Весь октябрь в киноцентре «Родина» будут показывать фильмы с музыкой композитора Олега Каравайчука, ушедшего из жизни в этом году. 8, 2 и 29 октября покажут «Городской романс» Петра Тодоровского, «Монолог» Ильи Авербаха и «Секундомер» Резо Эсадзе.
А для тех, кому творчество Олега Николаевича по той или иной причине не было знакомо, рекомендуем к просмотру фильм «Олег и редкие искусства», который корреспондент TNR посмотрел на фестивале "Послание к человеку".На экране коридор Эрмитажа, одиноко стоящий стул у левой стены. В конце коридора открываетcя дверь и навстречу нам идет смотрительница одного из залов, пожилая дама в берете, неуклюже, но уверенно надвигается на нас, гордо держа скрещенные руки за спиной. Остановилась и непринужденно заговорила. Но все эти черты, тонкий голосок, размеренный шаг и руки за спиной, принадлежат одному человеку, Олегу Каравайчуку.
Для людей, кто еще ни разу не сталкивался с этой фамилией советского и российского композитора, наверное, даже не знакома и его внешность. Одет, надо сказать, он не по моде. У него она своя, творческая и отчасти трагическая. Обычные неэрмитажные кроссовки, тренировочные штаны Adidas, свитер без рисунка, а на голове вечно сопровождающий художников и поэтов берет.
С первых минут фильма кажется, что попал на дачу к родной бабушке, она тебе рассказывает свои истории и переживания, а ты должен выслушать, ведь бабушке уже 88 лет. Именно столько было Олегу Каравайчуку, когда снимался этот фильм, и именно в этом образе зрителю представляется возможность с ним познакомиться.
А встретиться с ним вполне можно было бы, так как жил он в Комарово – пристанище для всех людей искусства того времени. Ходя по тропинкам родного места, он бродит по своему прошлому, а срубленное дерево, на заднем дворе его дома, для Каравайчука как уже не существующий друг. Но обо всем об этом остается только догадываться.
Целых 70 минут на экране монолог одного человека, но практически никаких фактов о его личности мы не узнаем. Впрочем, нужны ли они? Главное ведь не в биографических сводках, а в музыке.
При всей неординарности композитора, который, к слову, часто играл на рояле, даже если он подарен императору Николаю Второму за несколько месяцев до расстрела , с простыней на голове, можно сразу понять насколько он был поглощен своей музыкой, влюблен в каждый аккорд, в каждую ноту. Но при этом он не боится и шутить (осознанно ли) о своей жизни и призвании. В некоторых моментах игры за роялем можно услышать ноты сарказма. Обычная шутка, переданная в музыке.
Без внимания нельзя оставить его любовь к импровизации. Как легко, на ходу, он сочиняет новые повороты в своей мелодии, соединяя милую и забавную историю с совершенно трагическим или даже апокалипсическим. Это, пожалуй, было главное кредо в его жизни.
В ненаигранную страсть к музыке можно влюбиться, в ту страсть и эмоции, с которой он не только играет, но и говорит, веришь, даже не обращая внимание на высокопарные сравнения и вычурные фразы, которые он порой использовал. Да и любой, кто еще не знаком с этим «гением», как он сам себя скромно называет, отечественной музыки, после первого знакомства с ним на экранах кинотеатров, захочет узнать, кто же это такой Олег Каравайчук.