Стрит-арт простыми словами — уличное искусство. Пройдя сотни трансформаций со времен наскальных рисунков, искусство вернулось к своим истокам и перешло из пещер в город. Теперь художники взаимодействуют с пространством, в котором живут с помощью граффити, постеров, наклеек и даже инсталляций.
Как стрит-арт захватил улицы по всему миру и кто привел его к этому — рассказывает арт-менеджер маркетплейса современного искусства BIZAR Надежда Марченко.
Начало стрит-арта
Привычный нам стрит-арт предположительно появился еще во время Второй мировой войны. Тогда вирусной стала надпись «Kilroy was here», а позже к ней прибавился персонаж с забавным носом. Говорят, что ее наносил рабочий с завода по производству бомб в Детройте. Он помечал своим именем те ящики с оружием, которые проверял.
Рисунок распространился среди солдат, и поговаривают, даже дошел до Гитлера, — он заинтересовался тем, кто же этот таинственный и ужасный Килрой.
Историческим центром стрит-арта была и остается Филадельфия. Именно там в 1960-х случился расцвет уличного искусства. Тогда оно стало авангардом, противопоставляющим себя популярному на тот момент искусству: и коммерческому, и традиционному музейному. Это был своеобразный протест, захвативший пространство города и сделавшим его полем для самовыражения.
В 1970-х годах, когда стрит-арт «переехал» в Нью-Йорк на Манхэттен, как раз появляется «теггинг» — личная подпись или отличительный символ художника.
Это родило конкуренцию среди стрит-артистов, началась борьба за первенство. Так появились разные стили и коды граффити.
Фотограф – Jon Naar
Даже сейчас стрит-арт отчасти остается искусством на грани, а раньше риски были особенно высоки. Часто художники прятали лица из соображений безопасности — ни у кого нет желания быть задержанным. Того же Бэнкси мир не знает до сих пор. Опасность в свою очередь заставляет зависеть от адреналина, поэтому многие занимаются таким видом искусства еще и из-за этого.
Пожалуй, самая печальная составляющая стрит-арта его мимолетность.
Художники идут по пути преодоления — на месте их яркого рисунка через полчаса может появиться невзрачная, безликая, даже траурная заплатка — баф. Многие научились искать новые решения в таких условиях, а бафы теперь стали основой для творчества.
Обычно граффити оставляют на заброшенных зданиях. Говорят, что такие здания — лакмусовая бумажка состояния города. Как только на здании появляется трещина, то это зеленый сигнал для стрит-артистов, своеобразные символ времени и того, что можно начать диалог через это пространство.
Художники не украшают город, а взаимодействуют с ним, привносят новые смыслы и выражают себя, они живут на этих стенах, создавая галерею под открытым небом.
Знаменитые стрит-арт художники
Бэнкси
Имя этого человека у многих всплывает первым при упоминании стрит-арта. Бэнкси стал человеком-загадкой, чью личность не могут раскрыть до сих пор.
Единственное появление художника на экране и самое близкое взаимодействие со зрителем — фильм «Выход через сувенирную лавку» 2010 года (был номинирован на Оскар как лучший док. фильм, советуем!).
Интересно, что стрит-артист перевернул привычную игру, в которой граффити считают вандализмом. Теперь вандализм — это закрасить работы Бэнкси.
Бэнкси, «Flower Thrower», 2003-2007 гг.
Художник давно делает не только граффити, но и арт-объекты на улицах, а его картины уходят на аукционах за миллионы долларов. Чем же Бэнкси так зацепил всех? Его работы часто экзистенциальные, носят социальный и политический характер.
Проще говоря, он размышляет над острыми проблемами, которые волнуют общество: от антикапитализма до антивоенного движения.
Часто художник делает это с сатирой и юмором, порой даже черным.
Шепард Фейри
История успеха Шепарда Фейри началась с плаката, на котором был изображен французский борец Андре Руссимоффа с надписью OBEY (с англ. – повинуйся). Да, именно отсюда берет начало тот самый бренд одежды, созданный самим художником. Постеры с великаном-борцом красовались на многих стенах городов США.
Самой же знаменитой работой Шепарда стал политический постер, призывающий голосовать за Барака Обаму на выборах 2008 года.
После этого у художника было много работ похожего формата с музыкальной, политической и даже религиозной тематикой и куча рекламных коллабораций с известными брендами.
Шепард Фейри, «OBEY», 1989 г.
Шепард Фейри, «Hope», 2008 г.
Кит Харинг
Художник, который начал рисовать еще с детства, очень быстро вошел в модную арт-тусовку Нью-Йорка 80-х годов.
Харинг дружил с Жаном-Мишелем Баскией и Энди Уорхолом, был в одних кругах с Мадонной, Дэвидом Боуи и Боб Диланом.
Он хотел показать, что искусство может быть доступным — и начал рисовать мелом на рекламных панелях в метро. Там его ярких и запоминающихся персонажей видел почти весь город.
Творчество Харинга было неразрывно связано с его личностью: политическими взглядами и мировоззрением. Она развивал в своих работах темы насилия, сексуальности, борьбы с наркотиками и обращался ко многим социальным проблемам общества.
Кит Харинг, «Crack Is Wack», 1986 г.
Миша Мost
Миша начал рисовать на заре российского уличного искусства и стал частью одной из первых граффити-команд Москвы.
Художник исследует тему восприятия будущего, прогресса, и то, как это отразится на обществе в целом и на человеке в частности.
На его работах часто встречаются символы мира науки: пейзажи новых миров, роботы и математические формулы.
Миша Most, «Из серии "В будущем каждый будет художником"»
Кирилл Кто
Кирилл Кто, «Грустное маскируется под веселое»
Кирилл Лебедев (КТО) — знаковая фигура московского стрит-арта. Его вырезанные «глаза» можно встретить на мусорных баках, плакатах и фасадных сетках.
Еще Кирилл знаменит своими ироничными и остроумными фразами, созданными рукописным полудетским шрифтом. Они обо всем: от шуточных каламбуров до серьезных вопросов бытия.
Кирилл Кто, «Из серии "Вырезанные глаза"»
Стрит-арт — самое живое направление в искусстве, подвижный организм, который впитывает в себя все настроения общества и тут же встречается на улицах городов. Можно сказать, что сами их жители незаметно являются участниками в появлении уникальных объектов уличного искусства.
Еще больше работ, созданных ярчайшими представителями современного российского стрит-арта, доступно в подборке маркетплейса BIZAR.
Читайте похожие материалы на Daily Moscow:
- VIII Выставка-ярмарка «РусАртСтиль» в Москве: творчество, традиции и уникальные мастер-классы
- «Вы должны быть влюблены в свое дело» — ремесленник Дима Данилин о важности творчества в жизни
- Искусство и винтаж как часть повседневности. Почему важно окружать себя красивыми предметами и как это влияет на качество жизни