«Мы верили, что мы – лучшие». Куратор проекта «Территория успеха: Мода» – об успехе на фэшн-показе в Калининграде
В рамках Х Международной биеннале «Балтийский дизайн 2024», которая недавно проходила в Калининградской области, диплом первой степени получила коллекция одежды с элементами народного костюма под названием «Кологод».
Кто создавал эту коллекцию, откуда такое название и как стать успешным дизайнером-модельером мы узнали у куратора проекта «Территория успеха: Мода» Юлии Цыгановой.
Юлия, расскажите о «Территории успеха: Мода». Как родилась идея такого проекта? Сколько ему лет? Как отбираете участников?
Дело в том, что в атомных городах живут не только физики-ядерщики, но и большое количество творческих людей. Я сама родом из такого города – Зеленогорска Красноярского края.
Чтобы людям жилось в наших городах комфортно, родилась идея – создать целый ряд проектов, способствующих развитию детского творчества и профориентации.
У проекта «Территория успеха: Мода» в этом году первый маленький юбилей – нам 5 лет. И мы гордимся таким сроком, так как за это время более 10 человек поступили в профильные вузы, открыли свое дело, получают профессиональные заказы. Для этого и был придуман этот проект.
В самом начале своего пути проект назывался «Атом-кутюр» и реализовывался Фондом «АТР АЭС», но в 2023 году в связи с большой популярностью проекта мы приняли решение масштабировать его на все территории присутствия Госкорпорации «Росатом». И теперь он успешно реализуется в рамках детского направления программы «Территория культуры Росатома».
Конкурсный отбор проводится большой экспертной комиссией, в которую входят дизайнеры, художники, историки моды.
Какие мероприятия проходят в рамках проекта? Что конкретно делают дети-участники?
Проект проходит в несколько этапов. Первый – это как раз сам конкурс и онлайн-лекции для всех участников проекта. Второй этап – создание концепции коллекции с победителями в онлайн-формате. Затем создаются технические эскизы.
А отшивается коллекция в разных атомных городах. Дети в этом, безусловно, принимают участие – они приходят в мастерские в своих городах и учатся всем процессам у профессионалов.
Поддерживают ли проект известные дизайнеры?
Конечно, проект поддерживают известные дизайнеры. Первым, кто обратил на нас внимание – великий Вячеслав Михайлович Зайцев. Именно в его Доме моды состоялся наш первый показ. Затем мы получили благодарность от Пьера Кардена. Сегодня мы работаем с Сергеем Сысоевым и Игорем Чапуриным.
Также в проекте участвуют дизайнеры из Венгрии, Беларуси, Словакии и Англии.
Как современные дети понимают сегодня суть моды, какие смыслы в это понятие вкладывают?
Знаете, Вячеслав Михайлович говорил:
«Человек в силу своего разума, наделенного природой, не имеет права засорять своим внешним видом окружающую среду».
У детей бывают разные мысли и, конечно же, они еще учатся, а мы, взрослые, им в помощь.
Три составляющих успеха современного фэшн-дизайнера?
Вы знаете, у меня есть друг – батюшка отец Вячеслав из города Заречный Свердловской области. Так вот он говорит: «Все, что бы вы ни делали, делайте через любовь!» Это самое главное.
Ну и, конечно же, нужно быть на волне: много смотреть, замечать все вокруг себя. И постоянно самообразовываться.
Кто придумал такое необычное название коллекции – «Кологод»? Что оно значит?
Я придумала это название. Как я уже говорила, в этом году у нас первый юбилей, и мне очень хотелось напомнить победителям предыдущих лет, жителям городов о коллекциях прошлых сезонов.
У нас очень много моделей с вышивкой, и я решила, что как раз сейчас будет уместно напомнить людям о наших славянских корнях. Так и родилась идея названия, вобравшего 8 ключевых праздников наших предков.
Кологод – это колесо или солнце, волшебство из 8 столпов или богов, диктующих законы природы: Коляда, Велес, Леля, Ярило, Купало, Перун, Макошь, Мара. В Кологоде собрано самое главное, что славяне знают о времени и о вечности.
Раскручивается алатырь спиралью (т.е. по часовой стрелке), и человек должен так прожить Кологод, чтобы на каждый новый круг выйти с новой спиралью.
Например, детей народил, дерево посадил, диссертацию написал, книжку издал и т.д. Как только человек перестаёт мыслить и развиваться, он начинает идти в обратную сторону.
Где отшивали коллекцию?
Большая часть коллекции отшивается в наших атомных городах: Зеленогорске Красноярского края, Заречном Свердловской области, Удомле Тверской области, Сосновом Бору Ленинградской области, Нововоронеже Воронежской области, и меньшая часть – в Москве.
Кто были вашими соперниками на Х Международной биеннале «Балтийский дизайн-2024»?
Соперники были из разных городов – от Москвы до Камчатки. Но мы верили, что мы – лучшие. Так как представляли не просто проект и не просто город, а много прекрасных атомных городов – самых лучших городов России.
А самое главное, талантливых жителей этих городов.
Какова дальнейшая судьба «Кологода»: коллекция отправится в музей или что-то будет продаваться?
Посмотрим, возможно, еще что-то придумаем с этими вещами. Если нет, то у нас уже очередь из желающих: от театров и ДК в наших городах, до выпускников, которые хотят встретить свой выпускной в наших нарядах.
Расскажите о планах на 2025 год «Территории успеха: Мода»? Что интересного готовите?
Не хочу предвосхищать события, скажу только, что проект в этом году посвящен великому импресарио Сергею Павловичу Дягилеву и его грандиозным «Русским сезонам». Приходите 31 января 2025 года в театр имени Н.В. Гоголя. Будет интересно!
Фото: пресс-служба Фонда «АТР АЭС»