Блогер из культурной столицы: «В Питере андеграунд един, и это очень тесная тусовочка»
«Привет, я Дарья Milk!», - услышите вы, если зайдёте на канал этой девушки. Дарья Потапенкова - концертный фотограф, оператор, блогер, а с недавних пор и основатель бренда одежды. О том, чем живет современная андеграундная культура Петербурга, нашумевшем баттле «Versus», работе и дружбе с музыкантами Даша поведала корреспонденту The Neva Room.
– Даша, предлагаю за отправную точку нашей беседы взять дату регистрации твоего канала BlackMilkTV на YouTube в 2011 году. Как ты пришла к решению зарегистрировать канал? – Канал был зарегистрирован, чтобы залить видео, не было мысли, что я теперь буду блогером. Почти у всех, кто на YouTube очень давно – Усачев, Поперечный – была такая же история. Я как раз закончила школу и поступила на кафедру кино- и фотоискусств в «Кулек» (Санкт-Петербургский государственный институт культуры – Прим. автора). Мне нужно было показать преподавателям работу – автопортрет, кажется. На тот момент я уже несколько лет была в концертной движухе, в которую вливалась постепенно.
– То есть ты изначально хотела заниматься фотографией и видеосъёмкой? – Вопрос образования – очень интересная вещь. Моя мама из поколения родителей советской закалки, которые считают, что ребенок обязательно должен получить высшее образование. Поэтому я не могла даже предположить, что никуда не буду поступать. Вариантов было немного: Университет МВД, по совету мамы, или фотография. Второе как искусство – а не прикладной вид деятельности – было в Институте культуры. Я отучилась в «Кульке» полноценных два года, а на третьем курсе ушла. Из-за университета я постоянно жила в стрессе: нужно было думать об экзаменах, рефератах, эссе – это убивало во мне творческий потенциал.
Канал был зарегистрирован, чтобы залить видео, не было мысли, что я теперь буду блогером– Насколько я знаю, начало твоей деятельности как концертного фотографа связано с фан-клубом Noize МС в Петербурге? – Да, было дело, из-за него, собственно, мы с Иваном и познакомились. Меня и еще пару человек стали вписывать на бэкстэйдж, мне было лет 15. При этом я вообще не знала, как устроены концерты: я думала, что снимать нельзя, если ты не аккредитован, и из-за этого вначале вообще не фотографировала, а потом стала с собой камеру таскать. Да, первый концерт, который я снимала – это был Noize МС.
– Знакомство с артистом не мешает воспринимать его творчество? – Мешает воспринимать с точки зрения критики. Я не могу критиковать, если я знакома с человеком, мне кажется, что бы он ни выпустил – это все хорошо. Когда ты начинаешь с кем-то общаться, ходишь на концерты — тебя уже заедают песни этого исполнителя. У меня так было, например, с группой Eskimo Callboy. Я думала, что их музыка слишком примитивна для меня, но я с ними дружу, и мне начало нравиться их творчество. Намного приятнее слушать музыку, когда ты знаешь артиста, понимаешь, что за этой музыкой стоит.
Намного приятнее слушать музыку, когда ты знаешь артиста лично
– На своем канале ты делаешь интервью как с российскими, так и с зарубежными музыкантами. С кем тебе нравится работать больше? – Мне проще работать с западными артистами, но это скорее на уровне психологии. Мне тяжело общаться с людьми, а с иностранцами у нас изначально есть языковой барьер: они меня не так хорошо понимают, поэтому возникает меньший дискомфорт. Да и в принципе интереснее с иностранцами – я развиваю свой английский, и это что-то новое – с русскими я общаюсь уже 23 года. (Смеется.)
– Одна из основных рубрик на BlackMilkTV – музыкальный дайджест. Какие жанры музыки ты в нем освещаешь? – Изначально у меня была аудитория, слушающая металл, и паблик BlackMilk TV был именно этой направленности. Но музыкальные тенденции со временем меняются. Два года назад рэп ворвался в нашу жизнь – от него сейчас никуда не убежишь. Мои музыкальные вкусы и вкусы наших админов стали разнообразнее: мы публикуем рэп, поп-музыку, электронику, инди. В своем дайджесте я также стараюсь освещать музыку разных жанров.
– У тебя есть видение того, что собой представляет твой зритель? – Да, конечно. Средний возраст моей аудитории, как ни странно, – 18-23 года. С таким зрителем интересно работать – он прекрасно понимает, о чем ты говоришь, а не просто подходит к тебе сфотографироваться, потому что ты была на «Versus». Я делала «сходки» в Киеве и Минске, и на них было очень мало несовершеннолетних подписчиков. Если говорить про статистику по полу, то 70% зрителей моего канала – парни.
Мне не нравится работать на кого-то: интересно фотографировать, когда артист может оценить конечный результат– Расскажи, пожалуйста, про свои профессиональные ориентиры: фотографов, YouTube-каналы? – Хороших концертных фотографов очень мало. Сейчас завладеть камерой не так сложно – купил за 20 тысяч рублей, и ты фотограф. Даже на айфон можно хорошо снимать, и аккредитации дают всем подряд. Кстати, многие достойные фотографы из концертной съемки уходят: может, потому что за это не платят, это больше как хобби. Например, есть Свят Буньков, по-моему, он перестал снимать концерты.
Хорошие фотографы добиваются того, что зарабатывают на концертной съемке, но это практически невозможно. Есть те, у кого это получается, например, Алексей Махов из Москвы.
Почему-то большинство фотографов стремятся работать исключительно на издания, никто не хочет напрямую выходить на артиста: «Вот мое портфолио, давайте я вас поснимаю». Мне не нравится работать на кого-то: интересно фотографировать только тогда, когда артист может оценить конечный результат.
Из тех западных фотографов, кто до сих пор снимает, – американец Adam Elmakias. Он постоянно турит с крупными группами, такими как A Day to Remember, Twenty One Pilots, Bring Me the Horizon. Для него съемка концерта – это не только момент, когда музыкант берет в руки микрофон и поет. Адам много снимает бэкстейдж: что происходит за сценой, во время концерта, после. По-моему, это самое важное, потому что больше всего интересно зрителю – артиста на сцене он видит и так.
На YouTube открытием года для меня стал Leo Balanev. Он записывает обычные влоги, но делает это настолько круто и искренне, что тебе интересно наблюдать за ним. У Лео очень насыщенная жизнь – сильно мотивирует тоже не сидеть дома, вырываться из серой рутины.
Видео, аналогичных моему контенту, немного: мне нравился влог Эрика Рикка (снимает и режиссирует видео Bookingmachine, Iheartnine, Oxxxymiron, «Versus» – прим. автора) «Девять целых». Недавно он запостил, что набирает в команду людей и планирует перезапуск. Надеюсь, у него все будет хорошо, потому что грустно, когда такие искренние некоммерческие проекты закрываются.
– Если немного отойти от темы и поговорить о Петербурге как о культурной столице, в том числе андеграундной: у нас были Ленинградский рок-клуб и «Там-Там», а сейчас есть «1703» и «Versus». Появление «Versus» – это историческая закономерность? Как ты сама причастна к этому явлению? – Мне действительно кажется, что появление «Versus» в Петербурге логично. В Москве в принципе невозможно создать что-то подобное, потому что там нет единой тусовки, нет единого андеграунда. Все как-то отдельно: отдельно рэперы тусуются, отдельно блогеры, все музыканты по жанру разделены и никто между собой не общается.
Я попала в рэп-среду через Эрика Рикка, мы уже очень давно знакомы, лет пять. Эрику на съемку «Versus» не хватало оператора, и он позвал меня. Это был полуфинал первого фрэшблада («Versus: Fresh Blood» – лига «Versus», в рамках которой принимают участие начинающие и малоизвестные рэп- и хип-хоп-исполнители – прим. автора), потом еще я снимала баттл Oxxxymiron и Johnyboy. И меня это так втянуло! Я вообще не могла представить, что стану тусоваться с рэперами, слушать рэп. Это было в 2015 году. Тогда как раз была просто плеяда релизов, которые «перевернули рэп-игру», показали, что в рэпе может быть хороший продакшн и более глубокий смысл, чем тот, о котором пишут пацанские паблики. Авторами этих релизов были Oxxxymiron, Скриптонит, ATL, ЛСП, Horus. Короче, да, теперь я в рэп-движухе.
Приезжаю на саундчек вместе с группой, снимаю туровую жизнь
– Даша, расскажи, пожалуйста, о своей деятельности турового оператора. С какими группами ты работала? – Я ездила в полноценный тур с группой Betraying The Martyrs в 2014 году. Тогда я как раз первую свою татуировку набила, и это все было очень спонтанно. Группа приехала выступать в Питер, потом была Москва и тур по России. Я выгуливала ребят по Невскому проспекту, и ко мне повернулся, кажется, клавишник и говорит: «Даша, ты не знаешь фотографов, которые могли бы с нами поехать в тур?». Так через пару дней я уже присоединилась к ребятам в Казани и проехала с ними весь тур. До этого я каталась совсем «нелегалом»: ты просто с друзьями сидишь в вэне и ездишь с ними пару концертов. Или своим ходом добираешься, как я ездила по Англии и Европе с разными музыкантами. Здесь я была полноценным участником коллектива: еду в вэне, приезжаю на саундчек вместе с группой, снимаю туровую жизнь.
– Ты выступала в качестве оператора клипов, а также сама в них снималась. Что тебе понравилось больше? Как это было? – Сниматься в клипах вообще не напряжно: ты приходишь, тебе говорят встать сюда – ты это делаешь. Это максимально легко. Снимать клипы – это очень тяжело и у меня до сих пор не было опыта с полным циклом продакшена от моего лица. Съемки первого клипа состоялись опять же очень спонтанно. Менеджер одной российской хардкор-группы из Тюмени написал мне, что через неделю я должна лететь к ним и снимать клип. Пришлось выкручиваться и ехать. Был очень ограниченный бюджет, что-то вроде 15 тысяч рублей, включая мой трансфер из Питера в Тюмень. Мы сняли самый типичный клип: группа играет на заводе. По идее, это не то, с чего следует начинать - настолько клип стандартный и банальный. Но само видео мне нравится - я максимально хорошо и качественно его сделала.
Также я снимала клип рэперу Мэйти – это было стрит-видео, аналогично с очень маленьким бюджетом. Я дикий перфекционист и люблю доводить свои работы до идеального состояния, но даже несмотря на сжатые сроки по монтажу и съемке, получилось атмосферно и в целом мне нравится.
Третий клип у меня снимался в апреле, и он еще не вышел. Это видео исполнителя DenDerty – он в том числе продюсер. Например, его продакшн на одной из новых песен группы Little Big «Rave On». Мы снимали клип с концепцией телепередач советского периода, в которых происходит всяческая «дичь». Клип сейчас находится на стадии монтажа. Здесь был уже нормальный бюжет, продакшн полного цикла, задействовано много людей, массовка. Это был новый опыт и совершенно новый уровень для меня.
Молодежь устала от стандартных вещей– Как ты пришла к решению запустить свою марку одежды? – Я прекрасно понимала, что могу зарабатывать на продаже одежды, а остальное время заниматься своими делами: сидеть и постоянно думать о деньгах – это не круто, но жить на что-то нужно. Я знаю, что молодежь устала от стандартных вещей, поэтому мне захотелось делать нестандартные. Но не все так просто: нельзя сразу взять и сшить коллекцию из 20 вещей, на это нужны очень большие средства. Я начинала по чуть-чуть: сейчас выпустила уже три изделия, а не два, а к середине осени планирую сделать куртки и ветровки. Конечно, вкладываться в производство нужно очень основательно.
– Даша, и напоследок, чтобы ты посоветовала послушать нашим читателям? – В этом году, к сожалению, вышло мало интересных релизов. Так, хорошие пластинки были у Anacondaz, ЛСП, ATL, Imagine Dragons что-то неплохое выпустили. Да, я советую оценить Loqiemean – это продюсер и битмейкер, который выпустил дебютный альбом, где он выступает в качестве исполнителя. Это очень интересная и ни на что не похожая запись, которую я обязательно рекомендую послушать тем, кто ищет что-то новое. Советую также альбом «Handmade» от The Ongoing Concept, выпущенные в 2015 год. Он интересен потому, что музыканты сделали его в буквальном смысле своими руками: сами изготовили музыкальные инструменты, записывали все у себя в доме, самостоятельно сводили и снимали клипы, то есть это чистый DIY. Из электроники посоветую DenDerty, о котором я уже упоминала, - он недавно выпустил релиз MEAT ME.
Текст: Анна Гельфанд Фото: Оксана Соловьёва, из личного архива Дарьи Потапенковой