Усинск 10 мая 2017, 15:50

The Village: на что живут ветераны

The Village поговорил с 98-летний пенсионером из Саратовской области, который прошел Сталинград и получил тяжелое ранение. Изданию удалось выяснить, сколько получает и на что тратит деньги ветеран Великой Отечественной войны.

Война

Мне 98 лет. Когда началась война, я служил в армии пограничником на Дальнем Востоке. Мне было 22 года, и я был совсем мальчишкой. Никто тогда не понимал, что происходит. Там же меня сразу решили взять на фронт и обучили на снайпера. После этого отправили участвовать в обороне Сталинграда. Так получилось, что я попал в противотанковые войска и служил в тот момент уже артиллеристом. Я подбил более полусотни танков и даже сбил один самолет — за эти заслуги получил звание сержанта. Затем, в 1943 году, меня направили участвовать в сражении под Великими Луками. Командир нашей группы хотел наградить меня званием Героя Советского Союза, даже записал в свою книжку и обещал, что похлопочет об этом. И как сейчас помню: подает мне руку, поздравляет, и тут пуля не нашего снайпера попадает ему в шею. Так и умер командир у меня на руках.

Там же и я получил свое тяжелое ранение. Разрывная пуля попала мне в ногу, да так, что ее почти оторвало, помню, как она болталась на одних сухожилиях. Дело было в январе, я трое суток валялся еле живой, пока меня случайно не нашли. Затем я полтора года провел в военных госпиталях, меня возили на тележке, переливали кровь, но в конце концов выходили. С тех пор больше не воевал.

После войны

После войны я вернулся к себе в деревню в Тюменскую область. Из семьи осталась только мама, а остальные — трое братьев и отец — погибли на войне. У нас тогда не было даже телефонов, узнали о Победе мы случайно по сарафанному радио. Радовались неимоверно!

После войны я работал преподавателем: обучал строительству в техникумах и школах. В школе десятников отработал три года, а затем устроился мастером производственного обучения в коммунально-строительный техникум — более 500 человек там обучил. Кроме того, в школе-экстернате около года проработал. Еще, помню, на музыкальном производстве трудился: мы делали разные музыкальные инструменты — барабаны, барабанные палочки и так далее. А в 1971 году у меня снова открылась рана на ноге и потребовался протез. Мне присвоили вторую категорию инвалидности и отправили в Саратовскую область на лечение. После этого я вышел на пенсию. В Энгельсе встретил свою будущую жену, Аннушку. Позже у нас родилась дочка.

Пенсия

О войне я не забывал никогда. Тем более что о ней постоянно напоминала больная нога, а теперь у меня вместо ноги протез. Это мое самое большое воспоминание, именно на войне я научился ценить жизнь. К ветеранам не всегда должное отношение, но 9 Мая считаю одним из самых главных для меня дней. Прекрасно, что люди не забывают. Зовут меня на разные мероприятия довольно часто, я с удовольствием хожу и рассказываю, как и что было.

Сейчас я живу один в своем частном доме. Жена не так давно умерла, но у меня остались дочка и внуки. Дом никто не дарил, я построил его сам, а землю тогда еще дали от предприятия. В помощи не нуждаюсь, сам езжу на машине за продуктами и веду свое хозяйство — выращиваю овощи на огороде. Сам топлю баню, чиню сарай, в общем, без дела не сижу.

Деньги

Мне платят двойную пенсию как ветерану, она составляет 30 тысяч рублей. Также есть доплата за ранение — 8 тысяч рублей. В послевоенное время мне подарили около шести машин с ручным управлением. Правда, одна из них, «Ока», оказалась бракованной, ездить на ней я не мог. Со временем все машины пришли в негодность, а чинить их не было возможности. Сейчас уже, конечно, не дарят ничего такого.

Мне все пытались за счет государственных средств забор поставить и окна деревянные на пластиковые поменять. Но я отказался: мне-то забор не нужен и окна тоже, я все сам могу сделать! Также каждое 9 Мая паек выдают, в основном из нескоропортящихся продуктов: чая, сахара и так далее. Мелочь, а приятно. Ежегодно ко мне заглядывает врачебная комиссия. Раньше вызывали в поликлинику, а теперь сами приезжают на дом. Комиссия состоит из кардиолога, невропатолога, хирурга и других врачей. Они берут кровь на анализ, делают кардиограмму, следят за моим здоровьем. В это время дочь ко мне приезжает, потому что много людей, все ходят туда-сюда, а чего хотят — непонятно. Есть и другие льготы: 50 % скидка на коммунальные услуги и телефон вне очереди установили.

Траты

Я непритязательный и стараюсь тратить по минимуму. В основном деньги уходят на еду, бензин и поддержание огорода. Около 10 тысяч рублей я трачу на еду, многое дает огород, а в магазине покупаю хлеб и другие продукты, еще примерно в 3 тысячи обходятся различные удобрения, семена и все для огорода. На починку сарая ушло последний раз около 2 тысяч рублей. И около 3 тысяч рублей в месяц трачу на бензин. Больше ничего не привык покупать, да мне и не нужно, если только по необходимости. На лекарства денег почти не трачу. На отдых не езжу, мне и тут хорошо. Остальное откладываю дочери и внукам.

Иллюстрации: Maria Svarbova

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru