Уникальный опыт, комьюнити и обучение как образ жизни. 9 трендов российского EdTech

Интервью с Марией Хомусяк, руководителем образовательного направления издательства МИФ

Уникальный опыт, комьюнити и обучение как образ жизни. 9 трендов российского EdTech

Рынок онлайн-образования активно растет и предлагает разные форматы, темы, методики.

Какие тренды сильны в российском EdTech прямо сейчас? Поговорили об этом с Марией Хомусяк, руководителем образовательного направления издательства МИФ.

Как изменилась линейка курсов МИФа за 5 лет

Она изменилась кардинально. Мы начинали с курсов по психологии и саморазвитию («Быть с собой», «Между нами» — про отношения, «Выгорание»), а потом стали пробовать другие темы. Смотрели на рынок, но при этом стремились сохранить свою самость, свой уникальный стиль, посыл, который несем своей аудитории.

Так пришла мысль, которая привела нас к «ЦЕХу». Наша ключевая компетенция — издавать российских и зарубежных авторов. Мы делаем это много лет, мы сильны в этой сфере. Такого преимущества не было у других участников российского образовательного рынка.

Да, существовали школы, которые помогали создавать книги, вели писательские мастерские, но все-таки это были не издательства.

Мы решили объединить свой книжный опыт с образовательным, сделали курс для тех, кто мечтает издать книгу, и он взлетел. До сих пор считаю «ЦЕХ» лучшим курсом: мы выпустили много прекрасных авторов и сейчас готовимся к запуску пятого потока.

Что еще изменилось? Сначала мы делали только большие курсы: продолжительные, с уроками-лонгридами, длинными видео. Такие курсы нужны, потому что они приводят ученика к понятному результату. У того же «ЦЕХа» это книга, у курса «Я — редактор» — стажировка в издательстве.

Но наблюдение за рынком подсказало, что есть тренд на микрообучение, так мы ввели небольшие форматы — например, лектории, посвященные культуре, литературе, искусству.

Если подводить итог, то мы изучали рынок, смотрели, на что лучше всего реагирует наша аудитория, много экспериментировали, обновляли форматы. В итоге определились основные линейки: курсы по нашим ключевым компетенциям (книжным профессиям, писательству и чтению), психология и здоровье, бизнес и лектории.

Тренды российского EdTech

Я вижу 9 основных трендов: это персонализация обучения, поддержка трудоустройства, создание комьюнити, нейросети, образование как образ жизни, реальные проекты, работа с вузами, развитие детского образования и изменчивость рынка труда. Подробнее остановлюсь на каждом из них.

Персонализация обучения

Почти все компании заняты тем, чтобы создавать для учеников уникальный опыт. Чтобы человек, который приходит учиться, понимал: обучение закрывает именно его потребности. И большие, и маленькие школы сконцентрированы на том, чтобы адаптировать программу под запрос клиента и его уровень, «подогнать» формат под задачи, которые человек ставит перед собой, выбрать подходящий язык, подобрать подходящих экспертов.

Приведу примеры того, что делаем мы в МИФ.Курсах. На некоторых тарифах даем индивидуальные рекомендации по дальнейшему развитию учеников. Предлагаем пройти тесты, которые помогут в моменте оценить свои результаты. Принимаем обратную связь, чтобы ученик получил еще больше пользы.

Поддержка трудоустройства

Многие приходят учиться, чтобы сменить профессию. Развить свои навыки и впоследствии получить более привлекательный оффер. А есть те, кто остается на текущей позиции, но понимает: требования к специальности меняются и нужно постоянно наращивать знания и компетенции.

Наши курсы, которые помогают ученикам в трудоустройстве, — это, например, «Я — редактор»: для тех, кто мечтает работать с книгой как с продуктом. В конце обучения мы проводим конкурс на стажировку в МИФе, а кого берем в штат. Мы только-только выпустили первый поток, а 3 редактора уже подписали договор, еще 3 проходят оплачиваемую стажировку, 1 человек получил предложение от другого издательства.

Что еще интересно в этом тренде: не всегда человек ищет работу на постоянной основе. Представим девушку, которая живет в одном из регионов, работает бухгалтером, у нее свободны вечера и ей нужна удаленная работа. Тот же «Я — редактор» может стать хорошим решением. Человек получит нужные компетенции и может стать внештатным редактором.

Когда днем — работа, которая дает деньги и «профессиональные медали», а вечером реализуешь свою мечту.

Формирование комьюнити вокруг продукта

Для многих курсов мы создаем живые чаты и телеграм-каналы, где ученики могут делиться опытом, поддерживать друг друга. Часто люди продолжают общаться и после выпуска. Если курс связан с профессией, в чатах появляются предложения о работе: одни выпускники делятся своими вакансиями с другими.

В больших, флагманских курсах в чатах есть эксперты — они общаются с учениками, отвечают на вопросы, это добавляет обучению большую ценность.

Нейросети

Все двигаются в сторону искусственного интеллекта, в частности, нейросетей, мы тоже активно их используем. Если говорить про какие-то более простые примеры, это транскрибация вебинаров, генерация контента.

Образование как образ жизни

Кто-то идет учиться, чтобы сменить работу или прокачать какой-то навык и попросить повышения. А кто-то покупает пачку лекториев на разные темы, затем берет курс по психологии, после — учится писать или рисовать.

Это то самое lifelong learning, когда человек учится всю жизнь и учится не только профессиональным навыкам.

Работа над реальными проектами

Мы это тоже используем: когда на профессиональных (особенно) курсах ученик может взять конкретный кейс конкретной компании, сделать его и понять, чем он будет заниматься в будущем на этой работе.

Работа с вузами и высшее онлайн-образование

Многие большие школы работают с вузами и дают возможность получать высшее образование онлайн. Это хорошая история, потому что не у всех есть возможность приехать учиться в Москву или даже в региональный центр.

Развитие детского образования

Родители готовы инвестировать в образование своих детей, потому что для них это будущее, и у школ, которые сфокусированы на детском образовании, есть потенциал роста.

Изменчивость рынка труда

Как я уже сказала, есть люди, которые идут за профессией и обучением новому. А есть люди, которые работают, но им постоянно нужно менять, улучшать, совершенствовать свои навыки.

Это бесконечный процесс, потому что рынок труда меняется, требования к профессии меняются, и человеку нужно постоянно доучиваться, чтобы оставаться даже на своем текущем уровне.

Самые востребованные курсы МИФа

В первую очередь, те, которые отвечают нашей ключевой компетенции — делать книги и издавать классных авторов. Это наше УТП. Здесь могу назвать курс «ЦЕХ».

Люди понимают, что им нужно сделать для того, чтобы книгу написать, они получают все знания для этого. Каждый год мы выпускаем книги 5 новых авторов (это тот минимум, который мы обещаем издать).

Выпускники получают предложения о сотрудничестве и от других издательств. А мы всячески поддерживаем их, например, предлагаем стать экспертами в наших курсах.

На втором месте — курс «Я — редактор». Он дает полное представление о работе книжного редактора. Знаем, что к нам приходят учиться и редакторы других издательств. А после выпускного коллеги нанимают на работу наших ребят. А есть те, кто становится частью команды МИФа.

Третье место — у курса «Текст как инструмент», потому что тексты — это тоже наша сильная компетенция. Продающие, художественные, обнимающие — разные.

Лучшие форматы курсов

Сначала мы делали все курсы большими, объемными, длительными. Потом стали смотреть, что у нас заходит, чем живет рынок, и «бить» форматы.

Теперь у нас есть большие курсы — флагманы, чаще всего они посвящены профессиям. Когда в конце ты получаешь какой-то осязаемый, важный результат: либо трудоустройство, либо пишешь свою книгу, создаешь иллюстрацию (как на курсе «Книжный иллюстратор»).

То есть тебе нужно получить какой-то сложный, понятный навык, на который тратится много времени и ресурса. Они идут по 4-6 месяцев обучения в основном. Есть миддлы. Это когда человеку нужно, допустим, быстро отработать довольно сложный навык: бизнес-аналитику, например, или работу с Excel. Или поработать со своим психологическим состоянием. Здесь нужна поддержка, нужны кураторы, обратная связь. Такие курсы идут в основном 2 месяца.

Еще есть практикумы: там за короткий срок отрабатываем понятные навыки (пример — «Великий и могучий», где экспертом стала наша выпускница и автор Анастасия Шадрина, или создание презентаций).

Есть мини-курсы, это в основном психология, здоровье. Когда не нужно никаких практических занятий, ты просто слушаешь и принимаешь какую-то информацию. И есть лектории: по культуре, литературе, истории, мифологии. Так называемый гуманитарный нон-фикшн.

Мы приглашаем очень сильных экспертов, которые рассказывают интересные, необычные вещи. Как правило, у них есть научные работы, часто они преподают в известных вузах, на их лекции не так легко попасть.

Представьте человека, который всю жизнь изучал шаманизм, ездил в Сибирь, написал монографию, а у вас есть возможность послушать его за абсолютно адекватную приемлемую цену.

Планы развития МИФ.Курсов: что будет во второй половине 2024-го, каких курсов ждать

Мы продолжаем делать ставку на свои ключевые компетенции — издательское дело и тексты. Создавать продукты, которые меняют жизни людей, позволяют ученикам из любого региона России попасть в книжный мир — наша миссия.

Продолжим развивать наши лектории, это важное направление, у него много поклонников. А еще хотим больше работать с бизнес-направлением, потому что оно хорошо себя проявляет. У нас есть сильные эксперты и необходимые навыки в этой линейке. При этом она довольно еще свежая, скажем так, не переполненная.

Скорее всего, будут появляться курсы больших форматов по психологии, например, про архетипы и то, как с их помощью узнавать себя. Перезапускаем флагман «Текст как инструмент» и открываем запись на новый кемп для тех, кто хочет работать с текстами. Будут курс про сценарное мастерство.

Когда я говорила про тренды, то отмечала курс на lifelong learning. Люди стали больше учиться. И если раньше многие скептически относились к идее онлайн-образования, то сейчас охотно ее принимают.

Остается прислушиваться к запросам аудитории и по максимуму на них отвечать — что мы и делаем.

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru