Программу фестиваля экскурсий от местных для местных «Открытая карта» всегда изучаешь с интересом. Более необычных маршрутов, пожалуй, не предлагает никто. На этот раз наш взгляд буквально примагнитился к пункту "Фриганство. Прогулка по помойкам Петроградской стороны". На задание отправилась корреспондент Дарья Абижанова. Вместе с гидами Андреем и Аней она прошлась по лучшим помойкам Петроградки, узнала о сути фригантства и даже получила подарок от бомжа.
На экскурсию собралось 8 человек. Они признались мне, что никому не сказали куда пошли. Словосочетание "экскурсия по помойкам" звучит, мягко говоря, странно. Небольшой толпой мы двинулись по Петроградке. Нам предстояло увидеть шестнадцать помоек. На первых трёх нам не удалось ничего найти, но мы не отчаивались. Прохожие с интересом наблюдали за нашими действиями. В глазах читалось легкое пренебрежение: «Лазают тут тоже мне!» Детям и вовсе запрещалось смотреть в нашу сторону, родители торопились поскорее их увести.
У мусорки №4 возле штаба ЛДПР Андрей подобрал розетку без провода: «В хозяйстве пригодится!». Присутствующие недоумевали. Что происходит? Зачем человек берёт сломанную розетку возле помойки? Привлекало то, что Андрей и его супруга Аня, лёгкие и общительные, отвечали на все вопросы и разряжали обстановку общего зависания. По дороге я расспрашивала их о таком необычном образе жизни.
- Что такое фриганство?
- Есть веганство, а есть фриганство. Это определенные этические принципы - есть из помойки. На самом деле, в Европе я находил кондитерские, которые выбрасывали продукцию, не распроданную за день. Сейчас уже есть движение такое, как из слогана: «Печем утром, а вечером дарим». Есть заведения, которые отдают свою продукцию вечером в социальные дома. Но много мест выкидывают еду в закрытых контейнерах, недоступных для общества. В фриганстве люди ходят по помойкам из-за идеи. Это как «новая волна». Там же мы видим пожилых бабушек, которые берут просроченные продукты от голода, чтобы сэкономить и выжить. Это ужасно! Но это никак не связано с фриганством.
Ресторанные дворики- место, где мы видим, сколько еды оставляют люди. Года четыре назад, еды оставляли больше, чем сейчас. Видимо кризис, экономят.
- Что вы нашли самое ценное на помойке?
- Один раз я смотрел книги на помойке, и ко мне подошел дворник, который предложил альбом с марками из разных стран: китайские, аргентинские, русские дореволюционные. Еще полное собрание сочинений Маяковского из 12 книг.
- А коллекционируете что-нибудь?
- Да, я собираю коллекцию пальто и чемоданов. Чемоданов у меня уже 8 штук.
- Продаете ли вы вещи, которые нашли?
- Было пару раз. Один раз мы продали часы с кукушкой: советские, птичка уже была скривленной и еле вылезала из окошка. Перед тем как продать, Андрей записал альбом с помощью этой птички.
За разговорами мы подошли к помойке №4. Там мы встретились с местными бомжами, по-хозяйски приветствовавшими нас. На вопрос, что они нашли самое интересное, ответили:
Ну, выбрасывают. А мы находим! Четыре серёжки золотых и кольцо, да кольцо, правда, серебряное. Это хрень всё! Один парень нашел 300 тысяч. За работу нужно платить. Ну что, поможете, а?
Несмотря на апрель месяц, на улице была минусовая температура, я поинтересовалась, не холодно ли им зимой. Бездомный, видимо растроганный моей заботой, достал из куртки футляр Swarovski и вручил мне со словами: «О, на тебе! Нашли же. Возьми подарок. Ну, от души же». В фирменной шкатулке вместе с книжечкой-сертификатом лежали браслет и 4 сережки. Следом из своей волшебной куртки любезный бомж извлек радио на батарейках и предложил послушать музыку. К его разочарованию, от подарков я отказалась, и мы решили, что пора уходить.
Помойка № 6 находится рядом с фотостудией, где раньше работал Андрей. Он рассказал, что выносил сюда мусор и часто находил что-нибудь интересное. Так и появилась идея заниматься фригантсвом. По словам нашего экскурсовода, в Европе движение более развито. В Facebook выкладывают фотографии с вещами и ищут для них нового хозяина.
Около десятой помойки супруга Андрея Аня устроила нам показ мод: мы нашли два плаща, которые девушка тут же продемонстрировала на себе.
В итоге, у Ани появился новый плащ. По её словам, точь-в-точь как у хипстера, и вовсе не обязательно покупать его в бутике.Аня и Андрей рассказали нам, что в Петербурге существуют не только мусорки, но и отделы пожертвования рядом с ними. Каждый житель может принести ненужную вещь или еду. Таких мест мы встретили немного, но везде лежали советские плюшевые игрушки, детская одежда, обувь. Отдельно стояли еда и лекарства. Я думала, что сюда приходят только бомжи, но ошибалась. Люди, на вид не нуждающиеся в помощи, приходили и брали что-то себе. Я долго наблюдала за женщиной, выбирающей игрушку. Она брала каждую и гладила, обнимала, рассматривала со всех сторон и снова возвращала на место. Ушла она с рыжим львенком, у которого всего три усика и один глаз. Эта женщина была не единственной. За пятнадцать минут прошло 6 человек.
По рассказам Ани, много еды приносят в пожертвование культурный центр кришнаитов «Гуара». Лично они взяли два ведра риса. А мы увидели в отделе для еды рядом с помойкой пакетики с крупой, позже девочки взяли упаковку с воздушным рисом, который ели по дороге.
На последней помойке мы нашли целый пакет советских вещей. После того как все вещи разложили на стул и на пол, каждый взял себе что-то на память. С собой мы унесли платье, разноцветный половик для прихожей, портфель с бабочками, старую маску из папье-маше в форме страшного Деда Мороза без бороды и фломастеры 1984 года. Вещи, хранящие чью-то историю, обрели новых хозяев.
Текст: Дарья Абижанова