Идеальный сотрудник. Как роботизация бизнеса меняет рынок труда
Автоматизация и перераспределение труда между людьми и роботами к 2025 году приведет к закрытию 85 млн рабочих мест в 26 развитых и развивающихся странах. Такие данные озвучили на Всемирном экономическом форуме в аналитическом докладе The Future of Jobs 2020.
Сегодня роботы приходят на помощь в те отрасли, где есть ежедневная необходимость обрабатывать заявки клиентов, вести финансовые документы, вносить данные сотрудников, работать с заявками и платежами. Бухгалтерия, HR, логистика, склад – роботы уже работают здесь.
При этом речь идет не о роботе в физическом смысле, а о специальной программе, коде, которую устанавливают на компьютер для выполнения четко регламентированных задач.
Программа имитирует действия человека, например, нажимает кнопки, копирует и вставляет значения или вносит данные в электронные таблицы
Лучше всего роботизации (Robotic process automation — RPA) поддаются повторяющиеся процессы, которые редко меняются, имеют четкие описания и задокументированы. Например, формирование отчетов, сбор данных и управление ими, создание и осуществление рассылок, оформление пакетов документов для курьерских служб и обновление клиентских данных в системах.
RPA для среднего бизнеса — это альтернатива дорогостоящей и длительной автоматизации. При этом роботизация некоторых процессов существенно упрощает внутренние процессы и позволяет компании внедрять новейшие технологии международного уровня.
Робот vs человек
Принципиальные отличия и преимущества использования программных роботов состоят в следующем. Роботы не ошибаются и не устают от монотонной работы. Робот, которого настроили один раз, будет продолжать выполнять задачи без ошибок. Программа работает по заданному алгоритму и не отклоняется от него.
Работает 24 часа в сутки: не ходит в отпуск, не болеет, не опаздывает и не отпрашивается пораньше, чтобы успеть на утренник в детский сад или на прием к врачу. Он не занимает физическое пространство в офисе, ему не нужно рабочее место
Производительность роботов такова, что один робот в среднем заменяет от трех до восьми человек. Например, разнесение платежных поручений в крупной федеральной транспортно-логистической компании ежедневно выполняли три специалиста, то их успешно заменили одним алгоритмом.
Затрачивая не более секунды на обработку одного документа, робот может давать комментарии о качестве первичного документа. Например, он сообщит, если обнаружит ошибки в заполнении счета или незаполненные поля, без которых невозможно завершение операции.
Важные показатели внедрения RPA — не только сокращение времени на обработку информации и высокое качество выполнения задач, снижение нагрузки на определенные бизнес-звенья, но и существенная экономия зарплатного фонда.
Если объем задач увеличивается, то настройки робота можно масштабировать. Тогда как на подбор нового сотрудника и его адаптацию, организацию рабочего места нужно гораздо больше времени.
В каких-то вопросах присутствие в «штате» робота схоже с сотрудником-человеком. Когда происходят изменения в рабочем процессе, сотрудника требуется обучить. Робота «обучают» разработчики, которые вносят изменения в правила его работы, модифицируют скрипты и программные модули. Роботу так же, как человеку, можно ограничить доступ к определенным сайтам и документам. Как, где и когда работал робот, тоже легко проверить: он оставляет те же цифровые следы, что и человек. Действия робота записываются и хранятся в системе или на сервере.
Как начать работать с роботом
С чего начать внедрение робота?! Можно, конечно, сразу заказать перевод всех рутинных процессов на роботизированные программы, но это рискованно и довольно затратно.
В индустрии намечается тенденция, когда компании сначала пробует технологию в «тестовом» режиме. Отрабатывают роботизацию на одном действии, оценивают эффективность, адаптируют сотрудников к цифровому «коллеге».
Разработка программного робота для такого проекта занимает ориентировочно две недели, все зависит от сложности задач и технологической инфраструктуры компании
За этот период проводится детальный анализ текущего бизнес-процесса, разрабатывается программный код и внедряется на предприятие.
На следующем этапе, когда плюсы роботизации и финансовая выгода становятся очевидными, переходят к полномасштабной реализации, призванной перевести рутинные операции в ведение программных роботов.
Важно знать, что скорость завершения роботизированных задач зависит от вычислительных мощностей техники, на которую установлен робот. При этом сам он выполняет свои действия за доли секунды. Это то же самое, что требовать безошибочного набора текста от сотрудника, которого посадили за пишущую машинку. Поэтому готовность материально-технической базы организации немаловажный фактор.
Робот оставит без работы
Нужно понимать, что стопроцентная автоматизация действий сотрудников невозможна, по крайней мере, в обозримом будущем.
Роботам отдадут рутинные монотонные процессы. Но разрабатывать алгоритм их действий будут те же высвободившиеся сотрудники. Использование роботов позволяет раскрыть истинный потенциал сотрудников, которые вынуждены были выполнять рутинные операции. Работники теперь могут погрузиться в сложные и высокоинтеллектуальные задачи: совершенствовать бизнес-процессы, налаживать взаимодействие с партнерами, прорабатывать перспективные задачи.
Важно перестать бояться «роботов». Они не отберут работу, а упростят выполнение задач. Роботизация – это не модный тренд или громкий лозунг для привлечения клиентов, а доступный инструмент, который позволит бизнесу работать эффективнее.
Ефим Климов
генеральный директор ГК «Эттон»