Оперативно доставить и не потерять клиента. Три сценария организации логистики

Инхаус или аутсорс: какая логистика нужна бизнесу?

Оперативно доставить и не потерять клиента. Три сценария организации логистики

Удобная и быстрая доставка — один из показателей, на который потребитель обращает внимание при совершении покупки. Оперативность курьера и соблюдение сроков напрямую влияют на впечатление о компании.

Поэтому важно правильно выстроить все этапы доставки: от планирования объемов до транспортировки товаров.

Организовать логистику можно тремя способами: собственный штат курьеров и водителей, полностью на аутсорсе или гибридный формат.

Какой вариант подойдет для компаний с учетом разных переменных, рассказал Нодари Кезуа, руководитель сервиса Яндекс Маршрутизация.

Собственный штат

Обычно это вариант для малого бизнеса. 1–2 курьера в штате могут оперативно доставить заказы, так как с точки зрения экономики затраты окупаются.

Однако компании придется вкладываться в поиск курьеров. Дефицит рабочей силы на рынке усложняет найм, поэтому компаниям необходимо создавать кадрам наиболее привлекательные условия. А если водители работают на автомобиле, надо помнить и о необходимости содержания транспортного средства (техосмотр, ГСМ, страховка).

Еще один важный момент: рабочее время курьеров нужно правильно организовать, чтобы не было простоев или наоборот, перегрузки.

Также необходимо оптимизировать маршруты: ведь до одного и того же адреса можно доехать как за 20 минут, так и за полтора часа.

Доставка на аутсорсе

Потребность в таком варианте особенно актуальна при масштабировании бизнеса. Компания начинает вкладывать больше средств в свое развитие, маркетинг, аренду помещения, закупку оборудования. В географии компании появляются другие города и даже регионы.

Как правило, бОльшие масштабы требуют иного подхода в логистике. Нужно увеличивать штат водителей и, следовательно, затраты на их обучение, медицинское обслуживание, налоги.

Не обойтись и без расширения автопарка. За последние годы аренда или лизинг автомобилей существенно подорожали. Импорт сократился, а отечественное производство, в том числе грузового транспорта, не покрывает спрос в полном объеме.

Покупка собственных машин потребует больших вложений, которые затем увеличатся за счет расходов на техническое обслуживание и ремонт.

Сотрудничество с курьерскими службами позволяет избежать необходимости инвестировать в автопарк, найм водителей и механиков. У компаний, которые специализируются на услугах по доставке, отлажены все операционные процессы, есть опыт и необходимые связи.

А за счет общей предсказуемости планировать бюджет на логистику становится проще.

Гибридная доставка

Еще один способ организовать логистику — отдать часть доставок на аутсорс. Одним выгоднее раз–два в неделю оперативно вызывать логистический сервис, если штатные курьеры вдруг не справляются с нагрузкой.

Другие с помощью аутсорса могут дополнить свой автопарк в пиковые дни или часы.

Некоторые компании обращаются к партнерам во время сезонных всплесков или распродаж. Например, когда к лету или зиме число заказов многократно возрастает.

Покупать дополнительный транспорт или нанимать персонал в штат на такие периоды невыгодно. Ведь в остальное время люди будут сидеть без работы, а машины простаивать.

Более того, такой формат делает бизнес довольно негибким, так как лишает возможности оперативно масштабироваться и увеличивать объемы доставки.

Цифра, которая оптимизирует бюджет

Независимо от того, пользуетесь ли вы доставкой на аутсорсе или развиваете собственную доставку, важно оптимизировать процессы. Иными словами, и свой, и внешний автопарки должны быть эффективными.

Сейчас различные цифровые решения позволяют не только снизить стоимость логистики, но и объединить управление собственным, внешним и гибридным форматами.

Системы современного маршрутизирования предлагают инструменты для автоматической разработки маршрутов на основе заданных параметров. Человек может перепутать адреса доставки, временные слоты, вес или объем груза — технологии таких ошибок не допустят.

А ведь промахи создают неблагоприятное впечатление у заказчика обо всей компании.

Автоматическая маршрутизация способна учитывать более 300 показателей на постоянной основе и настраиваться под запросы бизнеса, позволяя ему легко масштабироваться и изменяться.

Например, анализировать габариты грузов, количество машин и их загруженность, дорожную обстановку, погодные условия и на основе этих данных комбинировать сотни вариантов маршрутов. Системе понадобится 10-15 минут. Качество прогнозов движения строго контролируется, а алгоритм для учета пробок постоянно развивается.

Оптимальный маршрут позволяет повысить точность попадания в заданный временной слот — клиенты получат свой заказ вовремя даже если изменится погода или образуются пробки.

Подобный инструмент может повысить плотность заказов на одном маршруте примерно на 15–20%. К примеру, при ручном планировании для доставки восьми тысяч заказов в день нужно порядка 300 машин, что обойдется в три миллиона рублей. С использованием цифрового решения потребуется уже 255 машин за 2,55 миллиона рублей в день.

Быстрая доставка — синоним успешных продаж

Идеальной стратегии построения логистики не существует. Каждому бизнесу следует исходить из своих потребностей и ресурсов.

Однако размер компании может подсказать, в каком направлении эффективнее всего организовать доставку: малому бизнесу подойдет свой штат курьеров, средней и крупной — аутсорс или гибрид.

Такой ориентир позволит правильно рассчитать ресурсы компании и развивать логистику, которая будет растить лояльность партнеров и клиентов.

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru