Революция в системе обучения: как устроено реверсивное наставничество
Когда нужно поднять мотивацию, сократить текучку, повысить квалификацию сотрудников или внедрить изменения в компании - некоторые, начинают заказывать специализированные тренинги. Но это не единственный инструмент обучения, и если задача стоит не просто познакомиться с новым подходом, а сформировать устойчивый навык у сотрудников, вам необходимо наставничество.
Ректор Академии Наставничества, Менторинга и Методологии Александра Горева-Куртышева рассказывает обо всем порядку.
В чем разница между тренингом и наставничеством?
Тренинг обычно идет 2-3 дня и это идеальный формат, чтобы показать новые модели, подходы, инструменты. Ограничение этого формата в том, что за 2-3 дня невозможно поставить навык.
И тут на помощь приходит система наставничества в компании. Наставничество необходимо как раз там, когда просто узнать о новых инструментах недостаточно, когда нужно выйти на компетенции.
Откуда берутся наставники и что они должны уметь?
Важно понимать, что наставник - это не просто опытный сотрудник. Наставник должен хорошо выполнять основную работу, а также знать методы обучения взрослых.
Хороший наставник умеет:
- анализировать сильные и слабые стороны подопечного;
- читать интерактивные лекции;
- формулировать тренировочные задания;
- проводить демонстрацию работы;
- осуществлять теневое сопровождение;
- давать поддерживающую и развивающую обратную связь;
- ставить задачи;
- контролировать исполнение;
- использовать методы визуализации для лучшего проникновения в материал.
В 1914 году американский промышленник и владелец заводов по производству автомобилей Генри Форд запустил на своем заводе Ford Motor Company новую технологию - ленточный роликовый конвейер, который «посадил» Америку, а затем и весь мир на колеса. Рабочие завода совершенствовали конвейер и учились работать на нем прямо в процессе, передавая опыт друг другу.
Система, когда старший учит младшего, привычна и понятна. Но зачем переворачивать все с ног на голову, внедрять обучение старших младшими и применять реверсивное наставничество? Когда оно нужно? В чем его преимущества?
Реверсивное наставничество - революция в системе обучения или инструмент, проверенный веками?
Реверсивное наставничество - это проверенная годами модель. Она стимулирует в первую очередь технологический прогресс, потому что реверсия - это когда молодые сотрудники учат более зрелых.
Как показывает практика, люди, рожденные «с телефоном в руках», интуитивно осваивают обновления в оборудовании и способны быстро распространить свою экспертизу внутри компании.
Даже, если вы еще не слышали об этом инструменте, на практике вы точно встречались с ним много раз. Когда внук учит бабушку пользоваться новым смартфоном, добавляет ее в семейный чат в Watsapp и объясняет, как записывать голосовые - это реверсивное наставничество. От того, насколько успешно пройдет такой «урок», напрямую зависит, будет ли бабушка использовать мобильный или продолжит звонить на домашний.
Система реверсивного наставничества успешно практикуется в таких компаниях, как General Electric, Procter & Gamble, Cisco и сейчас активно внедряется в России.
Реверсивное наставничество качественно меняет атмосферу в компании так как помогает решить проблему скрытой конфронтация между более опытными сотрудниками и новичками.
Смена ролей в обучении помогает создать слаженную, мотивированную, лояльную и преданную бизнесу команду, в которой разные отделы и департаменты не конкурируют между собой, а решают общую задачу.
В каких ситуациях необходимо реверсивное наставничество?
Хочу поделиться случаем из практики. Несколько лет назад меня пригласила одна крупная нефтяная компания для внедрения системы наставничества в дочерних предприятиях. Задача стояла разработать процесс, который пронизывает все уровни - от младшего персонала в цеху до топ-менеджмента.
Вообще это очень грамотный подход, когда генеральный директор сам является носителем методов и наставником своих заместителей.
Уже на первом этапе внедрения системы в региональном дочернем предприятии, которое было выбрано как площадка, случилась непростая ситуация. Пришло новое оборудование и опытные сотрудники саботировали процесс перехода на него.
В качестве эксперимента я предложила использовать реверсивное наставничество. Мы дали доступ к оборудованию молодым специалистам. Через полторы недели прямо в цеху поставили флипчарты и «молодежь» начала просветительскую работу - через схемы, алгоритмы, упражнения.
Спустя пять недель дочернее предприятие полностью переключилось на новую модель работы и тем самым установило рекорд скорости внедрения инноваций.
Участникам так понравился результат, что после этого компания стала системно использовать реверсивное наставничество. Например, раз в две недели появились открытые классы по четвергам, где молодые специалисты с высшим техническим образованием объясняли внутреннюю механику работы наставникам, которые давно всё освоили на практике, но не заканчивали в своё время ВУЗов.
Прославившись в качестве инноваторов, компания быстро закрыла свои кадровые дефициты. Повысился статус и привлекательность работодателя в том числе в глазах редких специалистов из других регионов.
Как внедрить реверсивное наставничество?
Когда мы интуитивно внедряем наставничество, кажется, что все легко. Но практика показывает, что можно наделать множество ошибок. И мне не раз приходилось устранять их последствия. Как я уже говорила, быть профессионалом недостаточно, чтобы хорошо учить.
Поэтому я рекомендую внедрять наставничество системно под руководством опытного профессионала и не увлекаться спонтанной практикой, чтобы не натолкнуться на сопротивление коллектива.
Давайте разберемся, на какие нюансы стоит обратить внимание, если вы решили внедрить у себя реверсивное наставничество, на примере бабушки и внука, который учит ее пользоваться новым смартфоном.
Формирование авторитета
Учить бабушку не то же самое, что учить своего ребенка, потому что бабушка априори главная. Но если наставляемый не будет прислушиваться к наставнику, результата не будет. Именно поэтому мы начинаем с формирования авторитета.
Важные элементы процесса:
- показать личным примером владение навыком;
- рассказать не только о сильных сторонах, но и о слабостях «продукта»;
- сделать надставляемому прививку от неудачи;
- договориться о способах и стиле взаимодействий.
Недирективный способ передачи знаний
У многих из нас еще с детского сада и школы сложился стереотип, что знания могут передаваться только директивно. Учительница с позицией «Я тут главная - мне виднее» была у каждого.
Но в системе передачи знаний от младшего к старшему директивный подход не работает. Здесь обучение идет по принципу «равный равному».
Внедряя реверсивное наставничество, вы внедряете не просто новую культуру обучения в компании, вы формируете среду, в которой знания, опыт передаются от взрослого к взрослому максимально экологично и избегаете сопротивления со стороны наставляемых.
В преподавании важно использовать так называемые горизонтальные форматы - совместное исследование, мозговой штурм, продвигающее вопросы, управляемый эксперимент.
Выявление запроса
И в случае и с бабушкой, и в случае с любым наставничеством, важно сначала свериться с запросом. Чтобы исключить ситуацию, когда внук учит бабушку пользоваться приложением для обработки фото, а ей достаточно приложения «Пятерочки» с бонусной картой.
Умение грамотно выявлять запрос в целом сделает обучение в компании более результативным, так как сотрудники понимают, что они не просто отбывают очередной тренинг - они работают над запросом, имеющим «личную важность».
Мотивация к обучению
Если бабушка думает, что пользоваться смартфоном ничуть не проще, чем запустить ракету в космос, ей будет сложно освоить новые знания.
Поэтому нужно разложить процесс на простые составляющие, давать доступные задания и проверять понимание поэтапно.
В случае неудачи хороший наставник не спешит переделать работу наставляемого, а использует правильные направляющие вопросы, которые помогают любому человеку исправить огрехи и почувствовать себя гением.
Выводы
Если мы делаем все правильно, то реверсивное наставничество становится ответом на вопрос, как вообще обучать взрослых, зрелых, успешных людей.
Само по себе наставничество позволяет сократить расходы на обучение и повысить его эффективность.
Наставничество влияет не только на результаты, но и на атмосферу - делает сотрудников более мотивированными, лояльными и приверженным
Наставничество позволяет любому сотруднику почувствовать себя значимым и захотеть развиваться, что помогает выстраивать сильный коллектив и сформировать кадровый резерв.
Наставничество остаётся с вами навсегда.
Еще одна неочевидная выгода в том, что роль наставника мотивирует любого человека разобраться лучше в своём деле. Опытный сотрудник выходит не только в вертикальный, но и в горизонтальный рост, чувствует себя нужным, работает не только ради бонусов, но и во имя большой идеи.
Читайте похожие материалы на Daily Moscow: