Санкт-Петербург 1 июня 2017, 21:22

Хостелы Петербурга VS местные жители: в чём причина конфликтов?

На выходных в Петербурге прошёл фестиваль «Кампус». Лекции проводили в театре, а в барах вечером выступали молодые ученые. Один из них, Федор Веселов, студент Европейского университета и администратор хостела «Бродский», выступил со своим исследованием «Хостелы и местные жители: столкновение лицом к лицу».

В современном смысле этого слова хостел появился в XX веке. Идея принадлежала учителю Ричарду Ширману из Германии, который в 1909 году открыл хостел в своей школе. Он организовывал для учеников выезды в другие города, и чаще всего на ночлег они останавливались в школах – по договоренности с директорами и преподавателями. И Ширман подумал: почему бы самому не создать что-то подобное? В итоге, во время каникул и праздников он устроил в своей школе ночлег для путешественников.

Санкт-Петербург называют русской столицей хостелов, и для этого есть несколько причин. Например, здесь в 1992 году открылся первый хостел в России. А ещё в Петербурге самый насыщенный и стремительно развивающийся рынок
С 2013 года число хостелов выросло почти в два раза. Cегодня в Питере работает 341 хостел.

Важная особенность города – большой исторический центр. Многие хостелы в Петербурге открываются именно в жилых домах, в бывших коммуналках.

О запрете хостелов

Многих беспокоит закон, который в СМИ называют «законом о запрете хостелов». Год назад Госдума приняла в первом чтении проект, который запрещает использование жилых помещений в качестве гостиниц. Этот законопроект до сих пор находится на стадии обсуждения. Он вызвал горячие дискуссии экспертов и законотворцев, в Москве и Петербурге даже прошли митинги. Кроме того, законопроект усилил напряженность во взаимодействии хостелов и горожан. Если загуглить «хостелы и соседи» или «хостелы и местные жители», можно увидеть много заголовков в СМИ о том, как хостелы закрываются из-за жалоб соседей на шум и курение постояльцев. Поэтому Федор Веселов и решил исследовать отношения между хостелами и петербуржцами.

Сейчас в городских исследованиях намного чаще используется понятие neighborhood, соседство. Вот несколько факторов, из-за которых может образоваться соседство: пространственные ограничения, раса, разница в возрасте или уровне дохода.

Представители сообщества могут разделяться на группы в зависимости от степени их вовлеченности в деятельность. Выделяются одиночки, которые слабо интегрированы в соседство, жители, которые общаются с ближайшими соседями, и активисты, которые составляют ядро коллективного действия

Федор Веселов рассмотрел в исследовании оборонительное соседство, или сообщество практики. Основная характеристика этого типа – защита своей местности от внешних угроз, будь то застройки, переселения или какие-то экологические проблемы. В разговоре о соседстве в России важно упомянуть так называемый «синдром недоверия», который выделял Петр Штомпка, говоря о постсоциалистических городах. Этот синдром представляет собой серьезную обеспокоенность жителей вопросами безопасности, принятия незнакомцев, доступа в их пространство.

Как проводилось исследование

Федор выбрал для анализа несколько кейсов. Его интересовали хостелы, открытые не позднее 2016 года, примерно одной ценовой категории, расположенные в центре Петербурга в жилом доме либо вблизи от него. Ученый провел интервью с владельцами хостелов, администраторами, постояльцами и жильцами домов.
В разговоре о соседстве в России важно упомянуть так называемый «синдром недоверия»
Важным мотивом в интервью стал тот самый «синдром недоверия». Обеспечение безопасности, получение ключа от калитки и домофона беспокоят соседей хостелов. Когда хостел расположен у черного хода или занимает весь этаж, взаимодействие с жителями происходит в основном во дворе, и для владельца оказывается самым важным разделить потоки постояльцев и местных жителей. Был случай, когда хостел и жильцы сделали разные калитки, чтобы разграничить территорию. Но, несмотря на существующую договоренность, гости и местные жители все равно сталкивались. Каким-то образом гости узнавали о другом входе, либо жильцы решали, что им проще срезать путь через калитку хостела.
Ходят всякие незнакомые люди, курят, какой-то непонятный контингент. Кого-то все устраивает, а кому-то не нравится

Когда речь идет о хостелах, расположенных у лестницы, столкновение с соседями неизбежно. В интервью один из жильцов сказал: «Ходят всякие незнакомые люди, курят, какой-то непонятный контингент. Кого-то все устраивает, а кому-то не нравится, что у парадной стоят какие-то бездельники». Чаще всего столкновения происходят в местах курения или у лавочек, и жалуются, как правило, на бычки в подъезде или на шум компаний, собирающихся на скамейках. Обычно жильцы вешают запрещающие таблички, цитируют статьи из кодексов постояльцам или убирают баночки для окурков.

О судебных разбирательствах с жильцами

Когда конфликты доходили до судебного разбирательства, активность жителей определяли два фактора. Во-первых, экономические ресурсы, которые позволяют нанять юристов либо как-то самостоятельно облагораживать двор. Во-вторых, длительность проживания в доме, которая дает жильцу основания для борьбы и взывает к его чувству долга перед соседством.
Также на конфликт влияет время, которое человек проводит дома

Во взаимодействии жителей и хостелов прослеживается властное отношение. Хостел выступает в качестве гостя, который влияет на жизнь горожан, и он не может сам конфликтно взаимодействовать с соседями, потому что находится в этом доме на «птичьих» правах. По мнению Федора, это происходит потому, что данное поле отношений недостаточно урегулировано органами права. Местные жители, соответственно, чувствуют себя хозяевами и постоянно выражают это в общении с гостями и владельцем хостела. Классический аргумент: «Мы здесь живем уже двадцать лет, и прав у нас больше».

Наиболее удачное взаимодействие – это его отсутствие

Если же хостелы пытаются как-то облагораживать двор и пространство дома, местными жителями это зачастую воспринимается как само собой разумеющееся. По их мнению, хостел пришел на чужую территорию, усложнил жизнь соседям, поэтому он обязан внести свою лепту в жизнь дома. Судя по полученным данным, наиболее удачное взаимодействие – это его полное отсутствие, когда местные жители и гости хостела вообще никак не пересекаются.

Что в итоге?

Исследование показало: сложно говорить о том, что появление хостелов, нарушение приватного пространства приводит к консолидации местных жителей. На уровне серьезной борьбы они действуют крайне редко, и если такое случается, то жители выступают поодиночке, а не организуют какое-то коллективное действие.

Сообщество практики может возникнуть и сохраняться в более серьезных случаях, когда речь идет, например, о сносе здания, реновации, массовом переселении жильцов. В случаях же с хостелами проявляется скорее индивидуальное стремление жильцов решить проблему, поэтому говорить о появлении в России сообщества практики из-за работы хостела пока не приходится.

Текст: Анна Юдаева

Читайте также:


115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru