Общество

Какие вызовы бросает гибридное обучение современному образованию

Какие вызовы бросает гибридное обучение современному образованию

Процессы перехода на дистанционное и цифровое обучение обсуждаются уже не один год. Однако только в нынешнее, непростое время учебные заведения вынуждены оперативно переходить на дистанционное обучение из-за продолжающейся пандемии. 

Александр Фролов, менеджер по продукции представительства ViewSonic в России и странах СНГ в материале для Daily Moscow, о том, какие вызовы бросает гибридное обучение современному образованию.

Это самое настоящее столкновение с будущим, причём столкновение – лобовое

Преподавателям приходится переключаться между очным обучением в классе и дистанционным, школы и университеты должны подготовиться к системе, которая может поддерживать и то, и другое без потери качества. Это стрессовая ситуация для всех участников образовательного процесса, однако в то же время и прекрасная возможность для развития образования и педагогики в целом.

Оцифровка учебных процессов
 

В то время как учащиеся достаточно быстро привыкают к цифровому языку и новым инструментам в образовании, учителя оказываются в новой среде с совершенно незнакомым им набором задач.

ViewSonic - гибридное обучение

Цель каждой технологической компании заключается в интеграции личных и удаленных моделей получения знаний. Способность преподавателей сохранить привычные способы обучения напрямую зависит не только от их технической грамотности, но и от качества оборудования. Например, платформы видеосвязи – это быстрое решение, но уже очевидно, что в долгосрочной перспективе они не заменят привычные занятия в аудиториях.

Решение видится в наличии интуитивно понятных сервисов, позволяющих незаметно переходить от классических классов к дистанционному обучению. Причём плавность и комфорт обязательно должны ощущать как учителя, так и ученики.

Гибридные занятия: что это
 

Гибридный класс – это образовательная стратегия, сочетающая онлайн-обучение в цифровом формате с традиционными, классическими методами. Как правило, в ней используются облачные программные платформы, которые доступны в любое время онлайн. Используя эти платформы, учителя могут создавать и представлять контент подопечным.

Однако цель существования такого комплекса не в том, чтобы аудиовизуальная технология полностью заменила личное обучение и взаимодействие ученик-учитель, а в том, чтобы дополнить его и быть доступным для моментального перехода при необходимости. Текущий кризис показал, что безболезненно осуществить этот переход получается далеко не всегда.

Взаимодействие учеников и преподавателей
 

Нужно понимать, что 80% их общения происходит невербально. Так материал усваивается гораздо проще и быстрее. Однако, не видя языка тела учащихся, преподаватель не может утверждать о степени их вовлечённости. А как вести образовательный процесс без наличия моментальной обратной связи? Как учителя увидят, что дети внимательны, сосредоточены и воспринимают материал?

Для достижения успешного гибридного преподавания и обучения программные платформы должны помогать учителям взаимодействовать со своими учениками. Облачные инструменты должны максимально имитировать традиционные занятия

Александр Фролов
ViewSonic

Важно не использовать видео-конференц-связь как способ коммуникации, а ставить её в центр обучения. Технологические компании должны работать над пониманием того, что происходит на занятии и за его пределами, и соединить их вместе таким образом, чтобы преподавателям не приходилось менять собственные методики преподавания.

Как сообщает технический директор ViewSonic, Крейг Скотт, во время сеанса дистанционного обучения платформа должна позволять учащемуся задавать вопрос, используя функцию «Поднять руку», тогда учитель может решить, вызывать этого учащегося или нет.

Учитель должен иметь возможность разделить класс из 30 учеников на виртуальные дискуссионные группы для совместной работы независимо от того, где они могут находиться. При этом у учителя должна быть возможность присоединяться, слушать и взаимодействовать с каждой группой, чтобы контролировать выполнение задания всеми участниками


Крейг Скотт

технический директор ViewSonic

Взаимодействие должно быть интуитивным и простым с точки зрения как учителя, так и ученика.

Мы живем в эпоху, когда технологии могут анализировать поведение пользователя и давать представление о нем. Мы можем применить ту же технологию к создаваемому нами обучающему ПО. Возьмем, к примеру, приведенный выше сценарий: учитель, проводящий занятия с 30 удаленными учениками, может не получить привычной реакции на языке тела. Однако теперь программное обеспечение может анализировать клики учащихся, прокрутку страниц, зрительный контакт с экраном и многие другие параметры, чтобы лучше оценить вовлеченность и прогресс конкретного учащегося.

Гибридное образование ViewSonic

Идея в том, что «данные» о вовлечённости, собираются не учителем с помощью визуального контакта с учениками, а цифровыми инструментами. Это и есть цифровизация учебных процессов.

Гибридный класс: как это выглядит
 

Аудитория гибридного класса появилась в тайваньском Христианском университете Чжун Юаня. Стоит отметить, что сама аудитория не лишена привычных учеников и преподавательских атрибутов.

Помещение оснащено 86-дюймовой интерактивной панелью, которая используется в качестве доски, привычной для учеников. В задней части класса установлены два проектора, показывающие два экрана: первый — для нужд преподавателя и демонстрации материалов, второй транслирует всех участников занятия. Для потоковой передачи информации используются две камеры панорамирования, наклона и масштабирования (PTZ-камеры).

Гибридное обучение: какой эффект

Гибридизация образования – это процесс длительный и, как уже было описано ранее, ни в коем случае не заменяющий традиционные преподавательские практики. Оценить пользу такого образования прямо сейчас – довольно сложно из-за нехватки эмпирической базы исследований.

Необходимо помнить, что, исследуя любую гибридную модель, результаты также получаются гибридными

Учащиеся гибридных классов, помимо знаний в предметных областях, приобретают навыки, не поддающиеся какому-то количественному анализу. Ученики обретают умения работать с новейшим программным обеспечением, по-новому общаются в команде и развивают искусство тайм-менеджмента.

Будущее образования с гибридными моделями обучения действительно выглядит привлекательным, но мы должны уметь разумно сочетать инновации, нынешнюю школьную инфраструктуру и традиционные преподавательские практики.