Екатеринбург 12 сентября 2016, 19:24

30 лет свободы. Гид по Свердловскому рок-клубу

В эту субботу на площади 1905 года старая гвардия Свердловского рок-клуба дала пятичасовой концерт под неприветливо-серым уральским небом. Вместе с остальными зрителями журналистка TER жестами высказалась о политической составляющей мероприятия и в дикой пляске отдавила кому-то ногу. Дважды. Рассказать об увиденном не может – сорвала голос. Приходится писать.

«Урфин Джюс»

1970-е. По проспекту Ленина уже не бродят пёстрые стаи стиляг. Пластинки с «музыкой толстых» пылятся на антресолях. Советская власть празднует победу над тлетворным влиянием западной культуры. Да, они заставили молчать любителей буги-вуги «на костях». Но в каждом втором институте Свердловска по вечерам собираются те, кого не устраивает серая реальность будней и мрачность перспектив. Они слушают приглушённый голос «Радио Свобода», ждут перемен и играют рок.

Вот и студент физико-технологического факультета УПИ Александр Пантыкин не удержался и присоединился к одной из первых свердловских рок-групп – «Слепой музыкант». За шесть лет успел перейти в «Сонанс», окончить университет и познакомиться с Ильёй Кормильцевым. И в 1980 году основал группу «Урфин Джюс».

Справка:

Урфин Джюс – имя одного из героев повести А.М. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (продолжение сказки «Волшебник Изумрудного города»). Мрачный мизантроп, столяр по профессии и злодей по призванию.

Бешеная популярность персонажа, давшего название группе, передалась и самому коллективу. В 1981 году «Урфин Джюс» обновил состав и записал альбомы «Путешествие» и «15». Последний пошёл по всей стране и стал для «УД» билетом на крупнейшие рок-фестивали. Но власть опомнилась и начала активную борьбу с новой музыкальной заразой.

Пантыкин выдержал всё, кроме охлаждения публики: после выступления на I фестивале только что организованного Свердловского рок-клуба участники группы тихо разбрелись по разным дорогам.

Фишка: невообразимое сочетание жанров и только натуральные спецэффекты – звуки детских игрушек и треск жжёной бумаги. Слушать: альбом «15». Эффект: озадаченное лицо через пару минут прослушивания сменяется живым интересом и искренним желанием понять, почему тебе так нравится то, что ты сейчас слушаешь, а голова сама покачивается в такт.

"Для меня было главным смешать воедино различные музыкальные направления, чтобы наиболее ярко и выпукло решить ту или иную художественную задачу",

– Александр Пантыкин, 1989 год

Через некоторое время после распада «Урфин Джюса» Александр Пантыкин пришёл к сольному творчеству. Рок уступил место симфонической музыке и композиторской деятельности. Но председатель союза композиторов Свердловской области и «дедушка уральского рока» помнит свои первые успехи и с удовольствием исполняет старые хиты в новом, чуть ироничном оформлении.

Читать о группе "ТОП"

"ТОП"

Прыгаем на 10 лет вперёд, прямо в 80-е. В большом нестабильном мире политики играют во взрослые игры: вводят войска в Афганистан и балуются с ядерными чемоданчиками. Маленькому советскому человеку хочется тепла и уюта. В его доме появляется знаменитый ковёр на стене и кружевная скатерть на случай прихода гостей. Он хочет смеяться.

Эту возможность ему дают Евгений Горенбург, Виктор Шавруков и Алексей Хоменко. Три клавишника из разных групп решают объединиться, чтобы забрызгать грустного маленького человека цветными красками радости. И в 1987 году в Свердловске появляется группа «ТОП».

Справка:

«Бабл-гам-рок» или «рок жевательной резинки» - так музыканты определили жанр своего творчества. Самый ходовой товар среди фарцовщиков, привозивших резинку из-за границы, был отличным поводом подружиться с соседом или помириться с приятелем.

Коллектив быстро нашёл недостающие элементы в лице вокалистки, саксофониста и соло-гитариста. В 1989 году его участники записали в подполье свой первый альбом «С’ТОП», отправились на гастроли и через два года были официально приняты в Свердловский рок-клуб.

В течение следующих десяти лет «ТОП» успел сработаться с Вячеславом Бутусовым, Вадимом Самойловым, Настей Полевой и Алексеем Могилевским. И напоследок, в 2000 году, презентовал на сцене ТЮЗа «Школьный альбом», чем положил начало доброй традиции фестиваля «Старый Новый Рок».

Фишка: отвязный рок-н-ролл и знакомые каждому из нас жизненные ситуации: сначала стыдно, потом – смешно. Слушать: альбом «Школьный альбом». Эффект: хочется встать посреди комнаты, включить погромче и под отвязный рок-н-ролл вытанцевать из себя внезапно появившиеся силы. И наплевать на соседей.

"Вот мы думали-думали: ради чего мы выходим на сцену? Оказалось, чтобы почувствовать себя более-менее всё-таки ещё живыми, ведь мы достаточно уже «в годах». И попытаться покрутить вот это колесо истории туда-сюда",

– Евгений Горенбург, презентация альбома «Ночь нежна», 2006 год

Спустя семь лет после выхода «Школьного альбома» группа вновь собралась, чтобы презентовать альбом «Ночь нежна», записанный с самыми известными уральскими рок-исполнителями. Ещё через пять лет появился альбом «Светает». И, судя по бодрому виду музыкантов, со сцены им уходить ещё рано.

Читать о группе "ТРЕК"

"ТРЕК"

Свердловский рок изначально был движением экспериментальным. Музыканты играли с инструментами, манерой исполнения и вокалом. Особенно убедительно это получалось у группы «Сонанс». Вычурное, объёмное звучание было предметом гордости Александра Пантыкина. Его коллега Игорь Скрипкарь настаивал на простоте исполнения. Два противоположных взгляда на музыку не смогли долго уживаться в одном коллективе, и в 1980 году Игорь Скрипкарь основал группу «ТРЕК».

Справка:

За сдержанными движениями, однотипной чёрной одеждой и отчуждённостью от рок-тусовки многие увидели принадлежность «ТРЕКА» к некому мистическому или религиозному культу. Остальные не давали себя обмануть и вместе с музыкантами отказывались от приторно-сладкого восприятия мира.

Новый состав подошёл к делу не менее ответственно, чем предыдущий. Гитарист Михаил Перов выдавал мощнейшие соло, а барабаны Евгения Димова задавали чёткий ритм. Ставка на минимализм и сочетание тяжёлого звука с элементами new wave оказалась выигрышной: через пару лет о группе «ТРЕК» знали даже в Москве. Помогла и разгромная статья журналиста «Комсомольской правды», которому музыканты отослали одну из своих плёнок.

Фишка: звуки загадочных механизмов, маршевые ритмы и насмешка над бледной копией жизни офисного планктона советской эпохи. Слушать: альбом «ТРЕК III». Эффект: металлический мотив закручивается в голове спиралью и требует немедленных действий по переустройству мира внешнего и внутреннего. Бытовые проблемы уменьшаются до размеров Лихтенштейна на карте мира, а голова задирается кверху

"Я не помню, чтобы я обращал внимание на учёбу. Больше ничего не существовало. Ты живёшь своей работой, своей профессией, и ничего вокруг не видишь. Ни семьи, ни друзей. Даже музыку чужую не слушаешь",

– Игорь Скрипкарь, фильм Олега Раковича и медиа-холдинга «4 канал», 1996 год

Группа распалась на отдельные атомы ещё до появления Свердловского рок-клуба. Воссоединение происходило только для выступления на фестивалях. Спустя 25 лет тандем Скрипкарь-Перов обзавёлся ещё одной гитарой, клавишами и барабанами. И вышел из тени, чтобы проверить актуальность своих взглядов на мир, не растеряв при этом великолепную технику игры, достойную отдельной похвалы.

Читать о группе "Апрельский Марш"

"Апрельский Марш"

Среди всех свердловских рок-групп «Апрельский марш» всегда выделялся подчёркнутой интеллектуальностью. Отсылки к Борхесу и Беккету, вкрапления из Грига и Брайана Ино требовали от слушателя определённого культурного уровня. В 1986-м, через год после создания, группа выступила на одной сцене вместе с набиравшими популярность «Наутилусами» и «Агатой Кристи». Выступление было воспринято с недоумением, но музыканты быстро реабилитировались и пошли на взлёт.

Справка:

«Апрельский марш» - роман аргентинского прозаика и поэта Хорхе Луиса Борхеса. Сам автор считал его только игрой и даже заключил в названии небольшой каламбур. А вот читателю в этом «саду расходящихся тропок» довольно легко заблудиться.

Психоделичность творчества Игоря Гришенкова и Михаила Симакова книга «100 магнитоальбомов советского рока» объясняет употреблением небезызвестных веществ и влиянием зарубежных арт-рок исполнителей. Популярность группа обрела после записи альбома «Музыка для детей и инвалидов». С тех пор зрители упорно ассоциировали «Апрельский марш» с треком «Котлован».

Не желая быть жертвами одного хита, музыканты перестали исполнять эту песню на концертах, и довольствовались скромными аудиториями. Бойкот собственной песне объявил и Илья Кормильцев

Фишка: знакомые мотивы сталкиваются с электронными переливами и мощным раскатистым вокалом. Слушать: альбом «Музыка для детей и инвалидов». Эффект: и влюблённому интроверту-мазохисту, и ярому противнику существующего мироустройства захочется в срочном порядке прочитать 100 лучших рассказов главных писателей прошлого века. И выяснить, кто такой Менгисту Хайле Мариям.

"Коллектив у нас насквозь политизирован, как и те вещи, о которых мы поём на русском языке… мы поём о вреде половой жизни, о различных последствиях, о вреде наркотиков, конечно. Вот, пожалуй, и всё к этому часу",

– Михаил Симаков, 1993 год

«Апрельский марш» так и не уступил требованиям публики. С 1994 года в жизни большинства его участников появилось сольное творчество. Теперь увидеть группу в полном составе можно только на рок-фестивалях. Интеллектуальная часть публики, тем не менее, активно подпевает и мечтает о полуторачасовом концерте.

Читать о группе "Настя"

"Настя"

Настя Полева влилась в музыкальную жизнь Свердловска задолго до открытия рок-клуба – сначала как вокалистка группы «ТРЕК», потом – «Наутилус Помпилиус». Сблизилась с экс-гитаристом «Урфин Джюса» Егором Белкиным и в 1987 году выступила на фестивале в Подольске. Провал девушку не испугал, а взбодрил. Собрав лучших музыкантов из «УД» и «Нау», Настя почти подпольно записывает альбом «Тацу» в студенческой телестудии УрГУ. И становится «первой леди уральского рока».

Справка:

Front-woman в Свердловской рок-группе 1980-х гг. – явление немыслимое. Вокал был уделом молодых принцев с горящими глазами. Но вспомнив, с каким упорством Настя добивалась права петь в «ТРЕКе», уже ничему не удивляешься.

Состав группы много раз менялся, зачастую сокращаясь до акустического дуэта Насти и Егора Белкина. Власть, до недавнего времени старавшаяся привить рокерам «правильные» политические установки, в начале 90-х наконец обратила внимание на более важные проблемы.

Для многих групп дарованная свобода оказалась роковой. У слушателей не было денег на билеты, музыканты не могли оплатить ротации своих клипов на ТВ. «Настя» записывает альбом римейков «Танец на цыпочках» (клип на песню «Голоса» ты уже оценил на странице «Апрельского марша»), прокатывается на гребне волны популярности и уезжает из Свердловска, чтобы работать над новым материалом.

Фишка: глубокий, с лёгкой хрипотцой, вокал, и завораживающие танцы с бубном – за это мы любим Настю до сих пор. Слушать: альбом «Танец на цыпочках». Эффект: уносит далеко за грани реальности. Туда, где можно сколько угодно грустить об уходящей осени и не случившихся встречах. В общем, вздыхай и философствуй.

"Мы вынимали из себя всё, что можно, самое лучшее. Нужно наладить «там» связь, чтобы нас пробило на мозг, чтобы у нас появились красивые темы… мы были люди другой профессии. Но настолько была сильная любовь к рок-музыке и так хотелось что-то придумать в этом жанре, что это желание разжигало внутри всё. Остальное уходило на задний план",

– Настя Полева, 2014 год, передача «Рождённые в СССР»

Нельзя сказать, чтобы группа «Настя» сейчас переживала второе рождение: слишком много времени было упущено в неразберихе лихих девяностых. Но на Урале её до сих пор считают самой родной, своей. Встречают всегда тепло и с неизменной надеждой на скорую встречу хотя бы на акустическом концерте.

Читать о группе "Агата Кристи"

"Агата Кристи"

«А на тебе как на войне, а на войне как на тебе» - не пропел эту строчку? Ты вообще с Урала? Видишь ли, во всём Екатеринбурге не так много человек старше 20 лет, которые ни разу не слышали мрачных сказок талантливых братьев из маленького города Асбеста.

Справка:

Название «Агата Кристи» предложил клавишник группы Александр Козлов. Есть версия, что сделал он это отнюдь не из большой любви к английской писательнице. Просто её инициалы совпадали с его собственными.

После поступления в институт приятели по школьному ансамблю Вадим Самойлов, Пётр Май и Александр Козлов основали ВИА «РТФ УПИ». Младшего брата, Глеба, в команду взяли как автора текстов, а заодно предложили петь и играть на гитаре. Заговорили об «Агате Кристи» после выхода альбома «Коварство и любовь» и выступления на III фестивале Свердловского рок-клуба.

Фишка: глубокая самоирония с почти дискотечным битом и длительным металлическим послевкусием. Слушать: альбом «Опиум». Эффект: взвыть от тоски, а потом истерично хохотать над собственными ничтожными телесными и духовными страданиями. Затем голова уйдёт в отрыв, ноги – в пляс, а руки – вверх. Надолго.

"Мы мечтали о том, чтобы стоять на сцене с очень малого возраста. Глеб, когда пошёл в первый класс, где все дети рисуют войнушку, немцев-фрицев, а девочки – каких-то кукол, рисовал рок-бэнд",

– Вадим Самойлов, 1999 год, передача «Площадь звёзд»

Начиная с грустного для рок-клуба 1991 года «Агата Кристи» стабильно выпускала один альбом раз в два года. Братья Самойловы засветились на центральном телевидении и завоевали бешеную популярность среди молодёжной аудитории. Коммерческий успех позволил им вкусить все запретные удовольствия жизни рок-звёзд. Новый альбом – «Ураган» – понравился в большей степени музыкантам, чем поклонникам. Электричество и тяжесть, пост-панк и психоделический рок – эти ребята испробовали всё, чтобы пустить по нашим венам боль разочарования в наивных идеалах.

С 2010 года «Агаты Кристи» как таковой не существует. Глеба Самойлов всё так же густо подводит глаза чёрными тенями и ведёт за собой группу «Глеб Самойлоff & The Matrixx». Вадим Самойлов тоже занимается сольным творчеством и пока ещё исполняет хиты былых времён. Его появление на «Дне Уральского Рока» можно сравнить разве что с триумфом Жана-Батиста Гренуя из «Парфюмера».

Публика билась в экстазе под ритмы «Сказочной тайги», словно опьянённая загадочным ароматом музыки декаданса. Ваш журналист тоже не смог устоять перед чарами обаятельной фигуры в чёрной мантии и едва успел сделать пару кадров перед тем, как присоединиться к всеобщему помешательству.

Читать о группе "Чайф"

"Чайф"

Кто не пел вечером в потрёпанной общаге про бутылку кефира и полбатона, не орал вслед старому другу непонятное «шаляй-валяй» и не затягивал в одиночестве «ой-йооооо», тот ещё не знает, как дороги суровому уральскому сердцу звуки губной гармошки и оранжевый цвет.

Справка:

Cлово «Чайф» придумал Вадим Кукушкин, вдохновившись крепким чифирём и словленным от него кайфом. Чай на репетициях поглощался литрами, а кайф наступал незамедлительно.

В уральское рок-течение Владимир Шахрин и его команда попали, сыграв в 1985 году на концерте в честь дня рождения гитариста группы «ТРЕК» Михаила Перова. Свежий звук и заводные ритмы рок-н-ролла сразу покорила как слушателей, так и коллег «Чайфа» по сцене. В 1986 году группа без проблем была принята в Свердловский рок-клуб. Записанные за две недели альбомы «Дерьмонтин» и «Дуля с маком» выводят музыкантов на новый уровень известности.

Фишка: запоминающиеся тексты, душевное исполнение и цепляющий мотив. Если грусть, то светлая, если радость – то на всю катушку. Слушать: альбом «Дерьмонтин». Эффект: при попытке спеть с открытым окном любую песню соседи со всех сторон начинают орать во весь голос. Причём не на тебя, а с тобой. Даже если дело происходит в час ночи. В воскресенье

"Ребята, я, другие самодеятельные музыканты, пишущие свои песни, пытаемся заполнить этот вакуум, который создаёт советская наша эстрада, которую мы видим по радио, по телевидению. Мы – не враги никакие, все работаем, неплохо работаем на работе. Музыкой мы занимаемся в свободное от работы время. То есть на чистом энтузиазме",

– Владимир Шахрин, 1986 год

«Чайф» не сходит со сцены уже больше тридцати лет, и двадцать из них не меняет состав. Неизменно отмечает в Екатеринбурге свой День рождения и собирает уральцев на традиционную зимнюю акустику. В этом году музыканты впервые выступили на Дне города. В «День Уральского Рока» уже разгорячённая песнями «Агаты Кристи» толпа разложила давно известные песни на тысячу голосов и пустилась плясать лихой рок-н-ролл. В одиночку, парами и даже в хороводе. В танце были забыты усталость от пяти часов на ногах и навязчивые просьбы ведущих голосовать «за наших». Мы ведь уже проголосовали – за самую любимую музыку.


                                                                                 Текст: Анна Мельникова

 

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru