«Вы должны быть влюблены в свое дело» — ремесленник Дима Данилин о важности творчества в жизни
В мире, где стремление к автоматизации и массовому производству вытесняет ручной труд, Дима Данилин доказывает, что искусство ремесла по-прежнему живет и вдохновляет.
Его путь к этому (пока что) хобби начался в детстве, когда каждое лето он проводил в деревне у бабушки с дедушкой. Там, вдали от городской суеты, Дима впервые познакомился с основами ручного труда.
В интервью Daily Moscow Дима рассказал, как любовь к творчеству стала неотъемлемой частью его жизни, почему важно не забывать детские мечты, как реагировать на хейт в соцсетях, как ремесло помогает справляться с трудностями и почему никогда не поздно начать заниматься чем-то новым.
С чего все началось
С раннего детства каждое лето меня отправляли к бабушке с дедушкой в село в Липецкой области. Все три месяца я бегал рядом с ними и помогал, чем мог.
Мне нравилось наблюдать за ними: от бабушки я черпал любовь к садоводству, а от дедушки — столярные и слесарные хитрости.
С деревенскими пацанами дружбы не заладилось (я, можно сказать, был маменькиным сынком и не подходил им типажом), поэтому всю энергию я направлял на строительство всяких шалашей (вплоть до трехэтажных!) и орудий для игры в каких-нибудь индейцев (луки, топоры).
Так и ковырялся с деревяшками.
Иногда в отпуск приезжали папа и дядя. Они близнецы, оба военнослужащие и оба обожают работать с деревом, поэтому их приезды всегда сопровождались постройкой какой-нибудь террасы, лестницы, забора или чего-то схожего по функционалу.
Вдобавок они всегда привозили в дедушкину мастерскую какой-то интересный электроинструмент, который для жителей деревни был довольно диковинным. Все это продолжается и по сей день, просто по ряду причин я давно не навещал свое детское место силы, но обещаю исправиться!
С этого все и началось. А параллельно с изучением работы инструментов — я фантазировал и зарисовывал всякие идеи.
Некоторые из них, образца 20-летней давности, я до сих пор понемногу воплощаю в жизнь. Например, ступу с лесом внутри я придумал в 15 лет, но тогда я не знал, что такое эпоксидная смола и не владел навыками токарной обработки дерева. Мне понравилась сама идея, а вот по воплощению оставался ряд вопросов.
Но к 30-ти годам я сделал себе подарок на день рождения. Детская идея превратилась в реальный предмет быта, который сейчас украшает жилье моей сестры в подмосковном Королеве.
Поэтому никогда не забрасывайте детские хотелки. Быть может именно с них начнется ваша творческая реализация!
Дедушка — главный наставник
Дедуля у меня очень рукастый человек и я всегда гордился, горжусь и буду им гордиться! Даже сейчас, когда ему далеко за 80, и он почти не ходит, он продолжает залезать под машину, чтобы что-то починить. И не перестает работать руками.
Раньше он жил и работал в Одинцово в автобусном депо. Занимался там непосредственно ремонтом автобусов. Хотя по его рассказам, где он только не успел поработать: и прокладывал кабели электропередач, и был водителем, и помогал торговать бабушке мясом на рынке, и сварщиком побыл…
В общем, у таких людей есть, чему поучиться. Именно этим я и занимался. И я очень рад, что он никогда не боялся дать мне в руки новый инструмент, возможно, это не совсем безопасный подход, но если не пытаться пробовать что-то новое, то прогрессу не быть.
Вдобавок он никогда не стоял над душой и это меня мотивировало. Он давал задачу, кратко объяснял на пальцах технологию, и шел по своим делам, а я оставался наедине с задачей. Это было нелегко, но именно поэтому я до сих пор не боюсь чего-то нового. У меня вызывают дикий интерес всякие новые технологии и неизведанные ремесла.
Как там говорят бизнес-коучи? Просто выйди из зоны комфорта! Наверно, именно этим принципом я и руководствуюсь, но это только касаемо работы руками.
Потому что попросить продавца в магазине, чтобы кто-то встал на вторую кассу или спросить, кто последний в очереди ко врачу - для меня почему-то является невыполнимой задачей.
Хейт в соцсетях -- признак популярности
Я шестой год работаю со знаменитым DIY-блогером Даней Крастером и очень благодарен ему за советы. У него был схожий творческий путь, наверно, поэтому и работаем который год. И если бы он не рассказывал мне про свой опыт и отношение к хейтерам, то я точно бы перестал заниматься своим делом.
Тут есть очень простое правило. Во-первых, наличие хейтеров — это один из признаков роста популярности.
Во-вторых, ты никогда не понравишься абсолютно всей аудитории. Всегда будет половина, которым ты очень приятен — от внешности и повествования до всех работ, и другая половина — те, кого просто вымораживает в тебе абсолютно все.
Но даже не смотря на это, они будут продолжать смотреть твой контент.
Поэтому нужно просто учиться не тратить на ту самую вторую половину силы и нервы. Сначала будет сложно (у меня до сих пор иногда «подгорает» с некоторых индивидов), но со временем вы начнете воспринимать это с ухмылкой.
В отличие от многих, кто любит банить неугодных или удалять их мнения, я в последнее время поступаю с точностью наоборот. Ставлю самым агрессивным сердечко, отвечаю им, что они абсолютно правы и иногда даже забираю их мнение в свои видеоролики.
Думаю такой подход вызовет у них некий когнитивный диссонанс, ну или ничего не изменится (смеется).
Покупательский спрос
Мне часто предлагают идеи, но в большинстве случае я очень принципиален и никогда их не использую. Пока мой мозг вырабатывает прикольные образы, я хочу воплощать в реальности именно их. А уж потом, когда у меня начнется творческий кризис (очень надеюсь этого не случится), я обязательно воспользуюсь чужими наработками, которые я всегда закидываю в чертоги разума. Ну а самые лучшие — в заметки телефона.
По поводу покупателей. На самом деле их много и я постоянно сталкиваюсь с сообщениями, где меня очень просят изготовить что-то на заказ. Но, к сожалению, для них, я таким не занимаюсь. Вплоть до того, что я не раз писал, что вы можете забрать мою идею и пустить ее в производство (с отметкой автора!).
Я никогда не был против того, чтобы кто-то повторял мои работы! Для этого я часто делюсь чертежами и 3D-моделями в своих соцсетях. Заставить кого-то поработать руками - это тоже одна из моих целей.
Поэтому все, что показывается в моих видеороликах, это единичные экземпляры, которые периодически я кому-то дарю или разыгрываю. Или откладываю на чердак, так как последнее время начал задумываться о персональной выставке. Предстоит еще многое сделать и подготовить, но я никуда не тороплюсь. Главное, заниматься любимым делом и тогда все остальное приложится само по себе.
В общем, спрос у покупателей есть, а предложений от продавца (меня) — нет!
Идеи есть, а времени на их реализацию — маловато
Идеи рождаются постоянно. Я очень люблю играть с ассоциациями, с ностальгией, с устойчивыми образами и, конечно, с юмором. Мне нравится миниатюра и диорамы, хотя я всегда был далек от этого.
Я люблю что-то новое и я могу перепрыгивать с идеи на идею ежедневно. Сегодня интересуюсь культурой граффити, шитьем и 3D-моделированием, а завтра могу погрузиться в изучение реактивной тяги (смеется).
Благодаря такой коллаборации я научился готовить сборную солянку из идей. И доставать из нее что-то странное, но в тоже время полезное.
Серьги-люстры
Я бы даже не назвал себя художником, как часто обо мне пишут. Я скорее ремесленник, как написано в шапках моего профиля в разных соцсетях.
Механизмы, технологии, польза в быту, отсылки, реализм — для меня важно абсолютно все. Часто перед сном я не могу уснуть из-за огромного потока мыслей, я лежу, вошкаюсь, пытаюсь раскидать их по полочкам. Иногда я сразу записываю их в заметки, чтобы потом превратить в идеи.
Всегда записывайте то, что начали придумывать. Проще работать с какой-то базой, чем с чистым листом! Это тренирует фантазию.
Бюст бомжа
А еще ее круто тренирует насмотренность! Я не говорю листать Pinterest и «тыркать» оттуда идеи (как делает большинство «рукастых блоггеров»). Я имею в виду то, что нужно вдохновляться чужими работами и использовать их кусочки в своем ремесле.
Судьба работ
Мои последние работы ждут свою выставку и раскиданы по дому. Одна из них - хлебница «Гараж-ракушка» совсем недавно вернулась с гаражной выставки Музея транспорта.
Какие-то работы украшают дома родственников: ступа с лесом — у сестры, панно-бабушкино окно — в той самой деревне из детства. Одну из любимейших работ, светильник «Обед на небоскребе», я разыграл зимой и скоро он будет украшать московскую квартиру моего знакомого.
Поэтому все, кто хочет посмотреть на результаты моего труда воочию, смогут сделать это на моей выставке,, когда я до нее дозрею.
Дочка Есения и планы на будущее
Моя творческая карьера — это хобби. И на данный момент — я начинающий режиссер. До этого я успел поработать на стройке в Москве, электриком в метро, строителем бетонных скейтпарков, администратором батутного центра, сценаристом, тренером по скейтбордингу, столяром и…
В общем, пошел по пути дедули. Потому что хобби пока не приносит доход. Да и основная работа мне нравится наравне. Конечно, в будущем я хочу свой уголок, в котором буду заниматься только своими «хотелкам».
Мы с женой хотим переехать в дом, ну а там, как в фильмах… К сожалению, пока что нам не до этого, и сейчас все мечты направлены только на выздоровление нашей дочери Есении. И, наверное, если бы не мое хобби и работа, то было бы намного сложнее. Ручной труд отвлекает от жизненных трудностей.
Примечание редакции Daily Moscow: У дочери Димы — острый лейкоз со смешанным фенотипом. Малышке предстоит пересадка костного мозга. В нашей стране существует Федеральный регистр доноров костного мозга. Каждый желающий старше 18 лет (без медицинских противопоказаний) может спасти чью-то жизнь, сдав костный мозг и гемопоэтические стволовые клетки. Это безболезненно, но об этом мало говорят, поэтому все думают, что это какое-то серьезное вмешательство в организм. Узнать подробности и стать донором можно по этой ссылке.
А еще подробно об этом Дима рассказал в видео.
Чтобы совмещать все увлечения и работу, я многое делаю по ночам.
И особенно вымораживает, когда читаешь комментарии про то, откуда у меня столько свободного времени? (возвращаясь к хейтерам). А времени у меня — как раз и нет! Я не умею жить без творчества, поэтому у меня постоянно идут три проекта параллельно.
И сразу скажу, это очень плохой пример. Не стоит повторять за мной. Умение правильно распределять время — куда полезнее!
Выставки и ярмарки современного искусства
По поводу ярмарок или выставок — я всеми конечностями ЗА! Я обязательно поучаствую везде куда меня позовут, просто пока не звали. Всему свое время, надо просто продолжать делать и, как я говорил ранее, остальное притянется само. Буду ожидать, а там посмотрим!
Недавно как раз узнал от художника Павла Плетнева о ярмарке Cosmoscow и она меня очень заинтриговала. Думаю, любому творческому человеку очень приятно оказаться в таком месте со своими работами.
Совет начинающим ремесленникам
Это напутствие и так повсюду витает, но я считаю, что эти слова можно повторять бесконечно — никогда никого не слушайте.
До тех пор пока вы будете считаться с чужим мнением, у вас не выйдет ничего путного своего!
Всегда делайте так, как считаете нужным. Конечно, это не касается микрозаймов или мыслишек об ограблении банка. Речь идет о творчестве! Вашем творчестве. Вы должны быть влюблены в свое дело. Не сомневайтесь в этой любви, не сомневайтесь в себе.
Не стоит повторять второй раз то, что не понравилось в первый. Это работает с употреблением маслин, но уж точно не с токарной деревообработкой или моушн-дизайном.
Не стесняйтесь пользоваться чужими наработками и опытом. В наше время доступно много информации и все, что от вас требуется — это грамотно ее переварить.
Ну и напоследок еще одно классическое правило — поменять свое дело жизни никогда не поздно. Для того, чтобы заниматься, как я подобным творчеством, не обязательно с детства каждое лето бегать рядом с дедом.
Чем-то творческим и новым можно заняться и в 30 лет, и в 50, и в 90! Не бойтесь постучаться в мастерскую токаря и сказать, что вы айтишник, мечтающий выточить вал.
И точно так же не бойтесь залезть в программирование, если всю жизнь работали руками! Все в ваших руках. Какая символичная тавтология (смеется).
Дерзайте и рассказывайте о своем пути. Это всегда очень интересно. Столкновение с проблемами и их решения намного притягательнее, чем рассказы инфоцыган о роскошной жизни. Хотя, может, одно другому не мешает?
Читайте похожие материалы на Daily Moscow:
- Тина Канделаки: Крах любой цивилизации сопровождается упадком культуры и искусства
- Шелковые платки по эскизам художника и каменная рука из «панелек». В Москве проходит ярмарка современного искусства
- «Княгиня Ольга». В Москве с аншлагом прошла премьера музыкальной мистерии о первой правительнице Руси