Санкт-Петербург 30 мая 2020, 15:22

Эротическая скука - что происходит с современной сексуальностью?

Секс и здоровье интересуют людей всех времён и народов. Что изменилось в сексуальном поведении россиянина XXI века? Как уживаются сексоголики и асексуалы? Почему в обществе растёт количество трансгендеров?

На эти вопросы ответил известный сексолог Лев Щеглов. Встреча с ним прошла 25 июня в рамках научно-практической конференции «Секс, здоровье, отношения: парадигма современной России». Организатором выступил центр Secrets в Санкт-Петербурге.

Лев Щеглов
Лев Щеглов – советский и российский сексолог, доктор медицинских наук.

В нашей психике есть определённые блоки, комплексы, которые существуют бессознательно, иногда руководят нами. И в этом зачастую суть непонимания друг друга: почему это Пете нравятся такие женщины, от которых меня воротит?

Вот элементарный пример: два молодых человека. И тому, и другому по 25 лет. Живут они в одно и то же время – в 2017 году. Они живут в одной стране – России. Слушают одну и ту же музыку, болеют за одни и те же команды. И вот так случилось, что у них возникают проблемы с эрекцией. Один живёт в Москве или Петербурге, а другой – в дагестанском ауле. Категорически различные подходы к помощи и различные реакции людей на одни и те же проблемы. Почему? Культура разная.

Человеческая сексуальность имеет обязательную связь с бессознательными механизмами
Нам всем кажется, что то, что нам симпатично, – это правильно. А то, что неприятно, – неправильно. Если у кого-то другие взгляды, то он нам кажется неправильным целиком. Особенно сегодня, когда всё общество мощно разделено.

Что сегодня вообще происходит? – Одни говорят – сексуальность дико падает. Вот наши деды без всяких стимуляторов прекрасно функционировали. Вторые говорят: раньше сексуальность была тихо за шкафом, а сегодня – безумная потеря всех границ. Дико нарастает потребность пробовать девиантные формы. Раньше за групповой секс тащили в психиатрическую клинику, а сегодня – это «эксперименты». Третьи говорят: сексуальность надо ограничивать, надо её запутать всякими законами о какой-то нравственности.
Мотив один – XXI век, вы что думаете, я Маша из Урюпинска что ли?
Например, обращается девушка. Допустим, ей вчера исполнилось 18 лет. По ходу консультации выясняется, что у неё было уже 53 партнёра, что она участвовала в групповом сексе, пробовала лесбийский вариант, играла то роль учительницы, то бегала на четвереньках. В нашем деле основной вопрос не «что происходит», а «почему происходит». И когда ты пытаешься понять мотивы, то мотив только один – XXI век, вы что думаете, я Маша из Урюпинска что ли?

А за ней может прийти на консультацию 25-летний молодой человек, у которого всё в порядке по всем сферам: от психической до эндокринной. Но он девственник, потому что в детстве его высмеивали девочки, а он впечатлительный и несколько замкнутый, боящийся коммуникаций. И он не может начать сексуальную жизнь, потому что в постоянной рефлексии: «А вдруг меня отвергнут?»

Вот они живут в одно время в одном городе и являют собой разные миры – это сегодняшние реалии
Я расскажу вам об особенностях сексуального поведения, которые фиксируются в современной России. И которых почти не было 20-30 лет назад.

Категорическое увеличение мотивации секса. Описано и подтверждено исследованиями 13 основных мотивов секса:

  • Любопытство,
  • самоутверждение,
  • агрессия (до преступления),
  • секс как погашение задолженности (супружеский секс),
  • секс как охота (повышение самооценки, донжуанство) и так далее.
Секс как отражение реального желания стоит на 5 месте в списке этих мотиваций
Сняты блоки и в общественном сознании, и в индивидуальном. Представьте себе, что доля родившихся без отца (мать-одиночка, только она знает, кто отец ребёнка) среди всех родившихся в 1967 году в Ленинграде составляла меньше одного процента. В начале двухтысячных, лет десять назад, было повторное исследование. Как вы думаете, какова доля? 17%.

Следующая тенденция – позитивная. Большая часть молодёжи начинает заниматься сексом в рамках серийной моногамии. С одной стороны, предполагается, что у человека были другие партнёры и возможно будут. Моногамия проявляется в том, что становится модным (хотя западные исследователи говорят, что это СПИД очень испугал), когда я с кем-то, мы в этот момент друг другу верны. Но в то же время никаких сказок: мол, мы встретим старость вместе. Нет, возможно мы расстанемся. Это серия. Но пока мы вместе, у нас нет других сексуальных партнёров.

Это очень хорошая тенденция – Замечается: чем у молодёжи выше образовательный, материальный статусы, тем более развито это явление.

Новое явление – счёт идёт даже не на десятилетия, а на годы – сексоголизм. По аналогии с алкоголизмом – зависимость. Я пытаюсь ввести термин «донжуанизм», крайняя степень этого сексоголизма. Единственным возбуждающим стимулом в таком случае становится элемент новизны. Снаружи он мужчина-победитель - каждую неделю у него новая партнёрша. Что происходит внутренне? Он готов к сексу, только если есть новый сексуальный партнёр. Второй сексуальный контакт – у него нет либидо, слабеет эрекция. Он вынужден всё время гнаться за новым женским объектом. Такие пациенты - глубоко несчастные люди, они мучаются от этой особенности.

С другой стороны, существуют и асексуалы, они считают секс тратой времени и энергии, которую можно было бы пустить в другое русло, например, зарабатывание денег.

Появилось в английском языке определение, которое можно перевести как эротическая скука. Относительно молодой мужчина или женщина не имеют никаких проблем с сексом: ни психических, ни урологических. Они могут заниматься сексом и занимаются. Только достаточно редко, в их индивидуальной системе ценностей занятие сексом стоит после вкусной пищи, товарищеского ужина (или мужчины – в баню, на футбол, женщины – в косметический салон), после хобби. Парадокс.

Мужчина здоров, и женщина здорова. Что говорит математика? Если мы складываем две здоровые величины, должен быть здоровый результат. Нет, его нет. Речь идёт о сексуальной гармонии. По отдельности они здоровы, а их взаимодействие не даёт здорового результата. Чтобы их сексуальная жизнь приносила то, чего они хотят, им нужны советы психолога, коррекция, какие-то технические штуки.

Нарастает количество мужчин, – которые не имея никаких на это показаний, тратят свои 7-8 тысяч долларов, чтобы вшить в член импланты. А в районе мошонки поставить помпочку. Вечная эрекция!

Тяжелая кровавая операция – всё, проблемы исчезли. Какая расплата за это? Исчезают чувства, эмоции, влечение. Уже не говоря о том, что далеко не каждая такая «помповая» эрекция даёт семяизвержение. Мужчина играет роль перед партнёршей. Но никакого пика ощущений не испытывает.

Поэтому следующая проблема, которая сегодня крайне важна, – это вопросы терапии, лечения.

Как вы считаете, – какое сексуальное отклонение имеет точно зафиксированное нарастание во всех странах?

Правильно, смена пола.

Гомосексуалов, как шизофреников, – одна и та же зафиксированная величина, примерно 4-5%. Почему? Это врождённое состояние. А вот количество транссексуалов нарастает. Объяснения этому нет.

Это их мука и переживания. Есть люди, которые покончат с собой, если не переделаются. Более того, до 1973 года всем было уютно – и даже специалистам – потому что такие люди считались душевнобольными. Один человек мнит себя Наполеоном, другой – чайником, а этот дядя считает себя тётей. Душевнобольные? Нет, они душевноздоровые.

Давайте закроем тему транссексуалов - они исчезнут? Нет, всё равно они будут. Только последнее время, не помню точно, скажем, лет за десять, ни одного самоубийства не было.

Сегодняшнее сексуальное поведение человека характеризуется, с одной стороны, большей свободой. И это очень хорошо, в принципе. С другой стороны, увы, представления о норме и патологии сегодня совершенно запутаны.

Читайте также:


115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru