
Ни для кого не секрет, что мир кино и ювелирного искусства давно переплелись в удивительно гармоничном симбиозе. Уже на протяжении многих десятков лет на экранах появляются новые картины, которые поражают не только своими сюжетами, но и невероятными украшениями.
Именно о них рассказала Ольга Лефферс, основательница галереи винтажных украшений и одежды VintageDream, дизайнер собственного бренда одежды LEFFERS, историк моды и коллекционер.
Как ювелирное искусство покорило киноиндустрию
Когда в финале XIX столетия появились первые движущиеся картинки, мало кто предполагал, что однажды кинематограф превратится в полноценный вид искусства. Потребовалось несколько десятилетий, прежде чем к 1920-м годам его признали самостоятельной художественной формой.
Особенно стремительно развивалась киноиндустрия в США, которая не просто заполнила экраны своими произведениями, но и начала формировать культуру, эстетические предпочтения и даже поведенческие модели миллионов зрителей.
В мире кино украшения и костюмы перестали быть просто элементами внешнего вида актёров. Они превратились в важнейшие художественные инструменты, помогающие зрителям понять социальный статус, профессию, характер и даже скрытые мотивы персонажей.
Тщательно подобранные аксессуары делали героев более объёмными и убедительными. Со временем Голливуд заслуженно получил прозвище «Американский Париж», став вторым мировым центром, диктующим модные тенденции.
Юджин Джозеф: мастер, одевший звёзд в золото
Среди создателей драгоценного блеска на экране особое место занимает Юджин Джозеф. Этот ювелир стал настоящей легендой Голливуда – его изделия страстно желали заполучить не только киноактрисы и представительницы высшего общества, но и обычные женщины, увидевшие эти украшения в кинотеатрах.
Творения мастера можно заметить в таких культовых кинокартинах, как «Унесённые ветром», «Завтрак у Тиффани», «Клеопатра», «Моя прекрасная леди» и «Касабланка».
Изначально Юджин создавал свои произведения исключительно для нужд киноиндустрии. Однако успех его работ был настолько велик, что в 1937 году он вместе с супругой Джоан Касл запустил отдельную коммерческую линию украшений.
Поклонницы кинозвёзд получили возможность приобрести копии украшений, которые они видели в любимых фильмах. Коллекционеры по всему миру до сегодняшнего дня высоко ценят каждое изделие, созданное руками этого ювелирного гения.
«Клеопатра»
Начнём, пожалуй, с легенды истории кинематографа «Клеопатры» 1963 года. Неподражаемая Элизабет Тейлор, воплотившая образ египетской царицы, была настоящей поклонницей Bulgari и проводила немало времени в их бутиках между дублями.
Очевидно, преданность к бренду перешла и на экраны - часть потрясающих украшений для фильма создавались мастерами именно этого ювелирного дома, другая же – специалистами из вышеупомянутого Joseff of Hollywood.
«Принцесса Монако»
Не менее впечатляющий пример – биографический фильм «Принцесса Монако», для которого ювелиры Cartier воссоздали пять подлинных драгоценностей королевской семьи.
Эти украшения были изготовлены французскими мастерами в 1950-х годах и действительно принадлежали Грейс Келли – голливудской звезде, оставившей кинокарьеру на пике славы ради титула княгини Монако.
В фильме эти изысканные драгоценности, украсившие блистательную Николь Кидман, не только подчеркнули аристократизм образа княгини Грейс, но и придали повествованию дополнительную историческую достоверность.
«Великий Гэтсби»
Традиция сотрудничества ювелирных домов и кинематографа процветает и в наши дни. Яркий пример – экранизация «Великого Гэтсби» 2013 года, где знаменитый бренд Tiffany & Co. в сотрудничестве с костюмером Кэтрин Мартин создал целую коллекцию украшений в стиле ар-деко.
Настоящей жемчужиной фильма стало бандо Savoy с бриллиантами общим весом 25,04 карата и речным жемчугом. Это великолепное украшение стоимостью 200 000 долларов можно увидеть в прическе главной героини во время грандиозного бала у Гэтсби.
«Титаник»
Перенесемся в 1997 год, когда «Титаник» Джеймса Кэмерона подарил миру один из самых узнаваемых ювелирных символов – «Сердце океана».
Все мы помним сюжет с красивой историей - согласно нему этот великолепный сапфир принадлежал самому Людовику XVI, прежде чем попасть в руки миллионера Кэла и затем Розы.
На самом деле, в реальности это украшение – плод фантазии сценаристов, воплощенный мастерами Asprey & Garrard. Именно это колье стало настоящим культурным феноменом и одним из самых узнаваемых украшений в кино.
«Мулен Руж»
Говоря о рекордах, нельзя не упомянуть блистательный во всех смыслах «Мулен Руж», где Николь Кидман примерила на себя самое дорогое украшение за всю историю кинематографа.
Изысканный ажурный воротник от Canturi, выполненный в стиле Belle Epoque, был инкрустирован 1308 бриллиантами общим весом 134 карата и обошелся в колоссальный миллион долларов.
На самом деле, изначально сценаристы хотели использовать обычное ожерелье из искусственных бриллиантов, что неудивительно! Однако в итоге было решено, что они лишь поблекнут на фоне красоты Николь и нужны только настоящее произведение ювелирного искусства.
«Завтрак у Тиффани»
Для многих девушек настольной книгой стиля по сей день остается «Завтрак у Тиффани» с неповторимой Одри Хепбёрн. В этой картине актриса предстает в величественном пятирядном жемчужном колье «Рапсодия» от Tiffany с рубиновой розой стоимостью 3,5 миллиона долларов.
Нельзя не упомянуть, что успеху ленты посодействовало не только украшение, но и тот самый бутик Tiffany & Co, ставший обязательным местом посещения на культурной карте туристов Нью-Йорка.
«Джентльмены предпочитают блондинок»
Музыкальная комедия «Джентльмены предпочитают блондинок» не принесла Мерилин Монро баснословных гонораров (всего лишь скромные 11 000 долларов), но сделала ее настоящей звездой. Именно здесь весь мир узнал, что «лучшие друзья девушек – это бриллианты».
В фильме Монро блистает в историческом колье Moon of Baroda с желтым бриллиантом-грушей весом 24,04 карата. Эта драгоценность имеет богатую историю – более пяти столетий она принадлежала индийским махараджам, а затем перешла во владение австрийской императрицы Марии Терезы.
«Казино»
Мартин Скорсезе в «Казино» (1995) отразил период общественных трансформаций через призму роскоши и гангстерского шика. Персонаж Шерон Стоун буквально утопает в драгоценностях на протяжении всего фильма. Чего только стоит сцена, где героиня лежит на одеяле из шиншиллы и непринужденно перебирает пару десятков золотых украшений.
Однако среди всех драгоценностей в фильме особенно выделяется роскошное колье из желтого золота с бриллиантами, резными турмалинами и аметистами стоимостью 750 000 долларов.
Если верить слухам, это украшение настолько очаровало актрису, что она приобрела его после окончания съемок.
Не только бриллианты
Тем не менее, не стоит думать, что в фильмах используют украшения исключительно высокого ювелирного искусства. Очень часто на актрисах можно встретить и бижутерию, хотя многие зрители даже и не догадываются, что видят искусственный камни.
Например, невероятное колье Joseff Hollywood из моей собственной коллекции, купленное мною на аукционе! Украшение появилось на экранах сразу в двух работах 1941 года. Его носила Линда Дарнелл в фильме «Все делают это», и Патрисия Дейн в «Джонни Игер».
Несмотря на то, что в колье совсем нет настоящих бриллиантов, в кадре оно выглядит просто потрясающе даже в черно-белом варианте фильмов.