Санкт-Петербург 5 октября 2016, 22:44

Памяти Олега Каравайчука: «Олег и редкие искусства»

Весь октябрь в киноцентре «Родина» будут показывать фильмы с музыкой композитора Олега Каравайчука, ушедшего из жизни в этом году. 8, 2 и 29 октября покажут «Городской романс» Петра Тодоровского, «Монолог» Ильи Авербаха и «Секундомер» Резо Эсадзе.

А для тех, кому творчество Олега Николаевича по той или иной причине не было знакомо, рекомендуем к просмотру фильм «Олег и редкие искусства», который корреспондент TNR посмотрел  на фестивале "Послание к человеку".

6tag-559347884-1346683602116952033_559347884

На экране коридор Эрмитажа, одиноко стоящий стул у левой стены. В конце коридора открываетcя дверь и навстречу нам идет смотрительница одного из залов, пожилая дама в берете, неуклюже, но уверенно надвигается на нас, гордо держа скрещенные руки за спиной. Остановилась и непринужденно заговорила. Но все эти черты, тонкий голосок, размеренный шаг  и руки за спиной, принадлежат одному человеку, Олегу Каравайчуку.

Для людей, кто еще ни разу не сталкивался с этой фамилией советского и российского композитора, наверное, даже не знакома и его внешность. Одет, надо сказать, он не по моде. У него она своя, творческая и отчасти трагическая. Обычные неэрмитажные кроссовки, тренировочные штаны Adidas, свитер без рисунка, а на голове вечно сопровождающий художников и поэтов берет.

Oleg-y-Las-Raras-Artes-2-1500x1000[1]

С первых минут фильма  кажется, что попал на дачу к родной  бабушке, она тебе рассказывает свои истории и переживания, а ты должен  выслушать, ведь бабушке уже 88 лет. Именно столько было Олегу Каравайчуку, когда  снимался этот фильм, и именно  в этом образе зрителю представляется возможность с ним познакомиться.

А встретиться с ним вполне можно было бы, так как жил он в Комарово – пристанище для всех людей искусства того времени. Ходя по тропинкам родного места, он бродит по своему прошлому, а срубленное дерево, на заднем дворе его дома, для Каравайчука как уже не существующий друг. Но обо всем об этом остается только догадываться.

Oleg-y-Las-Raras-Artes-0-1500x1000[1]

Целых 70 минут на экране монолог  одного человека, но практически никаких фактов о его личности мы не узнаем. Впрочем, нужны ли они? Главное ведь не в биографических сводках, а в музыке.

При всей неординарности композитора, который, к слову, часто  играл на рояле, даже если он подарен императору Николаю Второму за несколько месяцев до расстрела , с простыней на голове, можно сразу понять насколько он был поглощен своей музыкой, влюблен в каждый аккорд, в каждую ноту. Но при этом он не боится и шутить (осознанно ли) о своей жизни и призвании. В некоторых моментах игры за роялем можно услышать ноты сарказма. Обычная шутка, переданная в музыке.

Oleg-y-Las-Raras-Artes-7-1553x1000[1]

Без внимания нельзя оставить его любовь к импровизации. Как легко, на ходу, он сочиняет новые повороты в своей мелодии, соединяя милую и забавную историю с совершенно трагическим или даже апокалипсическим. Это, пожалуй, было главное кредо в его жизни.

В ненаигранную страсть к музыке можно влюбиться, в ту страсть и эмоции, с которой он не только играет, но и говорит, веришь, даже не обращая внимание на высокопарные сравнения и вычурные фразы, которые он порой использовал.  Да и любой, кто еще не знаком с этим «гением», как он сам себя скромно называет, отечественной музыки, после первого знакомства с ним на экранах кинотеатров, захочет узнать, кто же это такой Олег Каравайчук. 

Текст, миниатюра ― Евгений Трушин

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru