Стиль 20 августа, 18:11

Стрит-арт. Как искусство захватило улицы

Стрит-арт. Как искусство захватило улицы

Стрит-арт простыми словами — уличное искусство. Пройдя сотни трансформаций со времен наскальных рисунков, искусство вернулось к своим истокам и перешло из пещер в город. Теперь художники взаимодействуют с пространством, в котором живут с помощью граффити, постеров, наклеек и даже инсталляций.

Как стрит-арт захватил улицы по всему миру и кто привел его к этому — рассказывает арт-менеджер маркетплейса современного искусства BIZAR Надежда Марченко.

Начало стрит-арта

Привычный нам стрит-арт предположительно появился еще во время Второй мировой войны. Тогда вирусной стала надпись «Kilroy was here», а позже к ней прибавился персонаж с забавным носом. Говорят, что ее наносил рабочий с завода по производству бомб в Детройте. Он помечал своим именем те ящики с оружием, которые проверял.

Рисунок распространился среди солдат, и поговаривают, даже дошел до Гитлера, — он заинтересовался тем, кто же этот таинственный и ужасный Килрой.

Килрой

Историческим центром стрит-арта была и остается Филадельфия. Именно там в 1960-х случился расцвет уличного искусства. Тогда оно стало авангардом, противопоставляющим себя популярному на тот момент искусству: и коммерческому, и традиционному музейному. Это был своеобразный протест, захвативший пространство города и сделавшим его полем для самовыражения.

В 1970-х годах, когда стрит-арт «переехал» в Нью-Йорк на Манхэттен, как раз появляется «теггинг» — личная подпись или отличительный символ художника.

Это родило конкуренцию среди стрит-артистов, началась борьба за первенство. Так появились разные стили и коды граффити.

Фотограф – Jon Naar Фотограф – Jon Naar

Даже сейчас стрит-арт отчасти остается искусством на грани, а раньше риски были особенно высоки. Часто художники прятали лица из соображений безопасности — ни у кого нет желания быть задержанным. Того же Бэнкси мир не знает до сих пор. Опасность в свою очередь заставляет зависеть от адреналина, поэтому многие занимаются таким видом искусства еще и из-за этого.

Пожалуй, самая печальная составляющая стрит-арта его мимолетность.

Художники идут по пути преодоления — на месте их яркого рисунка через полчаса может появиться невзрачная, безликая, даже траурная заплатка — баф. Многие научились искать новые решения в таких условиях, а бафы теперь стали основой для творчества.

Обычно граффити оставляют на заброшенных зданиях. Говорят, что такие здания — лакмусовая бумажка состояния города. Как только на здании появляется трещина, то это зеленый сигнал для стрит-артистов, своеобразные символ времени и того, что можно начать диалог через это пространство.

Художники не украшают город, а взаимодействуют с ним, привносят новые смыслы и выражают себя, они живут на этих стенах, создавая галерею под открытым небом.

Знаменитые стрит-арт художники

Бэнкси

Имя этого человека у многих всплывает первым при упоминании стрит-арта. Бэнкси стал человеком-загадкой, чью личность не могут раскрыть до сих пор.

Единственное появление художника на экране и самое близкое взаимодействие со зрителем — фильм «Выход через сувенирную лавку» 2010 года (был номинирован на Оскар как лучший док. фильм, советуем!).

Интересно, что стрит-артист перевернул привычную игру, в которой граффити считают вандализмом. Теперь вандализм — это закрасить работы Бэнкси.

 Бэнкси, «Flower Thrower», 2003-2007 гг.  Бэнкси, «Flower Thrower», 2003-2007 гг.

Художник давно делает не только граффити, но и арт-объекты на улицах, а его картины уходят на аукционах за миллионы долларов. Чем же Бэнкси так зацепил всех? Его работы часто экзистенциальные, носят социальный и политический характер.

Проще говоря, он размышляет над острыми проблемами, которые волнуют общество: от антикапитализма до антивоенного движения.

Часто художник делает это с сатирой и юмором, порой даже черным.

Шепард Фейри

История успеха Шепарда Фейри началась с плаката, на котором был изображен французский борец Андре Руссимоффа с надписью OBEY (с англ. – повинуйся). Да, именно отсюда берет начало тот самый бренд одежды, созданный самим художником. Постеры с великаном-борцом красовались на многих стенах городов США.

Самой же знаменитой работой Шепарда стал политический постер, призывающий голосовать за Барака Обаму на выборах 2008 года.

После этого у художника было много работ похожего формата с музыкальной, политической и даже религиозной тематикой и куча рекламных коллабораций с известными брендами.

Шепард Фейри, «OBEY», 1989 г Шепард Фейри, «OBEY», 1989 г.

Шепард Фейри, «Hope», 2008 г. Шепард Фейри, «Hope», 2008 г.

Кит Харинг

Художник, который начал рисовать еще с детства, очень быстро вошел в модную арт-тусовку Нью-Йорка 80-х годов.

Харинг дружил с Жаном-Мишелем Баскией и Энди Уорхолом, был в одних кругах с Мадонной, Дэвидом Боуи и Боб Диланом.

Он хотел показать, что искусство может быть доступным — и начал рисовать мелом на рекламных панелях в метро. Там его ярких и запоминающихся персонажей видел почти весь город.

Творчество Харинга было неразрывно связано с его личностью: политическими взглядами и мировоззрением. Она развивал в своих работах темы насилия, сексуальности, борьбы с наркотиками и обращался ко многим социальным проблемам общества.

Кит Харинг, «Crack Is Wack», 1986 г. Кит Харинг, «Crack Is Wack», 1986 г.

Миша Мost

Миша Most, «Декорация» Миша Most, «Декорация»

Миша начал рисовать на заре российского уличного искусства и стал частью одной из первых граффити-команд Москвы.

Художник исследует тему восприятия будущего, прогресса, и то, как это отразится на обществе в целом и на человеке в частности.

На его работах часто встречаются символы мира науки: пейзажи новых миров, роботы и математические формулы.

Миша Most, «Из серии "В будущем каждый будет художником"» Миша Most, «Из серии "В будущем каждый будет художником"»

Кирилл Кто

Кирилл Кто, «Грустное маскируется под веселое» Кирилл Кто, «Грустное маскируется под веселое»

Кирилл Лебедев (КТО) — знаковая фигура московского стрит-арта. Его вырезанные «глаза» можно встретить на мусорных баках, плакатах и фасадных сетках.

Еще Кирилл знаменит своими ироничными и остроумными фразами, созданными рукописным полудетским шрифтом. Они обо всем: от шуточных каламбуров до серьезных вопросов бытия.

Кирилл Кто, «Из серии "Вырезанные глаза"»  Кирилл Кто, «Из серии "Вырезанные глаза"»

Кирилл Кто, «На нервах» Кирилл Кто, «На нервах»

Стрит-арт — самое живое направление в искусстве, подвижный организм, который впитывает в себя все настроения общества и тут же встречается на улицах городов. Можно сказать, что сами их жители незаметно являются участниками в появлении уникальных объектов уличного искусства.

Еще больше работ, созданных ярчайшими представителями современного российского стрит-арта, доступно в подборке маркетплейса BIZAR.

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru