Общество 5 ноября 2020, 20:44

Выйди и зайди нормально. «Московская электронная школа» и её последствия

Выйди и зайди нормально. «Московская электронная школа» и её последствия

Школьники Москвы с 6 по 11 классы останутся на дистанционном обучении до 22 ноября. Мэрия Москвы 19 октября подписала указ о переходе старшеклассников на «удаленку». Изначально речь шла всего о неделе. Но распоряжение продлили до 8 ноября, а затем еще на 2 недели.

В новом учебном году такое решение не вызвало коллапса в образовательной системе, как было в апреле. Учителя и школьники уже успели адаптироваться к такой форме работы.

К тому же за это время были созданы инструменты для удаленного ведения уроков. В частности, «Московская электронная школа», работающая под патронатом столичной мэрии.

Этот проект запущен в 2017 году для цифровизации отечественного образования. Но именно в этом году он стал особенно актуальным.

В системе зарегистрировано более 1,5 млн пользователей «Электронного журнала и дневника». За минувшие две недели в «МЭШ» проведено более 12 млн учебных сессий. К проекту подключены почти полторы тысячи школ.

МЭШ - Московская электронная школа в цифрах

Об окончательном переходе школьников на дистанционную форму занятий речь не идет. Школьники вернутся к очному обучению, как только позволит эпидемиологическая обстановка. Однако все школы Москвы оборудуют необходимой техникой для доступа к учебным материалам «Московской электронной школы».

В комплект будут входить не только ноутбуки, но и 3D-принтеры, VR-очки и другие гаджеты, которые помогут школьникам лучше разобраться в материале с помощью инструментов дополненной реальности, геймификации и искусственного интеллекта. В ответ на опасения родителей о негативных последствиях такой плотной компьютеризации для здоровья детей создатели заявляют, что всё техническое обеспечение соответствует нормам СанПиНа.

Достоинства МЭШ

Учителя отмечают несколько положительных моментов. В первую очередь, возможность для преподавателей обмениваться методическими материалами и проявлять себя.

«Фактически произошла полностью революционная вещь. Раньше учителя писали планы уроков, и видел их только этот учитель или инспектор, который пришёл на урок для проверки. Была такая терра инкогнита. Никто не знал, у кого какие планы уроков, очень редко педагоги могли делиться этим. Сейчас же можно увидеть кооперации в “Московской электронной школе”», – рассказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.

Оглядываясь назад, я представить себе не могла, что в наших учебных заведениях станет обычным такой предмет, как робототехника. Что профильные классы, которые были привилегией элитных школ и путевкой в лучший вуз, придут в каждую школу. Если десять лет назад они были в одной школе из ста, то теперь — в каждой


Надежда Перфилова

директор школы № 2098, член комиссии Мосгордумы по образованию

Помимо школьных предметов, в «Московской электронной школе» планируется также развивать и внеклассные занятия – составлять программу кружков, секций, досуговых центров. Таким образом детей хотят увлечь не только обязательной программой, но и помочь им развить свои творческие способности.

Критика МЭШ

Тем не менее не все довольны такой тотальной цифровизацией. Специалисты говорят о том, что влияние компьютеров на детскую психику еще не до конца изучено, а СанПиНы в этой области оставляют желать лучшего.

Есть угроза физическому и психическому здоровью детей. Это и опасное электромагнитное излучение, которое вредно для детей. Также компьютерные технологии ведут к цифровому слабоумию


Ольга Четверикова

доцент МГИМО

«Эту проблему замалчивают, ставят на неё табу. И цифровое слабоумие, и аутизм сегодня распространяются всё быстрее. Совмещённые технологии меняют характер развития мозга ребенка. Много учёных боится это говорить, хотя и знают, что это опасно. Видимо, создаются условия давления или шантажа, чтобы эту правду замалчивали», — утверждает доцент МГИМО Ольга Четверикова.

Дистанционное образование для школьников

К тому же некоторые родители возмущаются тем, что переход на интерактивные доски, электронные дневники и цифровые учебники был проведен принудительно, без их согласия. В то время как, согласно ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», выбор формы образования остается за родителями или опекунами ученика. На деле же, не все родители даже были уведомлены о переходе на такую платформу и узнали об этом постфактум от своих детей.

Также сомневаются юристы и в том, что МЭШ соблюдает Федеральный закон «О персональных данных». Все сведения должны быть получены добровольным путем, а статистика может обрабатываться только на основании анонимизированных данных. Однако многие родители жалуются, что их согласия на сбор информации о ребенке никто не спросил.

Стоит ли оно того?

Проект «Московская электронная школа» разрабатывался задолго до пандемии. Но именно сейчас из-за вынужденного перехода детей на удаленное образование привлек к себе внимание. В первые дни перехода на эту платформу в системе были сбои и неполадки.

Департамент информационных технологий Москвы провалил два первых дня тестирования новой системы онлайн-уроков

«Отмечается, что ДИТ не в первый раз становится центром скандала: в июне глава Департамента Лысенко проговорился, что коронавирус пришёл в Москву ещё в январе, а основная платформа дистанционного образования «МЭШ» оказалась полностью адаптирована только на сервисы Microsoft. Интересы американского производителя софта лоббирует мэр Москвы Собянин, чем усложняется переход на «дистант» из-за запрета вести уроки через Zoom», — сообщает Telegram-канал «КАК-ТО ВОТ ТАК».

МЭШ - электронная школа

В условиях карантина и невозможности проводить занятия очно такие проекты действительно являются большой поддержкой, обеспечивая непрерывное обучение детей в любой ситуации. К тому же «МЭШ» может стать подспорьем и для детей, которые занимаются на домашнем обучении. На портале есть возможность прослушать лекции на одну и ту же тему от разных преподавателей.

Вместе с тем, большинство учебных планов (или «сценариев», как их называют в «МЭШ») не слишком отличается от тех конспектов, которые учителя раньше вели от руки, а позже делали в PowerPoint. Из новшеств – возможность для школьников делать упражнения прямо на платформе, а не записывать примеры в тетрадку.

Но такое программное обеспечение существует уже не один десяток лет, и им сейчас никого не удивишь. Конечно, никто не говорит о том, что занятия непременно должны напоминать и поражать воображение: всё-таки основная их задача — учить детей. А это можно делать и старыми добрыми методами.

При такой заявке на инновационность люди ожидают увидеть что-то более эффективное.

Уроков, где обещают дополненную реальность, виртуальные экскурсии или участие в опытах, пока лишь маленький процент. С одной стороны, это хорошо. Вряд ли многие семьи могут похвастаться наличием VR-очков или интерактивной доски. У многих проблемы даже с компьютером как таковым, ведь часто их бывает один-два на семью, а школьников в доме двое или трое, плюс родители, которых тоже перевели на удаленную работу.

С другой стороны, стоит ли проект затраченных на него денег? По подсчетам издания «Открытые медиа» мэрия Москвы уже выделила на «Московскую электронную школу» 634 миллиона рублей. И скорее всего, это не последние вложенные средства.

Фото: visualrian.ru

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru