Стиль 27 мая, 19:15

Писсуар Дюшана, стулья Кошута и перфоманс Абрамович. Как появилось современное искусство

Современное искусство очень сложно описать одним словом или рассказать про одну узнаваемую технику, но мы постараемся.

Писсуар Дюшана, стулья Кошута и перфоманс Абрамович. Как появилось современное искусство

Арт-менеджер BIZAR Надежда Марченко рассказывает, как зарождалось современное искусство и почему оно важно.

Первые шаги в этом были сделаны еще на рубеже XIX-XX веков. Смелые заявления появились уже во второй половине XX века. Послевоенные годы заставляли учиться строить жизнь заново. Это коснулось и искусства – художники начали искать другой язык, другие средства и материалы выражения.

Современное искусство противопоставляло себя модернизму, напрочь порывало с традицией и шло своим, пока неизведанным и экспериментальным путем.

Почему же мы называем современным искусством то, что создавалось почти сотню лет назад? Прежде всего важно определить, что понимается под понятием «современное искусство». Как правило, имеется в виду искусство актуальное (так называемым «contemporary art»). Оно относится к середине XX века, насущее и злободневное, со смыслами, в которых нуждается общество.

Концепция превыше всего

Истоки современного искусства уходят еще в глубокие 1870-90-ые годы. Технологическая и научная революция отразились на всех сферах жизни. Искусство же всегда было реакционным, поэтому никак не могло оставить безответным все то, что творилось вокруг.

Даже революционная «наука о бессознательном» Фрейда получила визуальное воплощение через искусство и оказала свое влияние на него. Сюрреалисты часто обращались к психоанализу в своих образах.

Ключевое понятие для современного искусства – это концепция. Художнику важно выразить внутреннюю ценность произведения и собственную философию. Содержание всегда гораздо важнее формы.

Искусство не должно эстетически радовать глаз и создавать ощущение гармонии, как это было ранее. Оно заставляет всматриваться и отыскивать идею в нелепом и подчас спорном внешнем виде работы.

Допускается даже дематериализация произведений искусства, поэтому особенно популярными стали перформансы и хэппенинги (форма современного искусства, процесс без четкого сценария, действия которого являются по большей части импровизацией, в которой участвуют и художник, и зрители).

Основная цель – подтолкнуть зрителя к размышлениями, шокировать, перевернуть сознание и открыть новый взгляд на мир.

Как писсуар стал искусством

Марсель Дюшан, «Фонтан», 1917 г.

Марсель Дюшан, «Фонтан», 1917 г.

Кажется, что процесс формирования современного искусства смутный и абстрактный. На самом деле, есть одно яркое событие в арт-мире, которое перевернуло с ног на голову представления об искусстве как таковом.

Считается, что именно оно стало началом большой и увлекательной истории совриска.

Все случилось в 1917 году, когда художник-дадаист Марсель Дюшан купил обычный писсуар в магазине сантехники в США. Он принес его в студию, перевернул на 90 градусов и подписал своим псевдонимом R. Mutt (с франц. – дурак). Теперь этот объект уже носил гордое название «Фонтана» и был отправлен на выставку Общества независимых художников в Нью-Йорке. Комиссия, в которую входил и сам Дюшан, не могла знать загадочного автора произведения и такой революционный жест не оценила – «Фонтан» просто не допустили к показу.

Работа Дюшана стала первым примером реди-мейда (от англ. – готовый) в создании искусства уже было не столь важно физическое участие автора и создание произведения своими руками, сколько его интеллектуальная и концептуальная составляющая.

Помимо этого Дюшан сделал новое высказывание о роли творца – ведь искусство прежде всего не материальный объект, а та идея, которую художник туда вложил.

Это расширило границы: теперь большая философия, возможно, стоящая за маленькой подписью, и есть доподлинный художественный акт.

Великий замысел художника оценили только в начале 60-х годов XX века. Маркетинг сыграл ключевую роль в формировании психологии масс: зародились крупнейшие бренды, лого которых опережает функциональность и определяет популярность.

Тогда общество наконец ощутило бесповоротные изменения жизни с ее массовым производством товаров, похожих друг на друга как две капли воды. Чем дальше, тем большую ценность приобретала вещь уникально-концептуальная.

Самые знаковые работы современного искусства

Джозеф Кошут, «Один и три стула», 1965 г. 

Джозеф Кошут, «Один и три стула», 1965 г.

Инсталляция Джозефа Кошута «Один и три стула» продолжила традицию Дюшана. В ней художник также открыл кардинально новый для того времени художественный язык. В нем простая форма скрывала более глубокий смысл.

Инсталляция «Один и три стула» состоит из самого стула, его фотографии и словарной статьи.

Замысел художника заключался в том, чтобы при каждой новой экспозиции появлялся новый стул и его фото, но статья оставалась прежней.

Таким образом поднималась проблема отношений между объектными, визуальными и вербальными обозначениями — все три «стула» были моделью науки о знаках. Разве не во всех трех проявлениях стул остается стулом в любом случае? Или единственный стул здесь тот самый, материальный, что стоит на полу?

Рождается противоречие между разными формами одного объекта в мире, что нарочито подчеркивается в названии – это и один стул и три стула одновременно.

Дэмьен Херст, «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», 1991 г. 

Дэмьен Херст, «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», 1991 г.

Еще один пример, когда название работы определяет ее значение. Извечный вопрос и проблема конечности всего живого не оставляет в покое не одно поколение. Глубинное отрицание смерти на сознательном уровне заставляет не верить и не принимать ее осуществимость.

Человеческое сознание слишком ограничено той неизвестностью, что скрывает за собой смерть – именно поэтому она становится невозможной.

Марина Абрамович, «Ритм ноль», 1974 г.

Марина Абрамович, «Ритм ноль», 1974 г.

В неаполитанской галерее художница Марина Абрамович, радикальная сербская художница и акционистка, проводила свой перформанс под названием «Ритм ноль» — на столе перед ней лежали 72 предмета, начиная яблоком и заканчивая пистолетом.

Правила были просты: каждый мог взять любой предмет и сделать что угодно по отношению к художнице. Она же стояла неподвижно, никак не реагируя на действия участников.

Перформанс исследовал силу и влияние толпы – он наглядно показал, как меняются человеческие представления о дозволенном в определенных обстоятельствах. Один из посетителей чуть не застрелил Абрамович. Художница рассказывала, что вечером того же дня у нее появилась первая седая прядь волос.

Ай Вэйвэй, «Падение урны династии Хань», 1995 г. 

Ай Вэйвэй, «Падение урны династии Хань», 1995 г.

На этих фотографиях китайский художник разбивает не простую вазу, а вазу династии Хань возрастом более 2 тысяч лет и стоимостью около 1 млн долларов. Жест был символом того, как китайские власти на самом деле относятся к многовековым традициям народа.

Современное искусство – это живой организм, многогранный и развивающийся. Мы можем наблюдать результаты впечатляющих экспериментов, технологий и методов, которые являются знаком времени, акцентом на проблемы общества, и, конечно, исследованием «вечных» вопросов бытия.

Мало какие достижения человечества способны так воздействовать на восприятие, именно поэтому искусство способно так увлекать и не оставлять зрителей равнодушными.

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru