Невостребованное пространство. Почему не посещают библиотеки и что с этим делать
TER пообщался с Анастасией Смирновой - консультирующим архитектором из международного бюро SVESMI.
Анастасия приехала в Екатеринбург, чтобы создать проект по реорганизации Библиотеки им. Герцена и презентовать его представителям городской администрации, дабы те не поскупились на финансирование. Для этой цели были приглашены архитекторы, библиотекари и горожане, способные оценить состояние библиотеки и разработать концепцию по обновлению заунывных читальных залов и изменению подхода работы с посетителями «Герценки».
Проблемы библиотек
Раньше та концепция, что сейчас царит в библиотеке, отвечала требованиям горожан. Сейчас - безнадёжно устарела. Люди неизбежно меняются. Но библиотека не поспевает за ними. Она остаётся невостребованной даже как огромнейшее хранилище информации, несмотря на то, что потребность в информации существенно возросла. Подавляющее большинство купит или скачает книгу, чтобы прочесть её дома, в кафе, в универе перед парой, но только не в библиотеке. Почему? Это удобнее, чем проводить своё драгоценное время в неуютных читальных залах.Городская среда давно стала личной. Всё чаще можно встретить людей в кафе, которые приходят туда, чтобы почитать и поработать: они непринужденно разбрасывают свои вещи по столику, снимают ботинки, заваливаются с ногами на стул и ждут официанта, уткнувшись в заряжающийся телефон или в «читалку».
В кафе это уместно, но не в библиотеке, где нет Wi-Fi и удобных диванов. Зато есть угнетающий интерьер и злой библиотекарь, всегда готовый негодовать о поведении, которое в этом месте неприемлемо.
Библиотека традиционного типа – интровертное заведение. На внешнем фасаде можно найти решетки на окнах, угнетающего вида стены и стальные неприветливые двери, что хранят свои сокровища - книги. Но никто за ними не ходит. Один вид внешнего фасада навивает ощущение, что туда не стоит идти, потому что тебя там не ждут. В большинстве случаев это так.
Человек, что тебя встречает на входе, обычно бормочет что-то в духе Кикимера - эльфа-домовика из небезызвестной книги Джоан Роулинг: "Что бы сказала хозяйка, если бы увидела это безобразие у себя на пороге? Убирайтесь, грязнокровки!".
Такой фон недоброжелательности губителен для желания посетителя возвращаться сюда вновь и вновь. Более того, у посетителей библиотеки давно сложилось устойчивое ощущение, что они мешают работать библиотекарям. А у тех словно нет желания открыться городу, чтобы стать тем местом, где приятно провести время с книжкой в руках.Закоренелые предубеждения, что библиотека – лишь священное место для книг, где нельзя нарушать тишину, не позволяют реализовать потенциал этого пространства.
Библиотека остаётся унылым и отгороженным от города местом, где обитают ворчливые библиотекари, неспособные понять, что мир изменился и под него нужно подстраиваться.
Потенциал
По словам Анастасии Смирновой, библиотеки следует выводить из государственного финансирования, чтобы привлечь туда предпринимателей. Партнёром библиотеки может стать что угодно: хостелы, антикафе, кофейни. При взаимодействии с ними можно изменить пространство так, что можно будет и деньги заработать и осчастливить посетителей.Например, в Москве существует дешёвая гостиница-библиотека для научных сотрудников, созданная через слияние библиотеки и хостела. Она востребована. Научным сотрудникам не нужно искать повода, чтобы выехать на конференцию или приехать преподавать в какой-нибудь московский вуз. И они приезжают. А когда десять специалистов оказываются в публичной библиотеке, это означает лекции, мастер-классы и воркшопы, что всем на руку.
Библиотеки нужно и можно развивать и реформировать. Даже те, которые, помимо прочего, - культурные памятники, можно изменить так, чтобы стены остались целыми. К примеру, библиотеку им. Достоевского реконструировали и реорганизовали так, что памятник остался памятником, а библиотека стала чем-то новым и манящим. Анастасия Смирнова была одним из руководителей этой реконструкции.
До реиновации её посещали триста раз в месяц, а теперь - в день.
Текст: Олег Денисов Иллюстрации: Fatima Mokhtari