Ритейл и розница в 2024 году. Как меняется российский рынок одежды
С развитием технологий и интернета многие компании стремятся занять свою нишу на онлайн-рынке. Онлайн-торговля, услуги и развлечения стали незаменимой частью повседневной жизни многих людей.
Новые игроки рынка, выход онлайна в оффлайн и появление премиум брендов. Разбираемся, с чем это связано и на какую целевую аудиторию рассчитано, вместе с Жанной Казанской, основателем бренда премиальной детской одежды Zhanna&Anna.
Несмотря на все преимущества виртуального шоппинга, наблюдается тенденция возвращения некоторых брендов к традиционным оффлайн-методам.
Около трети российских покупателей переходят на гибридный формат, то есть предпочитают совмещать два формата шоппинга.
Изменения происходят также и в структуре рынка, распределении спроса по ценовым сегментам и перераспределении продаж по каналам.
Люди склонны покупать в интернете знакомые товары, а за вещами, которые важно примерить, потрогать или протестировать, предпочитают приходить лично. Компаниям стоит выстраивать многоканальную и сбалансированную стратегию развития. Многим покупателем важно иметь возможность увидеть и примерить вещи, вживую проверить качество и материал.
Почему это происходит
За счет выхода в оффлайн рынок многие компании стремятся привлечь аудиторию и занять площади ушедших иностранных брендов.
Многие участники онлайн-рынка понимают, что оффлайн-присутствие может усилить их бренд, установить личную связь с клиентами и предоставить уникальный опыт и персональный подход, недоступный в виртуальном мире.
Также выход в оффлайн можно гармонично связать с переходом бренда в премиум сегмент. Например, российский бренд мужской и женской одежды 12Storeez в прошлом году сменил концепцию и переориентировался на премиум продукцию. За этим последовало открытие флагманского бутика в Столешниковом переулке и других точек, где покупатель может не только купить одежду и аксессуары, но и выпить чашечку кофе в красивой обстановке.
Оффлайн-присутствие позволяет напрямую взаимодействовать с клиентами
В физических магазинах покупатели могут оценить качество ткани, примерить одежду и получить качественный сервис. Этот непосредственный контакт укрепляет связь с клиентами и создает более глубокое впечатление о бренде.
Физические магазины предлагают клиентам впечатления и особенный опыт покупки
Многие премиум-бренды создают стильные и продуманные интерьеры своих магазинов, которые становятся местом, куда люди хотят приходить не только для покупок, но и для получения эстетического удовольствия, а порой даже просто для того, чтобы сфотографироваться в пространстве.
Так, бренд спортивной и повседневной одежды IRNBY делает акцент на креативности пространства в своем флагманском бутике в районе Чистых прудов. Это не просто магазины, а настоящие арт-пространства с собственным стилем, что подчеркивает индивидуальность бренда и создает атмосферу, отвечающую его ценностям и визуалу.
Оффлайн-магазины предоставляют брендам возможность расширения целевой аудитории
Некоторые люди предпочитают традиционный способ покупок и не доверяют онлайн-платформам. Открытие физического магазина позволяет бренду привлекать эту целевую аудиторию.
Оффлайн-присутствие бренда позволяет улучшить его репутацию и усилить присутствие на рынке
Физический магазин создает ощущение надежности и статусности бренда. Клиенты видят, что компания и готова вложить время, ресурсы и энергию в создание физической точки продажи. Также присутствие магазинов в популярных местах с большим трафиком людей играет бренду на руку: люди видят название и магазин, запоминают его ассортимент и атмосферу и возвращаются туда.
Оффлайн-магазины позволяют брендам предложить дополнительные услуги и возможности для клиентов
Например, это может быть индивидуальный пошив, персональный подбор стиля или проведение эксклюзивных мероприятий и презентаций. Такие услуги создают дополнительную ценность для клиентов и помогают выделиться на фоне конкурентов.
«Игра» на поле премиум сегмента
С прошлого года наблюдался рост интереса к люкс-сегменту со стороны покупателей. На эту тенденцию влияет ряд факторов: от адаптации отечественных производителей к новой реальности до повышения уверенности покупателей в стабильности своего дохода.
Кроме того, рост популярности премиум сегмента обусловлен трендом на персонализацию. В дорогих бутиках вам с большей вероятностью предложат чашку кофе во время примерки, выделят консультанта и подберут образы.
Производители и сами активно стремятся к премиуму. С изменением цен и качества товаров меняется и внешний облик магазинов, сервис и качество услуг, их позиционирование и концепция.
Бренд Studio 29, к примеру, открыл новый бутик на Китай-городе и полностью переделал пространство. Вместе с тем изменилось и его позиционирование: он все больше воспринимается как бренд, близкий к премиум сегменту. Красивый дизайн магазина и чуткий персонал также сыграли в этом важную роль.
У брендов, представленных в оффлайн, есть ряд инструментов для повышения лояльности покупателей. Уровень обслуживания, индивидуальный подход, атмосфера в магазине, показы и мероприятия – все это влияет на восприятие бренда. При повышении качества обслуживания в магазинах и бутиках также укрепляется репутация.
Многие компании не упускают эту возможность и переходят в премиум сегмент, где ценится не массовость, а индивидуальный подход.
Целевая аудитория, на которую рассчитаны такие бренды, обычно представляет собой платежеспособных покупателей, которые ценят качество и уникальность товаров или услуг, уровень сервиса и клиентоориентированность. Премиум-бренды стремятся создать уникальный опыт покупателя, который складывается не только из покупки одежды.