех, а в особенности для молодого поколения.

Если зайти на их канал в YouTube, то можно увидеть лекции на разные темы. Также есть целый блок об инклюзивной среде, в котором рассказывают о проблемах инклюзивности в России и ее развитии в целом. Хочется отметить, что проект подключает молодежь в разные сферы, и в том числе в инклюзивную среду.

Именно молодому поколению нужно говорить о важности данного направления, так как за ним стоит будущее.

Что касается образовательной инклюзивной среды в России, то каждый имеет право на получение знаний в нашей стране. Но на практике это оказывается не так просто осуществить. Так как интеграция ребенка в общеобразовательное учреждение предполагает полноценное изучение школьной программы.

И здесь основная сложность заключается в том, что учителю необходимо найти индивидуальный подход к каждому. И, конечно, необходимы люди, которые специализировались в данной области. Но учитель может освоить только одно или два направления и работать, например, со слабослышащими детьми. А в классе могут быть школьники с другими индивидуальными особенностями.


Есть определенные нормы и существуют адаптированные программы. Но проблема в том, что не каждое учреждение готово взять на себя эти обязательства.

Потому что необходим комплексный подход, который также подразумевает перестройку всей системы образования. Переосмысление ценностей, постановка целей цели и смена фокуса на процесс, а не результат.

Есть в России частное учреждение «Ласточкино гнездо». В этом лицее учатся не только обычные дети, но и с ограниченными возможностями. И на этом примере можно увидеть, какая проделывается работа в направлении интеграции ребенка. Взять к примеру ресурсный класс, где особенные дети набираются сил и постепенно осваивают программу, которая поддерживается педагогом-дефектологом.


Тот случай, когда родители, дети, специалисты берутся за руки и вместе идут к намеченным целям.

Теперь рассмотрим сферу технологий, с которой ежедневно взаимодействует каждый человек. Можно начать с простого примера. Его когда-то привел программист и разработчик интерфейсов для синтезатора речи Иван Бакаидов. Он сказал, что для него страшный сон, когда нужно заказать суши, но индивидуальная особенность, к сожалению, не дает возможности подтвердить заказ по телефону.

В решении этой задачи не нужны особо большие вложения, чтобы адаптировать тот же сайт, приложение или создать чат-бот.

Здесь нужно банальное желание удовлетворить потребность такого же клиента.

И одно из решений найдено самим Иваном. Он создал систему Линка, которая помогает получить обратную связь от людей с нарушением речи. И это говорит о том, что люди с ограниченными возможностями также готовы включиться в процесс адаптации в обществе.

В России существуют компании, которые делают большой вклад в развитие инклюзивной среды. Например, «Моторика» создает протезы рук с помощью новых технологий. Она сотрудничает с частными лицами, государственными и частными предприятиями. Тем самым масштабирует свои разработки и помогает бОльшему количеству людей.

Говоря о крупных компаниях в нашей стране, то «Сбербанк» давно адаптирует свой интерфейс под инклюзивную среду.

В приложении «Сбер» есть функции для незрячих. С помощью программ экранного доступа VoiceOver и TalkBack можно полноценно пользоваться банком. А «Яндекс» разработал приложение «Яндекс.Разговор» которое переводит устную речь в письменную.

Из зарубежных предприятий можно отметить «Apple». Они также внедряют новые функции для незрячих, слабослышащих и с нарушением моторики.

Если посмотреть на инклюзивность со стороны, то кажется, что собирается огромный пазл. Но только какие-то части соединены, а какие-то пока находятся в разобранном состоянии, а сами детали лежат в коробочке. И если собирает кто-то один, то на это уйдет значительно больше времени. А если к процессу присоединится больше желающих, то гораздо быстрее мы сможем увидеть красивую и завершенную картину.

Оценивая ситуацию в целом, можно сделать вывод, что инклюзивная среда развивается, но не в таких быстрых темпах, как хотелось бы. Работы еще много, но то, что об этом говорят и стараются развивать данное направление, вселяет надежду, что наступит тот день, когда барьеры окончательно растворятся и мы придем к равенству.

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru