Десять лет на международном уровне оказывается содействие нуждающимся странам в развитии национальных программ школьного питания. С этой целью объединились проекты Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН, UNDP).
Реализация проекта проходит при участии Института отраслевого питания (SIFI) и финансовой поддержке Российской Федерации. Страны, которым оказывают помощь: Армения, Киргизия, Таджикистан, Иордания, Марокко и Тунис. По каждому из государств учитывается своя специфика, однако в целом подход универсален. В чем особенности программы и каковы реальные результаты, разберем на примере стран ближнего зарубежья.
Армения. На своей земле
Первой страной, обратившейся за поддержкой, стала Армения. В 2010 году, впервые после обретения независимости, правительство страны задумалось о восстановлении системы школьного питания.
Национальная программа школьного питания действует в Армении уже шесть лет, с 2014 года. Судя по отзывам самих директоров, страхов при ее введении было немало. Как работать на новом оборудовании, как добыть средства на новые столовые и на разнообразное меню. И тут пришла конструктивная идея – выращивать овощи и зелень на своей территории, в теплицах.
Почему теплицы? Все просто: в Армении не всегда тепло и зимы могут быть достаточно холодными, а детям крайне необходимы дополнительные источники витаминов. Начали с одной из школ города Веди. Здесь была установлена первая теплица (ок. 198 м кв.), ее оснастили системами обогрева, вентиляции и капельного орошения.
Вторая оборудована в селе Верн Аршарат. Ее сделали почти в два раза больше (384 кв. м), чтобы оставались овощи и зелень, которые можно продать на местном рынке, получить дополнительный доход для школы.
Самая большая теплица такого рода на территории Армении находится в селе Суренаван. Ее площадь достигает уже 528 кв. м, что позволяет обеспечивать и соседние школы
Понятно, что обычные навыки сотрудников школ не предполагают работы на земле, поэтому для них организовали специализированные тренинги (совместно с местным Центром развития села и агробизнеса), агрономы объяснили все необходимые премудрости.
Еще одно направление проекта – использование работы с землей и растениями для развития и профориентации самих школьников. С этой целью была разработана программа, оформленная как отдельное методическое пособие, где рассказано, каким образом растут овощи, фрукты и ягоды, что с ними делать и какой уход требуется. Помимо теории, предусмотрены практические задания и даже эксперименты.
Тремя теплицами не ограничились. В начале 2020 года на территории школы им. Вардгеса Петросяна была установлена уже четвертая — из двух секций, по 200 кв. м. Все это оборудовано отоплением и вентиляцией, а также приборами контроля влажности.
С началом учебного года основная часть продукции стала отправляться на школьное питание, а излишки – на продажу
В прошлом году Россия на заключительном этапе проекта выделила 18 млн долларов в фонд ВПП ООН. Средства должны пойти на ремонт и переоснащение пищеблоков 474 школ.
На данный момент в национальную программу школьного питания входят шесть регионов, которые здесь называют марзами, а именно: Арагацотн, Ширак, Сюник, Тавуш, Вайоц Дзор и Арарат. Предполагается, что к 2024 году в нее войдут все регионы страны.
Таджикистан. От пекарни до парника
В Таджикистане — своя специфика. К 1999 году после гражданской войны страна, также входившая в состав СССР, стала одной из беднейших в мире. В тот момент ВПП ООН начинает проект «Облегчение доступности образования для детей, находящихся в уязвимом положении». Программа предусматривала прямые поставки в школы необходимых продуктов.
Институт отраслевого питания подключился в 2013 году, став техническим партнером. В апреле 2014 года был создан Межведомственный координационный совет по вопросам школьного питания, в который вошли и представители Института.
Концепция развития национальной политики в области школьного питания была принята в феврале 2015 г. В сентябре 2017 года правительство страны утвердило уже сложившуюся Стратегию устойчивого развития школьного питания в Республике Таджикистан на период до 2027 года. Она станет основой «Национальной программы развития школьного питания».
На практическом уровне это поставки продуктов, наиболее необходимых для питания детей, — горох, витаминизированная мука, растительное масло и йодированная соль
Первыми пилотными проектами стали восемь школ в двух районах – Хатлонского и Согдийского. Там оборудовали мини-пекарни. Понимая, что в рацион питания школьников необходимо включать свежие овощи, фрукты и зелень, организовали парники с капельным орошением.
В итоге 22 парника были установлены в 20 школах Хатлонской области, на юге Таджикистана. Здесь достаточно тепло, чтобы выращивать урожай круглый год.
Был и второй этап, в рамках которого 50 школ отремонтировали и оборудовали, в 9 организовали пришкольные хозяйства, в 5 построили межшкольные хлебопекарни, а также внедрено новое сбалансированное меню.
Все это было рассчитано на обычную повседневную жизнь. Но когда 27 апреля в Таджикистане на время закрыли школы по причине пандемии, наиболее уязвимые семьи (24 тысячи семей), дети которых учились в школах-участниках «Программы школьного питания ВПП ООН», получили единовременные продовольственные пайки.
Туда входили наборы из обогащенной муки, растительного масла и желтого гороха. Такой же набор продуктов использовался для приготовления ежедневных горячих блюд в рамках «Программы школьного питания» в «доковидные» времена.
По данным из официальных источников, Россия выделит для развития системы школьного питания в Таджикистане 21,2 млн долларов.
Киргизия. Столовые – по новым стандартам
В Киргизии «Национальная программа школьного питания» появилась в 2006 году. Как правило, рацион ограничивался черным чаем с различной выпечкой.
В 2013 году правительство Киргизии направило соответствующий запрос в ВПП ООН, и после включения страны в программу помощи появился проект «Оптимизация школьного питания в Киргизской Республике».
Годом позже был принят документ «Ключевые направления развития школьного питания в Киргизской Республике», определивший приоритеты развития сферы на ближайшие 10-12 лет. Как и в случае с Арменией и Таджикистаном, свои силы объединили ВПП ООН и Институт отраслевого питания, получив финансирование от России.
Пилотный проект по школам Киргизии начался с 2013 года. Были разработаны планы переоборудования пищеблоков, предоставление школам дополнительного кухонного оборудования, тренинги и консультации для работников и руководителей.
Осенью прошлого года общественности была представлена «Книга рецептов для школьного питания».
По статистике в рамках программы по оптимизации школьного питания горячие обеды готовятся для 200 000 учеников младших классов. Это около 640 школ Киргизии
Из нововведений можно также отметить создание Республиканского тренингового центра повышения квалификации в сфере школьного питания, веб-портала для родителей на эту тему и даже Логистического центра для связи местных фермеров и школ.
Что касается книг для школьных поваров, то аналогичные издания вышли в свет и в Таджикистане и в Армении. Более того, они стали в разные годы победителями конкурса Gourmand World Cookbook Awards (2017 и 2019 соответственно).
Как отмечают представители системы образования, роль такой программы куда более значительная, чем просто накормить детей полезно и вкусно
«Одним из плюсов программы можно назвать то, что дети стали меньше прогуливать школу. Поверьте, далеко не все ученики завтракают дома. Бывают дети из малообеспеченных семей. У них нет возможности питаться разнообразно. Если в школе есть горячее питание, то больше шансов, что такой ребенок не пропустит школу. У него будет стимул ходить каждый день. К тому же на уроках ребенок не будет думать, что бы поесть. Он будет сыт и больше уделит внимания урокам. Следовательно, повысится и успеваемость», — говорит Павел Попов, директор средней школы № 1 в городе Орел.
От того, насколько хорошо ребенок будет питаться, зависит не только его физическое, но и ментальное здоровье
Эркин Чечейбаев
заместитель министра здравоохранения Киргизии
Отметим, что все эти программы начинались задолго до пандемии. Но, несмотря на то что COVID-19 угрожает продовольственной безопасности, как и финансовому положению сельского хозяйства, такие меры, основанные на человеческом подходе на местах без бюрократии и обмана, могут реально спасти положение по части детского питания даже в самых отдаленных городах и селах.
Елена Петровская
Фото: sifi.ru
Читайте похожие материалы на Daily Moscow: