"Нужны деньги, паспорт, виза и диплом", - выпускница СПбГУ об обучении в США
Тому, что «славны бубны за горами» и «хорошо там, где нас нет», нас учат и Долгорукий, и Баста, и Oxxxymiron. Но далеко не каждый может проверить эти утверждения. А вот герою нашего интервью это удалось. Корреспондент TNR пообщался с Алиной Давлетшиной, студенткой McGeorge School of Law, которая поделилась мыслями об образовании в США.
Алина поехала на учёбу в Америку по программе фонда Ruslef
– Когда у вас появилось желание отправиться на учебу в США? – Я никогда не думала, что смогу учиться в Америке. Но одна из моих подруг получила магистерскую степень в США по программе фонда Ruslef, и это меня очень замотивировало. Я без особых ожиданий подала заявку на ту же программу. Сложно описать мое удивление, когда я получила e-mail с приглашением в Калифорнию.Также фонд оплачивает проживание, страховку, учебники и платит помесячную стипендию.
– Какое направление вы изучали? – Я получила степень LLM (магистр права) в МсGeorge School of Law, Universityof the Pacific в столице Калифорнии — Сакраменто. Моя специализация обозначена как Transnational Business Practice. В основном я изучала все, что касается международного структурирования сделок, арбитража и экономического анализа права. Но система образования построена таким образом, что предметы студент выбирает самостоятельно, и выбор очень большой. Я старалась выбирать предметы, которые не могла изучить в России, просто для разнообразия и расширения юридического кругозора.
– Что вы можете рассказать о положительных и негативных чертах образования в США, образовании в целом? – Оно отличается от нашего значительно (а я знаю, о чем говорю — степень бакалавра и магистра права я получила в СПбГУ). В России мы учимся каждый день с утра до вечера, а в Америке ты сам выбираешь предметы и, соответственно, свое расписание. Многие люди работают параллельно с учёбой, здесь на бакалавриате такое сложно представить.
К тому же на юрфаке в основном учатся уже довольно взрослые люди, поскольку поступить на юридический факультет можно только после окончания колледжа. Соответственно, всем студентам как минимум 25 лет, а средний возраст приближается к 35.
Все очень удивлялись тому, что я в 23 года получала свою вторую магистерскую степеньПроцесс обучения построен по сократовскому методу — новый материал ты изучаешь дома, а в классе преподаватель поддерживает дискуссию, резюмируя, что все разобрались в вопросе. Мне не всегда нравилось то, что на лекциях материал только обсуждается, но не объясняется, а учебники состояли в основном из текстов судебных прецедентов и мало что объясняли. Благо преподаватели всегда были открыты для встреч после занятий, отвечали на вопросы по смс и e-mail.
Еще одно существенное отличие: – В Калифорнии очень жарко – люди могут приходить на занятия в шортах и вьетнамках, пить колу со льдом в зале или есть параллельно. Это абсолютно нормально, но для меня поначалу было дико.
- Как обстоит процесс социализации студентов? - Некоторые предметы и проекты были групповыми, но даже вне класса у меня было очень много возможностей для общения. В моем университете училось много иностранных студентов — это круто, расширяется кругозор. Очень сложно отучиться и ни с кем не подружиться к концу года. Теперь мне есть у кого остановиться в половине стран мира, если я решусь поехать в кругосветное путешествие.
- Что вы можете сказать о сравнении образования в России и в США? - У нас четко построен график лекционных занятий. В Америке же они начинаются в разное время и разных кампусах. Плюс в США сделан упор на практическое применение права, в то время, как у нас, на мой взгляд, больший акцент делается на теорию. И да, теоретическая база сильно помогла мне в Америке. Но там дают такой практический опыт, который ты можешь оценить только после того, как успел поработать, а я уже на тот момент работала юристом.
Приведу пример отличного практического курса – Предмет называется Entrepreneurial Ecosystem. На русский это довольно сложно перевести адекватно, но что-то в духе «Практики предпринимательства». Часть курса мы изучали теорию: как работают стартапы, венчурные фонды, как выйти на IPO, структурировать бизнес-сделки.А вторую - большую часть курса - преподаватель, который сам является очень крупным инвестором в Силиконовой долине, давал задания по конкретным стартапам, входящим в его портфель. По сути, мы делали due diligence, анализировали их структуру и составляли заключения — стоит ли вкладываться или нет, и каковы риски.
На мой взгляд, такой подход к предмету очень помогает, приближает к реальной работе «в полях».
- Как в США дела с внеучебной деятельностью? - Так как университеты в основном частные, они заинтересованы в деньгах своих студентов, соответственно, делают упор и на внеучебную деятельность, чтобы завлечь больше обучающихся на следующий год. А завлечь студента можно не только статусом и преподавателями, но и развлечениями. Этому уделяется много внимания. В один день наш университет решил, что устроит нам ярмарку: были батуты, сладкая вата, пицца и все такое. Просто так, без повода (когда есть повод – празднования не менее масштабные). 35-летние студенты радуются такому как дети.
Во время сессии все считают, что студентам нужно помогать справиться со стрессом. Приводили собачек из приюта, чтобы мы с ними играли, устраивали бесплатные массажи, привозили еду, чтобы мы не готовилиА еще обучение в США — это отличный шанс увидеть Америку. Каникулы очень длинные: зимой месяц, неделя в ноябре и неделя в марте. Этого достаточно, чтобы объездить всю страну.
- Если дать возможность вернуться назад, то был бы сделан тот же выбор? - Да, без сомнений. Я на год оказалась вырвана из своей профессии и, по сути, не работала, была вырвана из привычной среды и круга друзей. Но я бы ни за что не отказалась пройти это еще раз. Особенно с учетом того, что сейчас я обратно еду в Америку работать.
- Работать на постоянной основе? - Нет, я туда еду как интерн, я не хочу оставаться там жить на постоянной основе. В Калифорнии прекрасно, но Америка просто не моя страна.
А пока я буду интерном в нефтяной компании Chevron, которая входит в топ-3 компаний США. Буду работать в их головном офисе в Силиконовой долине, заключать контракты по добыче нефти и нефтяной концессии, вернее, помогать в этом. Мне немного странно опять становиться интерном, учитывая, что в России я работаю в статусе юриста. Но тем не менее, я считаю, что такую возможность было бы глупо упустить.
- Что необходимо для поступления в ВУЗ в США? - Диплом СПбГУ признается в Америке, соответственно нет необходимости проходить все обучение заново. Наш бакалаврский диплом уже является достаточным основанием для поступления в американскую магистратуру. Довольно долго идет процесс получения визы (до двух месяцев). К этому надо заранее готовиться, я бы предложила начать в феврале или марте.
В принципе, нужны деньги, паспорт, виза и дипломПросто подаете документы на визу, оформляете еще миллионное количество бумаг, приезжаете в Америку и все. Вы можете покидать территорию США, в любой момент возвращаться обратно.
Текст: Эдгар Блейх Фото: из личного архива Алины Давлетшиной