Daily Moscow: Михаил Прозоров о выставке «Цветные осколки империи», царской России и инвестициях в искусство
26 марта состоится открытие выставки цветных диапозитивов К.Э. Берггрена в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, на которой будут представлены уникальные кадры Российской империи 1900-1910 годов.
Организатор выставки — владелец антикварной галереи «Диалог» Михаил Прозоров:
«Я коллекционирую произведения искусства уже более 30 лет и в вопросах приобретения руководствуюсь собственной интуицией и опытом. Рынок искусства – слишком сложный механизм, и рассматривать его как инвестиционный актив не совсем верно, хотя хорошее искусство отчасти таковым является.
Коллекционер – это прежде всего страстный собиратель и грамотный стратег, для которого цена предмета искусства зачастую не уменьшает и не увеличивает значимость предмета для коллекции
Коллекция диапозитивов К.Э. Берггрена была мной приобретена на одном из аукционов в Швеции более 10 лет назад.
На момент покупки о ней ничего не было известно, даже имени фотографа… Я увидел красивые снимки дореволюционной России, выполненные в необычной технологии. Тогда я не до конца понимал истинную ценность этих вещей, поэтому сделка по приобретению диапозитивов скорее была эмоциональным и интуитивным решением.
Карл Берггрен – автор снимков
Аукционные дома очень тщательно хранят информацию о продавце, поэтому узнать историю снимков в момент приобретения не удалось.
Значительно позже, когда мы уже начали работать над выставкой, было установлено, что коллекцию выставил на продажу внук господина Берггрена. До этого почти на протяжении 100 лет диапозитивы хранились в семье фотографа.
Мы тщательно собирали информацию о Карле Берггрене – только на установление его авторства мы потратили около полугода. И когда целая группа исследователей собрала его биографию по крупицам воедино, вопросов стало еще больше…
Кадровый офицер Генерального штаба Швеции и сотрудник Шведского Красного Креста, прекрасно владеющий русским языком, путешествует по нетуристическим маршрутам, проявляет интерес не только к достопримечательностям, но и к русской армии, железным дорогам
На мой взгляд, часть диапозитивов отсутствует в коллекции, например, столица империи – г. Санкт-Петербург представлена только двумя слайдами. Возможно, что именно в этом городе у фотографа было больше стратегически важных кадров, интересных не только с художественной точки зрения.
Для меня Карл Берггрен — неординарный человек, художник с особым видением нашей страны того периода, ну а с какой целью он прибыл сюда более ста лет назад, наверное, уже неважно, хотя совершенно точно его миссия в России добавляет интригу к его творчеству.
До нашей выставки широкой публике были известны в основном цветные снимки Российской империи фотографа Проскурина-Горского. Этих двух фотографов объединяет время, эпоха, а также жажда цвета в фотографии и готовность ради этого к эксперименту, однако технология у авторов совершенно разная.
Прокудин-Горский подходит к цвету как ученый, используя метод цветового фотоделения, для него очень важна точность, почти документальность всего, что попадает в его объектив, и он уделяет много времени тому, чтобы этого добиться.
Иное отношение к цвету у Берггрена – это отношение художника. Он вручную «расписывает» диапозитивы, доверяясь своей памяти, впечатлениям от момента, интуиции, выстраивая особые отношения со зрителем, которые становятся не объективными наблюдателями, а соучастниками событий
Во многом благодаря неординарной личности, широкому спектру интересов и компетенций К.Э. Берггрена, его творчество и сейчас представляется интересным.
Важно обратить внимание и на технологию создания цветного диапозитива – комбинацию технических достижений того времени и таланта художника, что выводит эти произведения за границы знакомого художественного опыта и открывает нетривиальный взгляд автора на, пожалуй, один из самых неоднозначных периодов нашей истории.
Это артефакты, которые несут в себе историческую, художественную ценность, а применительно ко многим слайдам являются еще и чуть ли не единственными хранителями информации о том или ином событии, месте, моменте
Цветные осколки империи
Название выставки родилось почти сразу: «цветные» – потому что отчасти именно цвет переносит диапозитивы из репортажа в систему художественных координат.
Со словом «осколки» связано очень много в контексте этой выставки: хрупкость самого носителя – стекла.
Последняя декада — закат Российской империи – показана Берггреном так детально, что когда смотришь на снимки, возникает обманчивое ощущение спокойствия, застывшего воздуха. Это как затишье перед цунами, когда едва уловимое ощущение приближающейся катастрофы притягивает своей хрупкостью и живописной красотой
По прошествии чуть более ста лет трудно дать оценку тому, что произошло… Однозначно, это был тектонический сдвиг в нашей истории. Глядя на эти кадры, можно оценить, насколько другая это была страна, как много было вычеркнуто и разрушено.
Большую часть коллекции составляют диапозитивы с видами Москвы, которые сохранили образы утраченных ныне знаковых московских построек (Страстной и Чудов Монастыри, Красные ворота, Сухарева башня и многое другое).
У современной России свой путь. Можно бесконечно говорить о том, что объединяет ее с Российской империей, наверное, самое главное – это люди. Именно они являются главными героями диапозитивов Берггрена. Фотографу удалось запечатлеть неродную страну изнутри и стать «своим» для разных людей в кадре, которые – совершенно очевидно – открывали двери перед шведским поданным, как перед «своим».
Каждый раз я открываю что-то новое
Для меня это цельная коллекция. Каждый кадр уникален, за каждым стоит отдельная история, судьба человека или места, которые «попали» на стеклянную поверхность диапозитива. Особенно мне нравится комплекс с видами Москвы, она у Берггрена особенная — живая, лиричная и совсем нестоличная.
Интересны кадры, посвященные русской деревне, особенно свадьбе. Именно здесь взгляд иностранца подмечает интересные и забавные элементы обряда, это относительно небольшая серия выстраивается в целый нарратив.
Потрясает Кавказ и Русский Туркестан своей самобытностью, красотой и отличительными чертами того, как мы представляем окраины Российской империи начала 20 века. Очень интересно рассматривать снимки с представителями коренного населения Крыма и Южного Урала.
Во время подготовки к выставке я рассматривал каждый из них десятки раз, и каждый раз я открывал что-то новое
Трудно сказать, что в этом комплексе цветных диапозитивов представляет наибольшую ценность. Наверное, все: уникальная судьба человека, который ее создал; нетривиальный набор кадров и сюжетов и, конечно, забытая, почти утраченная, но фантастически красивая технология».
Михаил Прозоров,
владелец антикварной галереи «Диалог»