Санкт-Петербург 13 июня 2017, 20:58

Искусство и физика: как работает отдел экспертизы Эрмитажа

TNR публикует расшифровку выступления Дениса Прокуратова, младшего научного сотрудника Эрмитажа. В рамках проекта «Кампус» он прочитал лекцию «Что сложно скрыть от физиков и легко – от гостей Эрмитажа». Разбираемся вместе с Денисом: что общего между флюорографией человека и рентгеном картины?

Денис Прокуратов, младший научный сотрудник отдела научно-технологической экспертизы Государственного Эрмитажа:
«В понедельник в музее закрытый день. Приходят ребята из Академии художеств или из Академии Штиглица, они учатся рисовать. Копирование картин – один из способов обучения. Я всегда раньше думал: куча красок, ты берёшь кисточку – раз, дерево нарисовал. А вот ребята из Мухи приходят каждый понедельник, и ты видишь, как поэтапно создаётся картина. Сама технология создания и написания картин позволяет провести анализ.
Сначала идёт набросок, потом картина набирается слоями, то есть она пишется послойно, а не отдельными элементами

В зале номер 300 есть довольно большая картина – от пола до потолка. Если вы подойдёте поближе, то увидите, что она покрыта трещинами, как кожа дракона. Когда мы пытались сделать ей рентген, излучение практически не проходило насквозь, ничего не было видно. Тогда сделали микрошлиф.

Представьте, вы копаете землю лопатой, у вас будет трава, земля, песок – глубокий срез. Вот у картины это называется микрошлифом
Вот тут до 30 слоёв краски. Художник может переделывать какие-то участки: он не стирает краску, не соскребает ничего, а пишет заново. Бывает даже, пишут картины на картине. И это нам иногда помогает провести экспертизу.
Мы используем в работе несколько техник. Одна из них основана на ультрафиолетовом излучении, другая на инфракрасном. И рентген: то есть это ещё другие длины волн и результаты.

Самое простое – это ультрафиолетовое излучение. Например, мы нашли амфору, которой около 3 тыс. лет, под слоем земли в 5-10 метров. Под таким давлением амфора превращается в блин. Но когда её потом склеивают, клей не особо виден. Не особо видны и тонировки, если кусок утрачен и его заменяют новым. Но стоит посмотреть в ультрафиолете, и из-за разницы длин волн мы получим немного другую информацию, чем ту, что мы видим глазом.

В ультрафиолете будут видны места, где утраченный слой тонировали и наносили новую краску и новый лак
Художнику нужно защитить картину, поэтому он покрывает её лаком. Так вот в ультрафиолете лак тоже можно увидеть. Под воздействием времени он стареет, полимеризуется, окисляется, и в нём образуются центры люминесценции, которые светятся под УФ-лучами. Метод довольно простой, и старые слои лака будут светиться сильнее, чем новые.

Для реставратора это будет говорить о том, что картина, например, была отреставрирована недавно, или частично
Мы делаем фотографию в инфракрасном излучении. Под ним краски на картине становятся более-менее прозрачными, то есть излучение доходит до грунтового слоя, на котором может быть карандашный рисунок, если художник рисовал подготовительный рисунок, а потом его закрашивал, как раскраску.
А можно посмотреть на мумию, например. Инфракрасное излучение в этом случае позволяет увидеть татуировки
Из-за вечной мерзлоты кожа человека посинела, и визуально просматриваются рисунки. В инфракрасном излучении кожа становится белой, а чернила видимыми. Всё потому, что белая кожа хорошо отражает, а чернила поглощают излучение.
Ещё с помощью такого излучения можно увидеть изменения. Например, если на картине пояс сначала был карандашом в одном варианте с круглыми пряжками, а в конце с квадратными, то для нас это значит, что скорее всего это подлинник

И немного о рентгене. Например, флюорография. Почему мы видим изображение? Вы встаете к экрану, по факту это приёмник излучения, сзади вас быстро просвечивают. Излучение, которое проходит сквозь вас, немного поглощается вашими тканями, чуть больше костями и доходит до приёмного устройства. Потому что в костях содержится кальций и он тяжелее, чем остальные химические элементы, кости лучше просвечиваются.

Когда делаем рентген картины, то просто кладём её на стол, снизу - рентгеновская трубка, а сверху кладётся рентгеновская плёнка. Краски, которыми пишется картина, тоже разные по химическому составу. Например, краска на основе свинца хорошо поглощает, и можно посмотреть, как выглядят разные мазки».

Записала Ирина Глазунова Иллюстрации: Leo Caillard

Читайте также:


115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru