Общество 3 августа 2020, 15:07

Самообразование на карантине. Ожидания и реальность

Самообразование на карантине. Ожидания и реальность

В начале карантина многие в деловом сообществе призывали использовать время, проведенное дома, как шанс для самообразования и повышения квалификации. Насколько эти намерения стали реальностью, можно частично оценить уже сейчас, после двух месяцев карантина. Daily Moscow обратились к нескольким новейшим исследованиям, а также попросили экспертов поделиться их личным опытом и впечатлениями.

Добровольно не для всех

Если изучить майский аналитический доклад ВЦИОМ и Social Business Group, становится ясно, что, как минимум, для 19% респондентов, принявших участие в исследовании, самообразование на карантине оказалось делом не столь добровольным, как хотелось бы. Большинство из них руководство перевело на удаленную работу, где им пришлось осваивать какие-либо цифровые навыки. При этом согласно опросу, больше всего пришлось учиться людям от 45 до 59 лет.

Некоторым сотрудникам высшего звена в плане дистанционного обучения оказалось нелегче. Тимур Соколов CEO консалтинговой компании The TEAM, например, упоминает случай, когда его знакомой руководство объявило, что теперь ее KPI изменились и придется пройти вместо запланированного 3-летнего офлайн-образования весь курс в режиме онлайн до конца 2020 года.

Компании потребовалась ускоренная трансформация бизнеса из-за кризиса, вызванного пандемией. Никто к этому не был готов, поэтому приоритеты резко сместились, понадобились активные действия, вследствие чего и основным сотрудником пришлось быстро подстраиваться под ситуацию, даже если для этого пришлось ускорить свое обучение в 3 раза

Тимур Соколов

CEO The TEAM

Культурное обогащение

К счастью, во время карантина россияне решили развивать не только деловые компетенции, но и обогатиться культурно. По исследованию ВЦИОМ, «каждый пятый россиянин, пользующийся интернетом, имеет опыт посещения виртуального музея, причем 57% из них совершили виртуальную экскурсию уже во время режима самоизоляции».

Проблема с мотивацией

Почти треть россиян призналась, что не может заставить себя что-либо делать на самоизоляции. Специально для Daily Moscow одна из крупнейших площадок Рунета — проект Новости Mail.ru — провел опрос среди 14 839 пользователей с 20 по 25 мая 2020 года.

С помощью этого исследования мы решили узнать, продуктивно ли россияне проводят время на карантине.

треть россиян призналась, что не может заставить себя что-либо делать на самоизоляции

Опрос показал, что после введения режима самоизоляции 28% респондентов давали себе обещание больше читать, смотреть кино и сериалы или чему-то учиться. Сейчас, спустя пару месяцев, 53% считают, что продуктивно проводят время, а 11% даже гордятся своими достижениями. При этом 29% жалуются, что не могут себя заставить что-то делать, а у 7% просто ни на что не хватает времени.

Книги

27% опрошенных читают больше, чем обычно, 36% делают это в прежнем режиме, с нехваткой времени на книги столкнулись 16%. Кто-то и вовсе не читал до самоизоляции и не начинал сейчас — так ответили 21%.

Кинематограф

Фильмы и сериалы пользуются большей популярностью. Уже пересмотрели все, что хотели 16% респондентов, в спокойном режиме открывают для себя что-то новое 57%. Тех, у кого не хватает времени, оказалось 16%. Остальные опрошенные (12%) ответили, что не любят кино и сериалы.

Обучение

Респонденты также рассказали, начали ли они изучать что-то новое. Большинство — 59% — ответило отрицательно. Те, кто все же решил поучиться, смотрят обучающие видео в интернете по интересующей теме (22%), проходят образовательный курс онлайн (11%) или учат иностранный язык (7%).

Частный опыт

Во время карантина я работал в том же напряженном режиме, что и обычно, какого-то лишнего времени у меня не появилось. Для самообразования я всегда выделяю время вне зависимости от обстоятельств. Заранее составляю список книг (обычно 4–5 в месяц), которые хочу прочесть. Поскольку разъездов во время карантина было меньше, я компенсировал это время, прочитав чуть больше книг

Дмитрий Адушев
директор макрорегиона Москва АО «Почта России»

— Какой сфере самообразования сейчас посвящаете время?

В феврале 2020 года я получил сертификат коуча ECA в Европейской Ассоциации коучинга. Сейчас я стараюсь развиваться в управленческом коучинге, применяю в работе несколько иностранных технологий, поэтому много читаю и смотрю видео по этой тематике.

Психология в работе с персоналом, менеджмент, коучинг – это те направления, которые меня сейчас максимально интересуют. Первая задача руководителя – это поддерживать людей, снижать их тревожность, напряжение, направляя эту энергию в позитивное русло, к достижению результатов. Необычайно важно так построить работу, чтобы цели компании и цели сотрудников совпадали.

-Что бы вы порекомендовали из недавно прочитанного?

«Поток. Между Сциллой стресса и Харибдой скуки». Авторы — Герхард Хун и Хендрик Бакерра. Мне эта книга кажется хорошим практическим руководством для поиска собственных смыслов и поддержки внутренней мотивации.

— На ваш взгляд, случился ли во время карантина бум самообразования?

Честно говоря, я не заметил какого-то особого бума в этой сфере. В людях сейчас слишком много тревожности, возбужденное состояние мешает эффективно чему-то учиться, например, серьезно погрузиться в какой-то образовательный курс, скажем, известного вуза. Тем более некоторым было просто не до саморазвития — ощущалась острая нехватка времени. Многие бросились минимизировать потери, спасать бизнес, бороться за безопасность людей.

У «Почты России», например, был огромный фронт работ. У меня 33 000 подчиненных, из которых 23 000 человека работают в контакте с клиентами. Их срочно нужно было обеспечить масками и другими средствами индивидуальной защиты. А этого всего в свободном доступе не было, нам пришлось срочно все это закупить, доставить, обучить людей и т. д. От нас это потребовало большого напряжения сил.

Я думаю, что продуктовые ритейлеры, банковская сфера, салоны сотовой связи и подобные сферы бизнеса тоже испытали на себе большое давление. Поэтому, конечно, время на углубленное самообразование появилось далеко не у всех. По своим знакомым я вижу, что те, кто занимался самообразованием в интересующей его сфере, тот и продолжает это делать, несмотря на обстоятельства.

На время карантина деятельность нашей компании не останавливалась, так как мы ведем строительно-монтажные работы в системообразующих предприятиях разных регионов России. По большей части я сейчас работаю в удаленном режиме работы, поэтому могу выделять некоторое время на самообразование

Бахрам Эльдаров
заместитель генерального директора Stellar Construction

— Какую сферу для дистанционного обучения предпочли?

На мой выбор, прежде всего, повлияла сложившаяся из-за пандемии нестабильная экономическая ситуация. Я стал серьезно интересоваться темой личных финансов и инвестирования. Все эти годы мы усердно трудились, и, конечно, хочется снизить риски потери уже заработанного, плюс по возможности приумножить то, что уже есть. Сейчас изучаю много литературы и видео на эту тему.

— Кажется ли Вам, что во время карантина у людей возник серьезный интерес к теме самообразования?

По многим своим знакомым вижу, что появился вынужденный интерес. Люди почувствовали на себе сокращение зарплат, либо вообще увидели реальную возможность потери текущего места работы. Соответственно, чтобы поддержать тот уровень жизни, к которому они привыкли, часть из них пытается с помощью дистанционного образования овладеть новой профессией, чтобы на всякий случай иметь вторую работу.

Некоторые решили действовать не столь кардинально и пока задумались лишь о смене сектора. Особенно если сектор экономики, где они трудились, сильно пострадал во время пандемии (например, туризм, авиаперевозки, общественное питание и т. д.). Многие специалисты сейчас внимательно изучают ситуацию, какие сектора экономики в кризис останутся стабильно работать. Выясняют, какие там предъявляются требования к персоналу, чтобы перейти на аналогичную своей позицию. Разумеется, в каждом секторе своя специфика, поэтому люди спешно заполняют пробелы в своих знаниях, изучают требования новой для них отрасли.

Представим себе, что менеджер по персоналу, который работал в туристическом агентстве, подозревает, что его скоро могут сократить. Изучив рынок вакансий, возможно, он придет к выводу, что сейчас ему лучше всего устроиться в строительную компанию. Но чтобы ему туда попасть, нужно предварительно изучить требования, которые по сравнения с его предыдущим сектором будут совершенно другими. В строительной компании, например, нужно очень хорошо знать миграционное законодательство, т. к. на стройке работает много иностранцев. И таких нюансов немало.

Я постоянно отслеживаю мировые тренды, на карантине появилось много новых интервью, видеотрансляций, прогнозов о будущем, статистики по странам и отраслям

Антон Попов
партнер консалтинговой компании KMDA, преподаватель программы «Тренды цифровой трансформации» в РАНХиГС при Президенте Российской Федерации

Мне пришла в голову идея создать игры, чтобы компании могли ознакомиться с новыми трендами, проиллюстрировав их примерами, как компании меняют бизнес-модели или находят новые ниши для продуктов. Игру опробовал на курсе «Тренды цифровой трансформации» в РАНХиГС, участники были в восторге от такого игрового практикума.

Но просто следить за трендами недостаточно, нужно их применять, искать новые рынки, адаптировать услуги. Поэтому на подходе ещё несколько игр, которые компании смогут использовать для того, чтобы «думать из будущего» и развивать «инновационность» сотрудников.

— Как вы относитесь к модной сейчас теме самообразования на карантине?

Вопрос в том, кто реально воспользовался этим временем? Чему научился, как дальше это поможет карьере? Чтобы освоить новые навыки, нужна мотивация, а она, как показало время, есть далеко не у всех. Действительно, на карантине люди увеличили «экранное время», которое стали посвящать не только онлайн-играм и сериалам, но и дистанционному обучению.

Появление времени на карантине необходимое, но не достаточное условие, хотя многие давали себе обещание ежедневно учить по 10 новых английских слов или получить сертификат CFA. Нужно понимать зачем. Многие впервые за долгое время перестали ездить на работу «на автомате» и осознали, что на самом деле, например, давно хотели вышивать или писать картины. Кто-то, наконец, записал видеокурс танцев или сам научился танцевать танго онлайн. И таких примеров масса.

С профессиональными навыками сложнее, но ради карьеры можно выучить язык программирования python или пройти курс digital-маркетинга. Тем более что многие площадки онлайн-курсов на время стали бесплатными.

— На что бы вы рекомендовали обратить внимание?

Есть более фундаментальные навыки, которые стоит развивать всем, независимо от профессиональной деятельности. Это умение учиться и переучиваться. И умение адаптироваться. В условиях внезапных изменений на рынке или в жизни быть гибким и пластичным — лучшая стратегия. Это касается и человека, и бизнеса.

— Вы как раз готовитесь выпустить исследование, затрагивающее эту тему?

Да, в рамках исследования «Цифровая трансформация России» компания KMDA опросила руководителей 536 компаний: «Какие наиболее важные навыки и компетенции сотрудников необходимы для вашей компании в контексте цифровой трансформации?” И оказалось, что, по мнению руководителей, самообучение и адаптация – одни из важнейших навыков, они собрали 57% ответов. Например, креативность и изобретательность набрали 35%, а клиентоцентричность – 38%.

Надежда Перницкая

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru