Библиотека сегодня стремится стать полноценным «третьим местом», где горожанин находит пространство для социальной реализации, нахождения контактов, самосовершенствования. Она пытается освободиться от жестких правил и стереотипов, экспериментируя и инициируя подчас неожиданные проекты. А это, несмотря на государственный контроль и невысокую зарплату, привлекает на работу в библиотеку молодых. Мы продолжаем наш проект, в рамках которого беседуем с людьми, сменившими свою профессию на библиотекаря. О том, что такое современная библиотека, стоит ли искать здесь свое призвание и возможно ли его найти — в нашем разговоре с Александром Семячко из «Измайловской библиотеки».
Семячко Александр, 26 лет
Как получилось, что ты пришел в библиотеку?
Довольно долго я работал в «Буквоеде», в разных магазинах, на разных должностях, от продавца до управляющего. С последней должности я и ушел — понял, что не люблю командовать. Ремеслами и техническими науками я не владею, а умею работать с книгами. С продажами точно нужно было сделать перерыв, вот я и пошел в библиотеку. Поначалу я просто «ксерил» — меня это нисколько не раздражало, да и сейчас не раздражает: подобная механическая деятельность во многом успокаивает, позволяет освободить голову, можно подумать, о чем захочется. По мере трансформации структуры библиотеки, я стал заниматься всем по чуть-чуть: организацией мероприятий, чтением лекций, перекладыванием бумажек. На время отпуска заведующей замещаю ее. Ну и, конечно, в моем списке обязанностей еще есть работа с читателями, выдача книг.
Как сложилось так, что ты начал читать свои собственные лекции?
По образованию я социолог, книги по социологии, какие-то материалы я, в общем-то как читал, так и читаю. Накануне прошлогодних девятимайских празднеств, я очень удачно прочитал статью на тему Дня Победы. Она меня зацепила — захотелось рассказать что-то людям по этой теме, в определенном ключе. Получилось неплохо, хотя, конечно, в течение года много всего еще было — и удачного, и неудачного. Сейчас это уже как-то более структурировано, плюс ко всему, мои публикации появились на сайте «Теории и практики». Куда это все приведет — пока не понятно, сейчас не очень много времени готовить новые материалы. Думаю, что-то интересное будет получаться по мере продвижения на дистанционном курсе по истории философии — я недавно на него записался.
Можно тогда сказать, что библиотека — это прекрасная стартовая площадка для молодых специалистов?
Это хорошее место для увеличения медийности какого-то отдельного человека, работающего в библиотеке. Здесь легко выйти к людям, много возможностей для взаимодействия. Для этого, конечно, надо самостоятельно расширять свою деятельность, работать над чем-то помимо выдачи книг.
Не связывает ли руки работа в государственной структуре, где может возникнуть недопонимание с руководством или между старшим и молодым поколением?
Столкновение старого и нового касается, в первую очередь, библиотечных стандартов, требований. Они существуют уже кучу лет и сейчас просто неадекватны. Но заниматься из ревизией никто не хочет, все предпочитают друг друга «кошмарить» и прессовать. А время идет, что-то уходит и появляется, а все эти системные показатели не то что современности не отвечают, а не стыкуются даже чисто с техническими возможностями. Что касается персонала — да, средний возраст скорее можно определить как старший, не знаю, правда, как обстоит дело с этим в других библиотеках. Но здесь вопрос скорее в общей вменяемости человека, независимо от возраста. Если ты сто лет сидишь на одном и том же месте, не меняя сферу деятельности, то ты гарантированно закоснеешь и потеряешь в сообразности с окружающим миром. Тем не менее, если молодому специалисту, пусть он так называется, что-то не нравится, не стоит делать резких рывков в попытке что-то доказать или быть услышанным, нужно все делать постепенно, либо так, чтобы никто не заметил или ничего не понял, тогда этот порыв приведет к результату.
Возможно ли становление библиотеки как третьего места?
Работу с аудиторией, которую хотелось бы привлечь, блокирует работа с оглядкой на архаичную систему. Может быть, если б мы не тратили огромное количество времени на передачу друг другу бумажек, что-то и можно было бы сделать, а так — я не знаю, насколько это реализуемо сейчас.
ТЕКСТ Анастасия Лимонтова
ФОТО Анна Негребецкая