
Предприниматели составляют важнейший слой российского общества. От их креативности, ответственности и веры в себя во многом зависит экономическое и технологическое развитие страны, рост качества жизни и общий тонус населения.
Однако очень непросто преуспеть в бизнесе, когда постоянно страдаешь от психологического истощения, буквально теряешь себя и перестаешь видеть смысл в собственной деятельности и жизни. Эмоциональное выгорание — бич предпринимательского сообщества, в причинах которого разобралась психолог и коуч Мария Пронина.

В своем исследовании эмоционального выгорания в предпринимательской среде она опирается на подходы Кристины Маслач и Виктора Бойко к эмоциональному выгоранию, на теории когнитивных искажений Аарона Бека и Даниэля Канемана, а также на собственный опрос 61 предпринимателя от 21 до 45 лет.
Предпринимателей опрашивали по классическому опроснику CMQ (Cognitive Mistakes Questionnaire) для выявления когнитивных ошибок и по опроснику, призванному выявить симптомы эмоционального выгорания.
Оказалось, что выраженные симптомы демонстрирует примерно треть опрошенных. В основном речь идет о психологическом истощении и деперсонализации, то есть таком состоянии, при котором человек чувствует себя «не тем, что прежде», ощущает утрату былого жизненного драйва и остроты чувств.
У четверти опрошенных был выявлен высокий уровень редукции достижений, то есть иррационального обесценивания результатов собственной работы.
Нельзя сказать, что российские предприниматели поголовно находятся на грани нервного срыва, однако ситуация выглядит тревожной и едва ли выправится сама собой.
Для того чтобы исправить положение, нужно найти источник проблемы. Проведенные Марией Прониной обследования убедительно показали высокую корреляцию между эмоциональным выгоранием и когнитивными ошибками.
Когнитивная ошибка (искажение) — это систематическое отклонение в восприятии ситуации и поведении, обусловленное персональными предубеждениями, стереотипами и другими субъективными факторами.
Яркий пример когнитивного искажения, крайне характерного для предпринимателей, — фундаментальная ошибка атрибуции. Это ситуация, при которой человек склонен абсолютно все свои успехи приписывать исключительно себе. В определенной мере такой взгляд на вещи как раз и позволяет бизнесменам преуспевать, ведь он подразумевает высокую самооценку, веру в возможность достигать своих целей и менять мир вокруг.
Однако все хорошо в меру. Когда высокая самооценка оборачивается когнитивным искажением, человек утрачивает способность к рациональному взгляду на вещи и начинает полностью игнорировать любые обстоятельства помимо собственной воли. Отсюда один шаг до волюнтаризма и самодурства.
Другой пример — персонализация (не путать с деперсонализацией, это уже признак эмоционального выгорания, следствия ошибок). Персонализация — это такое искажение, при котором человеку начинает казаться, что он центр мира.
Он взваливает на себя ответственность за события, на которые никак не мог повлиять. Он считает, что все происходящее вокруг имеет отношение непосредственно к нему и разыгрывается только для того, чтобы досадить или, наоборот, поощрить его лично.
Персонализация — также крайне характерный пример вырождения духа предпринимательства, когда здоровый эгоизм и готовность отвечать не только за себя, но и за команду, город, отрасль оборачивается тревожностью, подозрительностью и эмоциональным коллапсом.
Наконец, предприниматели часто вынуждены принимать решения в сжатые сроки и располагая минимальной информацией. Интуиция, готовность полагаться на здравый смысл помогают сдвинуть горы, однако на определенном этапе превращаются из гандикапа в ловушку.
Привыкшие ловить удачу за хвост бизнесмены сплошь и рядом начинают злоупотреблять эвристиками — упрощенными и схематичными подходами к решению проблем: например, они оценивают вероятность наступления события исходя из того, насколько легко воскресить в памяти пример такого события.
Согласно выкладкам Марии Прониной, 82% предпринимателей страдают от персонализации, а 80% — от синдрома «чтения мыслей» — состояния, при котором человек уверен, будто прекрасно понимает, что́ о нем думают окружающие люди (и ничего хорошего они, по его мнению, не думают). Это лишь некоторые примеры когнитивных искажений, характерных для бизнесменов.
Как раз те респонденты, у которых ошибки выражены ярче всего, больше остальных страдают от эмоционального выгорания. Порой причинно-следственная связь совершенно прозрачна: когнитивные искажения ведут к ошибкам в бизнесе, неправильные решения ведут к стрессу, а стресс — к выгоранию. Однако бывает и так, что симптомы выгорания возникают сами собой как реакция на искаженное восприятие реальности.
Еще один важный нюанс, замеченный Марией Прониной: чем выше уровень когнитивных искажений, тем меньше у предпринимателя шансов решить проблему самостоятельно, то есть выбрать правильную стратегию «адаптации», «копинга».
При небольших искажениях человек может действовать конструктивно, например планировать решение проблемы, при серьезных искажениях проблему начинают избегать.
Исследователь не останавливается на постановке диагноза и предлагает несколько практических рецептов по работе с эмоциональным выгоранием в бизнес-сообществе. Во-первых, это широкое применение метода когнитивной реструктуризации — коррекции негативных убеждений и автоматических мыслей, снижающей уровень стресса и тревожности.
Во-вторых, это развитие осознанности, то есть обучение предпринимателей практикам mindfulness, методикам авторефлексии и осознания собственных заблуждений.
В-третьих, это программы по управлению стрессом, тренинги по адаптивным копинг-стратегиям.
В-четвертых, психологическое консультирование и включение когнитивно-поведенческой терапии в программы поддержки предпринимателей.