«Свою миссию вижу в популяризации русской иконы XVII — начала XX веков» — коллекционер Олег Кушнирский
Русскую культуру за пределами нашей страны в последние годы пытаются отменить, однако, это невозможно. Нельзя отменить то, чем в той или иной степени пропитан весь мир, то, чем он дышит и на чем держится.
Это еще раз доказывает выставка «Шедевры религиозного искусства из коллекции Олега Кушнирского», которая 26 октября откроется в крупнейшем музее США – Музее русского искусства TMORA.
О самой коллекции и том, как стало возможным открыть такой проект в Штатах рассказывает сам Олег Кушнирский.

Сколько лет вы собираете свою коллекцию икон?
Я собираю искусство с 1980-х годов. К 1990-м у меня сформировалась небольшая коллекция, которая включает иконы, живопись 19 и 20 веков, предметы Императорского Фарфорового Завода и другой ценный фарфор 19 века. Когда в 1992 году я решил покинуть Санкт-Петербург, я был вынужден оставить ее там. Ряд вещей я успел продать, что-то подарил друзьям и знакомым.
Нынешней коллекцией я начал заниматься с 1993 года, когда оказался в Нью-Йорке.
Я работал как фотограф, помогал с доставкой предметов и, спустя примерно полгода, открыл небольшую антикварную лавку в Челси, где я проводил каждые выходные по 8—10 часов.
Конечно, когда работаешь с искусством и старинными вещами в широком смысле слова, невольно создашь и собственную коллекцию.
Так что коллекция икон начала собираться в 1993 году, а самые последние вещи были куплены в течение последних 5—6 лет.
И с чего началась эта страсть к собранию религиозного искусства?
В 1980-е годы я учился в Ленинградском фармучилище и параллельно работал фотографом. Я сотрудничал с коллекционерами и, как сейчас принято говорить, дилерами предметов искусства.
Я делал фотографии вещей, и часто именно эти фотографии были единственной возможностью для покупателя увидеть то, что он покупает.
Тогда же я познакомился с целым рядом коллекционеров икон и стал сопровождать их в любительских экспедициях на Русский Север.

Сложно было не заинтересоваться иконописью, когда путешествуешь по всем этим строгим в своей красоте и по-настоящему живописным местам старообрядцев, и встречаешь в самых отдаленных деревнях или разрушенных церквях потрескавшиеся, потемневшие от времени, но все еще полные какой-то невыразимой силы иконы.
Где вы находите такие редкие экземпляры?
Основная масса предметов происходит из частных коллекций, другую часть вещей я тщательно подбирал на аукционах, в антикварных магазинах, галереях.
Были ли случаи, когда вы сомневались в их подлинности?
Чаще нет, однако, я всегда опирался на собственные знания и насмотренность, полученные еще в советское время, а также консультировался сразу с несколькими экспертами, чтобы получить разные мнения и исключить вероятность покупки подделки.

Кто из российских искусствоведов видел вашу коллекцию и какую дал ей оценку?
Стоит сказать, что моя коллекция находится в США и никогда не покидала страны. Поэтому российские искусствоведы знакомы с ней через каталог, который мы издали в 2023 году.
Над описанием икон для каталога работала Анна Иванникова, хранитель коллекции поздней русской иконописи Государственного Эрмитажа.
Я бесконечно благодарен ей за эту трудоемкую работу по каталогизации моего собрания. Другим консультантом была Ирина Шалина, эксперт по культурным ценностям Министерства культуры РФ и ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея.
В 2023 году мы передали каталог в более 20 музеев и 60 библиотек по всей России, а за последние два года провели девять презентаций книги в разных городах России. Всюду книга и коллекция получали положительные рецензии.
Среди тех, кто оставил свои отзывы, — международно признанный эксперт в области иконописи Наталья Комашко, Павел Павлинов, заведующий кафедрой теории и истории искусств МГАХИ им. В.И. Сурикова, директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн, директор Музея русской иконы Николай Задорожный, директор Палехского художественного музея Ольга Колесова.

Какую цель вы преследуете? Вы продаете иконы из своего собрания?
Нет, ничего из коллекции не продаю. Я хотел бы показать её в известных музеях, которые специализируются на русской иконе.
Свою миссию вижу в популяризации русской иконы XVII — начала XX веков.
Сложно ли было в современных реалиях, в условиях разных попыток отмены российской культуры за рубежом, открыть выставку русских икон в Штатах?
Абсолютно нет, потому что все институции, с которыми мы общаемся, так или иначе работают с русским искусством, а музей TMORA специализируется на нем.
Мы говорим только об искусстве и предлагаем те вещи, которые не были интересны музеям в XX веке.
Расскажите о самой выставке. В чем ее уникальность и важность?
Это первая, насколько мне известно, выставка частной коллекции поздних русских икон в США за последние несколько лет.
Мое собрание представляет целостный пласт культуры XVII—XIX веков Владимирских сел, таких как Палех, и она получила высокую оценку в Палехе — за то, что может считаться в некотором смысле репрезентативной для Палеха за рубежом.
Какие планы после ее работы в TMORA? С Европой реально ли договориться об организации такого проекта?
После TMORA мы бы хотели организовать еще несколько выставок. Прямо сейчас ведем переговоры с несколькими профильными музеями в Европе, и все они очень заинтересованы в проекте и коллекции.

Что на ваш взгляд нужно сделать, чтобы привлечь и открыть для современной молодежи мир русской иконы?
Это непростой вопрос, поскольку для многих икона — это прежде всего религиозный предмет.
Чтобы изменить это отношение, как мне кажется, нужно показывать иконы в контексте истории искусства, демонстрировать, как в них находили себя магистральные тенденции и стили, такие как барокко или классицизм.
Сейчас мы работаем над цифровой выставкой икон, которую планируем открыть в музее Наума Кнопа в Буэнос-Айресе, Аргентине, там иконы из моей коллекции вступят в диалог с модернистской скульптурой Наума Кнопа.
Такое сопоставление, такой диалог, кажутся мне очень интересными, и именно такие неочевидные сюжеты, я думаю, могут привлечь молодежь к теме иконы.
Читайте похожие материалы на Daily Moscow: