«Новое общество художников». В Музее русского импрессионизма открылась выставка

Что объединяет Бориса Кустодиева, Михаила Врубеля, Александра Головина, чету Кардовских, Александра Бенуа, Василия Кандинского? Все они и еще множество других известных и малоизвестных авторов были представителями так называемого Нового общества художников.

В Музее русского импрессионизма до 26 января 2025 года открыта выставка работ членов НОХ. В число таковых в свое время входило более 200 мастеров.

Выставки НОХ всегда были срезом, смотром всего нового в творчестве художников периода Серебряного века. С одной стороны, экспозиция в музее – это история про выставочную деятельность в Санкт-Петербурге начала 20 века, про то, как творческие объединения боролись за экспозиционные площадки и даже плели интриги, чтобы заполучить одну из таких.

1 / 4

С другой стороны, выставка про объединение художников без манифестов, они не «сражались» против кого-то или чего-то, а просто хотели демонстрировать свое искусство в приличном обществе.

Выставка в Музее русского импрессионизма разделена тематически: «Кардовские», «Цветотравы», «Радуница», «Камень», «В комнатах», «Царица поцелуев», «Снежная маска», «Прогулка», «Это было у моря» и другие. Каждый прекрасен, за каждым стоят работы с историей, порой захватывающей.

Начинать знакомство с выставкой, пожалуй, стоит с раздела Кардовские. Ведь именно Дмитрий Кардовский и его супруга Ольга Делла-Вос-Кардовская стали идейными вдохновителями и основателями Нового общества художников.

Они познакомились во время учебы в Академии художеств, поженились, а потом взяли академический отпуск, чтобы вместе отправиться в Мюнхен на обучение у Антона Ашбе. Последний открыл там частую школу, ставшую в последствии известной на весь мир. Чета Кардовских провела в Мюнхене около 1,5 лет, здесь у них родилась дочь Катя, которая стала прекрасной моделью для своих родителей.

На выставке в музее представлен диптих - портреты Кардовских, исполненные в ренессансной традиции. Обе работы демонстрировались на выставке НОХ в свое время. Здесь же можно увидеть замечательные портреты Кати.

диптих - портреты Кардовских

Одна из картин, «Маленькая женщина», предоставлена Государственным Русским музеем. Ее написала Ольга Делла-Вос-Кардовская в 1910 году, желая показать, как меняется ее дочь, как девочка постепенно превращается в подростка, а затем и в очаровательную женщину.

«Маленькая женщина» картина

Еще одна картина Ольги Людвиговны, где изображена Катя, называется «За книгой» и датирована 1918 годом. Это произведение совершило путешествие в Америку и Канаду на выставку русского искусства, которая проходила с 1924 по 1926 год.

К слову, Катя тоже рисовала. Ее работы, как и рисунки детей других художников, были представлены в рамках пятой выставки НОХ. Тогда организовали что-то вроде спецпроекта детских произведений, который вызвал огромный интерес в Санкт-Петербурге.

Очень много о жизни и деятельности Кардовских и самого НОХ известно по рассказам именно Екатерины Дмитриевны (Кати), в том числе о дружбе ее родителей с Гумилевым и Ахматовой. Интересно, что на выставке в Музее русского импрессионизма картины художников Серебряного века демонстрируются вместе со стихами поэтов того периода.

«Кардовские близко дружили с Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой. Сама среда, настроение, то время, в котором эти модные художники и модные поэты общались, работали бок о бок, проникнутые некоторым декадансом, избыточной утонченностью, проникли и в наши залы, в том числе благодаря интегрированию стихов»

Юлия Петрова

Руководитель Музея русского импрессионизма

Выставка "Новое общество художников"

Любопытные работы вошли в раздел выставки под названием «Это было у моря». Здесь, среди прочих представленных произведений, есть два этюда внука именитого мариниста Ивана Айвазовского - Михаила Латри. Он наблюдал за работой деда и, разумеется, увлекся творчеством. После окончания гимназии уехал в Санкт-Петербург поступать в высшее художественное училище Императорской академии художеств.

Увидев его вступительные работы, Архип Куинджи сказал, что именно такими и должны быть этюды. Латри, как и Кардовские, во время учебы взял академический отпуск и уехал учиться в Мюнхен. Вернувшись обратно, он завершил академический курс, а потом уехал в родной Крым и писал его шикарные виды. Два этюда, вошедшие в экспозицию, он создал как раз в Массандре Александра III.

В разделе «Царица поцелуев» представлен, в том числе портрет фрейлины Александры Шварц. Семья Шварц была увлечена искусством, собирала свою коллекцию произведений и в их доме часто гостили художники, среди них Борис Кустодиев и Елена Киселева. На выставке можно увидеть портрет Александры Шварц, написанный как раз Киселевой, – единственной воспитанницей Академии художеств, удостоенной правом на пенсионерскую поездку в Европу.

портрет фрейлины Александры Шварц

Раздел «Цветотравы» порадует любителей натюрморта: здесь цветы Кончаловского, в то время увлеченного творчеством Ван Гога, и Делла-Вос Кардовской, и Ильи Машкова, вдохновленного венецианской мозаикой.

В портретном разделе есть картина Александра Головина из фондов Третьяковской галереи, привлекающая внимание многих посетителей.

На ней изображена Мария Воейкова, внучка той самой пиковой дамы, о которой писал А.С. Пушкин. Выражение лица на портрете, то, как она позирует, и как себя в момент ощущает, говорит о волевой натуре, цельной.

Это была деловая женщина своего времени, сегодня таких называют железная бизнес-леди. Мария Воейкова владела обширными поместьями, в том числе в Брянской губернии, где решила запустить в работу сахарный завод. Его она построила за два года.

портрет Марии Войековой

После революции Воейкова уехала в эмиграцию с родными, а ее заводик до сих пор продолжает функционировать, более того является градообразующим предприятием.

В состав НОХ входили и архитекторы. Их работы, включая произведения Щусева также вошли в экспозицию музея. На одной из проектных работ этого раздела стоит автограф Николая II, который таким образом собственноручно дал добро на реализацию задумки архитектора.

Особенно трогательными на выставке кажутся работы Николая Фокина, художника, члена-учредителя НОХ. Он рано ушел из жизни, к сожалению, но картины его точно заслуживают внимания. Художник любил работать осенью и весной и в сумеречный период времени.

работы Николая Фокина

«Фокин писал и в дождь, и в снег, и в слякоть. Выходил на природу, делал подготовительные этюды. А потом уже летом, которое не любил, называя зелень вокруг шпинатом, или зимой в самые холода, работал по своим эскизам»

Ольга Юркина

Куратор выставки

Одна из работ на выставке, которой особенно гордится музей, стала картина Бориса Кустодиева «Бабы» из фондов Кыргызского национального музея изобразительных искусств им. Гапара Айтиева. Это образец раннего творчество знаменитого художника. Работа была отреставрирована при участии Музея русского импрессионизма.

Кустодиев, картина "бабы"

Кустодиев написал ее зимой 1902-1903 гг., когда путешествовал по Костромской губернии, очень впечатлился базаром в Кинешме, одеждой, прилавками, атмосферой.

«Здесь Кустодиев еще является учеником Ильи Репина и работает в такой передвижнической манере. Если вспомнить его дальнейшие праздники, ярмарки, то это уже совершенно другой Кустодиев, другие типажи. А здесь еще реалистично-наивный взгляд на этих людей»

Ольга Юркина

Куратор выставки

Можно бесконечно говорить обо всех произведениях проекта и каждом в отдельности, но точно надо сказать, что Музей русского импрессионизма заботится в том числе о просвещении незрячих посетителей.

1 / 2

Так, при создании этой выставки в сотрудничестве с программой «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» были разработаны тактильные модели картин некоторых художников. Например, здесь можно «потрогать» произведение Елены Киселевой «Натурщица с зеленой вазой» и даже послушать приятный аромат, который с ней ассоциируется.

«В этот раз нас очень многие поддержали. Помимо нового мецената Владимира Воронина, о вкладе которого я еще много раз буду рассказывать, нашим стратегическим партнером стала группа компаний ФСК, в статусе партнера нас поддержал и Газпромбанк»

Юлия Петрова

Директор Музея русского импрессионизма

Выставка «Новое общество художников» занимает два этажа музея, она объединила почти 200 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций.

Не все работы, которые под одной крышей мечтал собрать куратор проекта, удалось показать. Так, ГМИИ им. А.С. Пушкина не смог передать картины участницы НОХ Елизаветы Кругликовой. А скульптуры Леонида Шервуда из Русского музея не рискнули привезти сами организаторы - они занимают очень большое пространство, которое в Музее русского импрессионизма ограничено.

Тем не менее выставка получилась цельной, логичной, отражающей суть задумки ее устроителей – показать историю конкретного объединения художников Серебряного века, обладающего своим уникальным почерком.

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru