Стиль 28 сентября, 11:34

«Свою миссию вижу в популяризации русской иконы XVII — начала XX веков» — коллекционер Олег Кушнирский

Русскую культуру за пределами нашей страны в последние годы пытаются отменить, однако, это невозможно. Нельзя отменить то, чем в той или иной степени пропитан весь мир, то, чем он дышит и на чем держится.

Это еще раз доказывает выставка «Шедевры религиозного искусства из коллекции Олега Кушнирского», которая 26 октября откроется в крупнейшем музее США – Музее русского искусства TMORA.

О самой коллекции и том, как стало возможным открыть такой проект в Штатах рассказывает сам Олег Кушнирский.

Коллекционер Олег Кушнирский

Сколько лет вы собираете свою коллекцию икон?

Я собираю искусство с 1980-х годов. К 1990-м у меня сформировалась небольшая коллекция, которая включает иконы, живопись 19 и 20 веков, предметы Императорского Фарфорового Завода и другой ценный фарфор 19 века. Когда в 1992 году я решил покинуть Санкт-Петербург, я был вынужден оставить ее там. Ряд вещей я успел продать, что-то подарил друзьям и знакомым.

Нынешней коллекцией я начал заниматься с 1993 года, когда оказался в Нью-Йорке.

Я работал как фотограф, помогал с доставкой предметов и, спустя примерно полгода, открыл небольшую антикварную лавку в Челси, где я проводил каждые выходные по 8—10 часов.

Конечно, когда работаешь с искусством и старинными вещами в широком смысле слова, невольно создашь и собственную коллекцию.

Так что коллекция икон начала собираться в 1993 году, а самые последние вещи были куплены в течение последних 5—6 лет.

И с чего началась эта страсть к собранию религиозного искусства?

В 1980-е годы я учился в Ленинградском фармучилище и параллельно работал фотографом. Я сотрудничал с коллекционерами и, как сейчас принято говорить, дилерами предметов искусства.

Я делал фотографии вещей, и часто именно эти фотографии были единственной возможностью для покупателя увидеть то, что он покупает.

Тогда же я познакомился с целым рядом коллекционеров икон и стал сопровождать их в любительских экспедициях на Русский Север.

Воскресение – Сошествие во ад, с праздниками в 16 клеймах и образом Святой Троицы. Конец XVIII века. Ярославль

Сложно было не заинтересоваться иконописью, когда путешествуешь по всем этим строгим в своей красоте и по-настоящему живописным местам старообрядцев, и встречаешь в самых отдаленных деревнях или разрушенных церквях потрескавшиеся, потемневшие от времени, но все еще полные какой-то невыразимой силы иконы.

Где вы находите такие редкие экземпляры?

Основная масса предметов происходит из частных коллекций, другую часть вещей я тщательно подбирал на аукционах, в антикварных магазинах, галереях.

Были ли случаи, когда вы сомневались в их подлинности?

Чаще нет, однако, я всегда опирался на собственные знания и насмотренность, полученные еще в советское время, а также консультировался сразу с несколькими экспертами, чтобы получить разные мнения и исключить вероятность покупки подделки.

Воскресение_Сошествие во ад_ к18 века_Палех

Кто из российских искусствоведов видел вашу коллекцию и какую дал ей оценку?

Стоит сказать, что моя коллекция находится в США и никогда не покидала страны. Поэтому российские искусствоведы знакомы с ней через каталог, который мы издали в 2023 году.

Над описанием икон для каталога работала Анна Иванникова, хранитель коллекции поздней русской иконописи Государственного Эрмитажа.

Я бесконечно благодарен ей за эту трудоемкую работу по каталогизации моего собрания. Другим консультантом была Ирина Шалина, эксперт по культурным ценностям Министерства культуры РФ и ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея.

В 2023 году мы передали каталог в более 20 музеев и 60 библиотек по всей России, а за последние два года провели девять презентаций книги в разных городах России. Всюду книга и коллекция получали положительные рецензии.

Среди тех, кто оставил свои отзывы, — международно признанный эксперт в области иконописи Наталья Комашко, Павел Павлинов, заведующий кафедрой теории и истории искусств МГАХИ им. В.И. Сурикова, директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн, директор Музея русской иконы Николай Задорожный, директор Палехского художественного музея Ольга Колесова.

Воскресение-Сошествие во ад_вторая пол. 18 в_оклад 1852г Москва

Какую цель вы преследуете? Вы продаете иконы из своего собрания?

Нет, ничего из коллекции не продаю. Я хотел бы показать её в известных музеях, которые специализируются на русской иконе.

Свою миссию вижу в популяризации русской иконы XVII — начала XX веков.

Сложно ли было в современных реалиях, в условиях разных попыток отмены российской культуры за рубежом, открыть выставку русских икон в Штатах?

Абсолютно нет, потому что все институции, с которыми мы общаемся, так или иначе работают с русским искусством, а музей TMORA специализируется на нем.

Мы говорим только об искусстве и предлагаем те вещи, которые не были интересны музеям в XX веке.

Расскажите о самой выставке. В чем ее уникальность и важность?

Это первая, насколько мне известно, выставка частной коллекции поздних русских икон в США за последние несколько лет.

Мое собрание представляет целостный пласт культуры XVII—XIX веков Владимирских сел, таких как Палех, и она получила высокую оценку в Палехе — за то, что может считаться в некотором смысле репрезентативной для Палеха за рубежом.

Какие планы после ее работы в TMORA? С Европой реально ли договориться об организации такого проекта?

После TMORA мы бы хотели организовать еще несколько выставок. Прямо сейчас ведем переговоры с несколькими профильными музеями в Европе, и все они очень заинтересованы в проекте и коллекции.

Шестоднев. Около середины XIX века. Палех

Что на ваш взгляд нужно сделать, чтобы привлечь и открыть для современной молодежи мир русской иконы?

Это непростой вопрос, поскольку для многих икона — это прежде всего религиозный предмет.

Чтобы изменить это отношение, как мне кажется, нужно показывать иконы в контексте истории искусства, демонстрировать, как в них находили себя магистральные тенденции и стили, такие как барокко или классицизм.

Сейчас мы работаем над цифровой выставкой икон, которую планируем открыть в музее Наума Кнопа в Буэнос-Айресе, Аргентине, там иконы из моей коллекции вступят в диалог с модернистской скульптурой Наума Кнопа.

Такое сопоставление, такой диалог, кажутся мне очень интересными, и именно такие неочевидные сюжеты, я думаю, могут привлечь молодежь к теме иконы.

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru