Санкт-Петербург 25 сентября 2020, 05:58

"Сельскохозяйственное право - зачем ехать в Америку его изучать?" - петербурженка о своей учёбе и жизни в США

Петербурженка Ксения Петровец обучалась по программе RUSLEF в США. Корреспондент The Neva Room поговорил со студенткой американского вуза и расспросил об особенностях жизни заграницей. Какой уровень владения языком необходим для поступления? Какие положительные и негативные черты образования можно выделить? И что из себя представляет такая специальность, как сельскохозяйственное право?

– Когда у вас появилось желание отправиться на учебу в США? – У меня всегда было желание пожить заграницей. Не быть просто туристом, а именно погрузиться с головой в атмосферу абсолютно другой страны. Получить какой-то уникальный в этом смысле опыт, поэтому я целенаправленно искала разные стипендии, позволяющие пройти обучение за рубежом, когда окончила бакалавриат. Как только нашла RUSLEF, сразу же подала заявление.

– Откуда вы узнали про возможность обучения по программе RUSLEF? Можете рассказать о ней подробнее? – Об осуществлении отбора по программе RUSLEF я узнала, прочитав объявление на сайте юридического факультета СПбГУ. Такие объявления публикуются ежегодно, как только открывается очередной отбор. Однако, что вполне понятно, подобные объявления зачастую остаются не замеченными большим количеством студентов, так как быстро пропадают в быстро сменяющейся новостной ленте. Поэтому и конкурс на стипендию из года в год остается не столь высоким, в сравнении с той же стипендией Fulbright. Сейчас на самом деле на факультете появляется больше инициатив, направленных на более широкое оповещение студентов о планируемых конкурсах и стипендиях. Так, например, я не так давно узнала о появлении на факультете очень крутого неформального сообщества - St. Petersburg Moot Court Society, которое регулярно собирает и публикует новости о планируемых конкурсах по праву и прочих интересных мероприятиях. В прошлом году, в октябре, по инициативе одной из недавних выпускниц программы RUSLEF также был организован специальный круглый стол «Стипендия на обучение в США», на котором ребята уже получившие опыт зарубежного обучения могли поделиться со всеми интересующимися своими впечатлениями и ответить на имеющиеся вопросы. Я также с удовольствием поучаствовала с презентацией своего университета. Мне кажется важно, чтобы мероприятий подобного формата было больше. Вовремя узнать об отборе и дате подачи заявки – это уже полдела, затем остается только заполнить анкету, сдать TOEFL и подготовить резюме.

– Какой уровень владения языком необходим? – Классическое «пороговое» требование большинства американских университетов к поступающим на юридический факультет - 100 баллов или чуть выше. В целом, думаю, что у всех, кто набирает выше 90-95 баллов также есть неплохой шанс пройти.

– Расскажите подробнее о ВУЗе, в котором вы учились. Почему был выбран именно этот ВУЗ? – Благодаря программе мне выпал чудесный шанс пожить год в абсолютно неизвестном для меня штате – Арканзас, а обучение я проходила в University of Arkansas School of Law. Честно признаюсь, что не было изначально цели поехать именно в Арканзас. Однако, так сложилось, что во время участия в отборе на стипендию я как раз училась в магистратуре по направлению «Право Всемирной Торговой Организации (ВТО)» и круг моих интересов соприкасался с санитарными и фитосанитарными торговыми мерами, а также стандартизацией, в том числе в области пищевой промышленности. Основатели программы RUSLEF (Сидни и Джейн) узнав об этом, как раз и порекомендовали мне именно Арканзас, так как это был единственный университет с программой, специализирующейся на тематиках правового обеспечения пищевого производства и сельского хозяйства. В итоге я действительно не пожалела, и более глубокое изучение пересечения торговли и сельскохозяйственного регулирования показалось мне довольно интересным.

– Хотелось бы чуть больше узнать об изучаемом вами направлении. – Поначалу я подумала, что оно будет слишком узким и вообще, что это что-то странное – сельскохозяйственное право. Зачем вообще ехать в Америку его изучать? Но оказалось, что существует много интересных деталей. Мы изучали как государственное регулирование сельскохозяйственного сектора, так и различные частные инициативы в этой области и в сфере регулирования пищевой промышленности. К примеру, был целый отдельный курс про регулирование маркировки пищевых товаров и брендирование. В Америке все это очень детально регулируется. Для многих американцев — это вообще отдельная тема. Так, в интересующихся здоровым питанием кругах упоминание о том, как вообще регулируется отображение на упаковке товара так называемого “added sugar” вполне может вызвать дискуссию на пару-тройку часов. Невольно сам увлекаешься. Я почти никогда не уделяла столь большого внимания этикеткам продуктов, которые покупаю в магазине, но после поездки точно начала читать внимательнее.

Кроме того, был очень интересный курс по международно-правовому регулированию в области интеллектуальной собственности, в котором также затрагивались отдельные особенности брендирования товаров и много чего еще увлекательного. Было и большое количество прикладных проектов. Так, у нас был целый курс, который назывался Urban Agriculture. Каждому студенту было дано задание выбрать город или конкретный район в рамках города, в котором нужно было с нуля разработать проект, который бы позволил улучшить имеющуюся ситуацию с экологией и обеспечением здоровой пищевой продукцией. Для реализации проекта требовалось изучить имеющиеся проблемы в регионе, динамику развития за последние периоды, проанализировать имеющееся законодательство в области зонирования и подобрать наиболее подходящий с точки зрения всех факторов вариант. Я для своего проекта тогда выбрала Детройт, где тема urban agriculture вообще весьма животрепещущая и много новых проектов можно найти, скажем, по полному сопровождению перепрофилирования старых заводов в набирающие популярность «вертикальные фермы» или так называемые коворкинг пространства с садами для выращивания овощей и фруктов на крышах. Такие темы оказались гораздо более интересными, чем я предполагала изначально.

– Применимы ли эти знания в современной России? – Навыки комплексной проектной работы, навыки по подготовке материалов и составлению презентаций, а также в целом навыки по поиску и анализу информации, которые были приобретены заграницей, безусловно, вполне применимы.

– Какие положительные и негативные черты образования можно выделить? – Среди положительных моментов я бы отметила интерактивность занятий. Благодаря тому, что занятия все время проходят в режиме диалога и общего обсуждения, люди были более вовлечены в процесс. Не было ни одного класса, где бы мы просто сидели и слушали. Всегда планировалось активное обсуждение темы, и подготовка к таким обсуждениям была весьма основательной. Это мне очень понравилось. Из негативных черт даже не знаю, о чем сказать. Кто-то может посчитать негативным моментом, что многое отдано на самообразование. По сути, если ты сам себя не дисциплинируешь, не готовишься к классам, то ничего из всего процесса обучения и не вынесешь. Но, полагаю, это по большому счету применимо к любому образовательному процессу в любой стране.

– Существует ли плюс в российской теоретической базе? Помогает ли она там? – Тут скорее о том, что вообще полезно иметь возможность совсем иначе подходить к анализу какой-либо проблемы. Думаю, да, навыки, приобретенные в российском университете в том числе, позволяли зачастую немного иначе, чем американские студенты смотреть на поставленные вопросы.

– А как в США дела с внеучебной деятельностью? – В американском университете тебя активно мотивируют быть вовлеченным во всевозможные внеклассные мероприятия, особенно, если ты иностранный студент. Организуются самые различные кружки, клубы и прочее. Нас в первый же день отправляли на обед в семью, где ты полностью должен был погрузиться в американскую атмосферу и прочувствовать в полной мере американскую культуру гостеприимства. Я была к тому же еще и в южном штате, и чтобы описать уровень принятого там добродушия просто слов не найдется. Уже в первые дни я поняла, что небезызвестный стереотип про «южное гостеприимство» (“southern hospitality”) имеет под собой вполне реальные основания.

– Тяжело ли приспособиться к особенностям бытовой жизни? Сильно ли она отличается от российских реалий? – Быт, конечно, отличается. Но приспособиться в целом было не сложно. В городе, где я жила регулярно проводились ярмарки, на которых раздавали бесплатно мебель и в первые же дни, когда я приехала, у меня не было никаких проблем с нахождением вещей первой необходимости.

– Остается ли после учебы свободное время? На что его интересно и полезно тратить? – Свободного времени более чем достаточно. У моей L.L.M программы к тому же была своя специфика - все лекции постоянно записывались на видео и аудио. Благодаря этому, можно было более гибко планировать путешествия. На один из классов, я помню, спокойно подключалась дистанционно, сидя в кофейне в Нью-Йорке. У нас на программе были ребята, которые так всю программу и учились дистанционно, находясь в другом штате за несколько десятков километров. Конечно, если вы в новой стране впервые, как можно больше путешествовать – это лучшее, что можно сделать со своим свободным временем. Если у вас самих еще нет прав, крайне советую в первые же дни найти новых знакомых и друзей, которые могут водить. Америка в большей своей части – не страна для пешеходов.

– Как дела обстоят с велосипедами? – С велосипедами все отлично. Кругом полно специально отведенных дорожек для велосипедистов (так называемых bike trails). У нас, конечно, их реально не хватает. Особенно в Питере. В месте, где я жила, велосипедная дорожка была проведена весь город и позволяла доехать еще до четырех близлежащих. Можно было спокойно доехать до очень классного музея (Crystal Bridges) в соседнем городе. Местность правда была довольно холмистая, так что моего запала ездить на велосипеде до университета хватило ненадолго. Большую часть времени ходила пешком или ездила на бесплатном автобусе.

– Как обстоят дела с налаживанием знакомств? Легко ли завести друзей? Начать общаться с людьми? – Это, конечно, глубоко индивидуальный момент, думаю, но мне было несложно. Может, просто очень повезло и очень дружелюбные люди попались. Американцы все довольно приветливые. По крайней мере те, с которыми мне довелось познакомиться. Достаточно быть открытым к новым знакомствам, тогда все будет замечательно.

– Активно ли участвуют студенты в групповых занятиях? Помогают ли друг другу? – Думаю, секрет любой командой работы в том, что нужно уметь приспособиться к режиму и темпу работы других, понять, как можно работать наиболее эффективным образом дополняя в каких-то аспектах друг друга. У нас было не так много проектов, где приходилось работать в группах, и особых проблем не было.

– Что вы можете рассказать о местных жителях? Тяжело ли было войти в их социум? – Не уверена, что могу сказать, что я много общалась именно с местными жителями. Студенческая среда по большей части состоит из людей, которые съехались со всей Америки из самых разных штатов (Калифорнии, Нового Орлеана, Вермонта). У нас был довольно разношерстный состав. Все были очень общительные и открытые.

– В России многие студенты считают, что тяжело найти работу после ВУЗа. Есть ли с этим трудности в США? – В Америке, конечно, хватает своих проблем и трудоустройство не исключение, рынок довольно конкурентный, юристов выпускается много. Что могу особенно отметить, так это то, какую поддержку в трудоустройстве в США оказывают университеты. Даже иностранные студенты, всегда могут прийти на консультацию и спросить о существующих и доступных вариантах трудоустройства и стажировок.

– К вопросу о работе. Хотите ли вы жить в США? – На данном этапе я довольна тем, где я нахожусь. Мне нравится жить и работать в России.

– Вопрос из области фантазий. Если дать вам возможность вернуться назад, то вы бы вновь отправились учиться в США? – Да, безусловно. Независимо от того в Арканзас или в другое место. Люди, которых я встретила и места, которые удалось посетить - я считаю, что это бесценный опыт. С удовольствием повторила бы все снова.

– Возвращаясь к внеучебной деятельности и к путешествиям. Что удалось увидеть? Было ли это интересно? – Удалось съездить в Нью-Йорк, Хьюстон, Новый Орлеан и во Флориду, на чудный остров Санибел. Новый Орлеан очень понравился. Я бы сказала, что это город с какой-то абсолютно своей атмосферой, по-своему странный и очень музыкальный. Также удалось немного поездить по Арканзасу. Одно из самых запомнившихся мест - классический жутковатый американский отель в городе под названием Eureka Springs, со своей историей про призрак бывшего постояльца, который до сих пор там обитает и пугает посетителей. Обожаю такие вот чудные мелочи и истории небольших городков.

– Вернемся к обучению, вернее, к подготовке. На что посоветуете обратить внимание? – Для подготовки к RUSLEF, думаю, больше всего внимания стоит выделить TOEFL. Достаточно классической подготовки. Никаких особых секретов. Также не помешает подготовиться к интервью. Что же касается учебы, то нужно быть готовым к тому, что придется очень и очень много читать.

– Как в США с научной деятельностью? – Мне с научной деятельностью особенно повезло. В год, когда я поехала учиться именно в Университете Арканзаса стипендия RUSLEF была оформлена через выплату заработной платы и работать нужно было в качестве ассистента профессора на факультете. Такая работа дала мне уникальную возможность соприкоснуться с научной деятельностью, поучаствовать в процессе разработки нового курса лекций и даже получить небольшой преподавательский опыт. Это было очень здорово. В плане публикаций научных работ L.L.M программа также поощряла студенческие инициативы по заведению личных блогов и написанию материалов для публикаций в университетских журналах. Так что могу с уверенностью сказать, что для научной деятельности в университете была создана крайне благоприятная атмосфера.

– В заключение хотелось бы услышать пожелания и наставления для будущих соискателей стипендии. Я бы пожелала четко определиться с тем, чего вы хотите и зачем едете в другую страну, ещё перед подачей заявки. Если это научная деятельность и написание статей - здорово. Если практика - тоже. Главное сформировать как можно более четкое представление у себя в голове – тогда все обязательно именно так и сложится.

Текст: Эдгар Блейх Фото: из личного архива Ксении Петровец

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru