Стиль 19 февраля, 22:37

Недостижимый идеал: как менялись стандарты красоты от Античности до нашего времени

Недостижимый идеал: как менялись стандарты красоты от Античности до нашего времени

Принятие своего тела стало главным трендом последних лет. Сколько же веков и смены парадигмы, касающейся красоты, понадобилось, чтобы человечество оказалось на этом пути?

Правда ли, что стандарты прошлого были не такими суровыми и недостижимыми, как те, что диктовала нам поп-культура и глянец на протяжении последних 50 лет?

BIZAR рассказывает, как отражались стандарты времени и как менялась мода на протяжении нескольких веков через искусство. И как современные авторы перерабатывают эти образы сейчас.

Античность

Мирон из Елефер, «Дискобол», V век до н.э.

Стандарты красоты Гордый профиль с точеным прямым носом, бицепсы и пресс – греки поклонялись спортивному телосложению и обожествляли его. Вообще, в центре всей культуры Древней Греции было именно оно. Красота снаружи была стопроцентным признаком красоты внутренней.

Об эталоне внешнего вида можно с легкостью судить по скульптурам. Стоит лишь взглянуть чуть ли не на самую знаменитую – «Дискобол». Атлетичное тело, которое, казалось бы, полностью состоит из мышц.

Мы удивимся, но обнаженными часто изображались именно мужчины. К ним и интереса, и требований в этом плане было больше. Хотя даже Венера Милосская пусть и без рук, но с проглядывающимися кубиками пресса.

Средневековье

Ян Ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини», 1434 г.

Стандарты красоты Анастасия Мотина, «Christianismus»

Стандарты красоты Анастасия Мотина, «Christianismus»

Стандарты красоты Александр Трифонов, «Портрет 15 века. Петрус Кристус»

Стандарты красоты Если в Античности практически на каждом шагу мы видим нагое тело, то в Средние века все кардинально меняется. Теперь Церковь диктует многое, это находит отражение и в искусстве.

Тело скрыто от посторонних глаз платьями в пол и длинными рукавами. Это одеяние для души, которую нужно бережно укрывать от посторонних глаз. Главным идеалом красоты стала кожа. Никому не хотелось иметь на ней следы времени, например, оспины. Так на картинах появляются бледные худощавые женщины.

Стандарты телесной красоты снизились, а вот ответственность за образ возросла. Внешний вид, в особенности мужчины, должен был олицетворять прилежного христианина.

Возрождение

Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», 1486 г.

Стандарты красоты Рафаэль Санти, «Портрет Аньоло Дони Строцци», «Портрет Маддалены Дони, урожд. Строцци», 1506 г.

Стандарты красоты Александр Трифонов, «Портрет 15 века. Пьеро делла Франческа»

Стандарты красоты Наталья Гудович, «Pieta»

Стандарты красоты Главные черты Возрождения – это светскость, обращенность к человеку, а значит, гуманизм. Это создало нового человека времени – свободного, разумного и творческого гражданина. Вернулся интерес к античной культуре и в отношении к телу.

Снова обнажается то, что было так тщательно спрятано в Средние века. Конечно, мода на чистую бледную кожу остается. В данном случае загар – признак низшего сословия, поэтому кожу, волосы и даже брови отбеливают всем подряд, не боясь пудры со свинцом. Делают это и мужчины. У дам появляется декольте, в моде пышные бедра, большая грудь, тонкая талия и обязательно покатые плечи. Все поголовно хотят быть блондинками с замысловатыми прическами – прям как на картинах Боттичелли.

Стандарты красоты для мужчин тоже имеются. Для того, чтобы фигура была похожа на модный в то время перевернутый треугольник с широкими плечами и узкими бедрами, мужчинам приходится носить одежду с объемными рукавами. Даже мужские прически теперь имеют значение: это должны быть длинные волосы до плеч или стрижка под горшок.

Золотой век живописи

Барокко (XVII век)

Пауль Рубенс, «Три грации», 1630-35 гг.

Стандарты красоты Алан Хатагты, «Не уходи»

Стандарты красоты Виктория Севастьянова «Ню 08»

Стандарты красоты 17 век стал временем абсолютного бодипозитива. Вспомнить только пышнотелых женщин с полотен Рубенса. Тогда такие формы были прямым синонимом красоты и достатка, так что никто даже не смел переживать по поводу не спортивности своего тела.

Наличие, в нашем понимании, лишних килограммов было главным признаком здоровья и полноты жизни. Искусство в это время вообще изобилует образами из древнегреческих мифов, но уже пропущенных через понимание красоты времени. Это тенденция, которую мы еще не раз мы увидим в других эпохах.

Рококо (XVIII век)

Жан Оноре Фрагонар, «Качели», 1767 г.

Стандарты красоты Каролина Росляк, «Сплетни у фонтана»

Стандарты красоты Каролина Росляк, «Возлюбленные»

Стандарты красоты Спустя век общество как никогда увлеклось модой. Идеал женского тела был уже четко сформулирован: пышные грудь, бедра и осиная талия. Именно тут на сцену выходят корсеты, которыми сдавливали тело до достижения нужных параметров.

Если корсеты уменьшали талию, то пышные юбки создавали объем на бедрах. Платья с кринолинами, рюши, всевозможные цветы и, конечно, каблуки. Дамы в таких нарядах словно восседали на торте.

Белая кожа остается популярной, только теперь в макияже появляется румянец. Прически становятся еще интереснее – порой на голове женщины мог возникать целый замок из локонов, часто искусственных.

У мужчин на головах происходит похожее – сильный пол носит парики.

Реализм, классицизм, импрессионизм (XIX век)

Джон Сарджент «Портрет мадам Икс», 1884

Стандарты красоты Алина Буглеева «Девушка на зеленом»

Стандарты красоты Наталья Гудович «Danae»

Стандарты красоты Валерия Молочкова, «Не стыдно - обувайся»

Стандарты красоты Катерина Бородавченко, «Выпускной»

Стандарты красоты Увлечение модой завлекло в череду сменяющихся фасонов, представлениях об идеальной фигуре и отношению к телу. Становятся доступны вещи, которые раньше носили только мужчины: теперь на девушках жилеты, куртки и рубашки.

Корсеты были убраны подальше в шкаф, дамы носили укороченные платья, которые открывали даже линию декольте – грудь и ключицы. На мужчинах вместо кальсон появились брюки. Настоящий джентльмен носил белые перчатки, подтяжки, трость и, конечно, бакенбарды.

Жаль, что спустя некоторое время женщинам снова пришлось стягивать себя узами корсетов. Увлечение тонкой талией возвращалось на круги своя.

Модернизм

Тамара Лемпицка, «Девушка с перчатками»

Стандарты красоты Иван Ненашев, «Троица»

Стандарты красоты Андрей Андреев, «Из проекта "В присутствии модели"»

Стандарты красоты Тася Василькова, «Лежащая»

Стандарты красоты В 20 столетии произошла модная революция. В 20-30-х годах прошлого века впервые в истории в женском гардеробе появляются брюки и жакеты, которые теперь легально соседствуют с изящными платьями и шляпками - за такой колоссальный переворот несет ответственность бурная эмансипация.

Стиль мужчин остается неизменным – это строгие костюмы-тройки, трости, широкополые шляпы. Так, общество делится на два лагеря: ценителей прекрасных образов, подчеркивающих женственность в привычном понимании (мягкие линии и стройность), и деятельных, самостоятельных дам, которые не стремятся угодить мужскому взору, а, наоборот, спорят с ними, надевая чуть ли не такие же костюмы как у них - какая наглость! (по тем временам).

Ужасы двух прошедших войн дали о себе знать. После увиденного и пережитого иначе отражают образы человека в целом – травмированная психика стремится деконструировать и намеренно уродовать. По этой причине живопись теперь не служит рупором для представления о красоте в обществе.

Красоты как таковой тоже больше не существует - искусство уходило в абстракцию и все стандарты рухнули в одно мгновенье. За это отвечал кубизм (Пабло Пикассо), представители абстрактного экспрессионизма (Виллем де Кунинг), реалистичный, но тем и более мистически-ужасный Фрэнсис Бэкон.

Современность (так называемые пост и метамодернизм)

Люсьен Фрейд, 1922- 2011

Стандарты красоты Начиная с конца 20 века и до сих пор телесность и ее место в искусстве вышли на новый уровень.

Теперь в живописи, графике и скульптуре перерабатывается наследие всех прошлых столетий – таково кредо метамодернизма, новой эпохи. Для нее свойственно отсутствие границ и рамок, ограничений.

Подчеркнутая телесность используется как прием психологизма, который является одним из главнейших предметов интереса в современном искусстве.

Большую роль в переосмыслении телесности сыграл потомок того самого Зигмунда – Люсьен Фрейд. Художник оказал сильнейшее влияние на авторов, работающих с пластикой сегодня: в его манере – обнажить все детали человеческого тела, сообщая, что естественно, то не безобразно.

Часто живопись сфокусирована на изображении повседневности, самой понятной всем, без прикрас: тут люди такие, как в жизни. Например, как в работах Дэвида Хокни.

Непосредственность, отсутствие строгих стандартов и широта мышления – главные составляющие красоты сегодня.

Ольга Косых, «Exhausted from life»

Стандарты красоты Катя Царева, «In the room #1»

Стандарты красоты

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru