Общество

Они не монстры. Поколение Z: мифы, боли, стратегии обучения

Как «заставить» их учиться и работать на 100% эффективности?

Они не монстры. Поколение Z: мифы, боли, стратегии обучения

Дети поколения Z особенные. О них много написано. Чаще – в негативном ключе: поколение «цифры», гаджетов, разучившееся читать и выросшее в гиперопеке. Дети, родившиеся после 1997 г., и вправду другие.

Ученые психологической лаборатории Института педагогики, психологии и социальных проблем постарались взглянуть на современных детей по-научному. По их мнению, они – поколение новой силы, нового стиля мышления и новых психоресурсов.

Мотивация
 

Немецкий психолог Хекхаузен считает, что мотивация тесно связана с саморегуляцией и упорством в достижении результатов. Современные студенты и школьники, как правило, имеют невысокую мотивацию к любому действию – будь то учеба, спорт, чтение или общение со сверстниками. У представителей так называемого поколения Z (зумер) или Digital Native(термин популяризатора технологий обучения М. Пренски) нет понимания «излишних усилий», «силы воли»: им трудно объяснить, зачем нужно перенапрягаться, если можно делать вполсилы и все равно получить результат. То есть они имеют проблемы и с упорством, и с саморегуляцией.

Проведя опрос среди преподавателей нескольких вузов, ученые лаборатории выяснили, что студенты в основном имеют средний или низкий уровень мотивации и испытывают трудности в обучении из-за следующих факторов:
- неумения концентрировать внимание на долгий срок;
- отсутствия навыков многозадачности;
- непонимания принципов самообучения;
- ожидания от преподавателя креативности;
- неспособности воспринимать критику конструктивно;
- заблуждения о вторичности роли образования в карьере и успехе.

Поколение Z

Современный студент не хочет прилагать излишние усилия в образовании, предпочитает интерактивные методы обучения, не приемлет зазубривания, стремится к нивелированию контроля.

Закономерно возникает вопрос: как заинтересовать этих детей эпохи Z? Как «заставить» их учиться и работать на 100% эффективности?

Очевидно, что никакие нравственно-этические категории и постулаты из серии «должен» с ними не работают: воспитанные в духе свободы и «мне можно всё», зумеры не верят в идеалы прошлого и слишком концентрируются на самости.

Изменить их невозможно, но стоит попробовать работать с их мотивацией. Так, эти дети очень восприимчивы к силе личного примера. Они искренне считают: учить, наставлять имеет право только тот, кто сам добился успеха, который обязательно измеряется в деньгах. Не в званиях, регалиях и «следах в сердцах потомков» — увы.

Абьюзинг
 

«Поколения Z и миллениалы самые избалованные и привилегированные в истории», — таких высказываний в Сети накопилось предостаточно. Да, зумеры в основной массе не знают, что такое лишения, ограничения и дисциплина. Родители слушали психологов и запрещали учителям кричать на детей. Наказывать в школе стоянием в углу или мытьем полов тоже негласно запрещено с начала 2000-ых. А уж указкой по пальцам никто из них не получал даже в самом страшном сне. Родители теперь приходят в школу разбираться, «почему их детей плохо учат и ставят им незаслуженные тройки», а не с запросом, «что сделать, чтобы Вася учился сам».

Социальной гибкости не хватает ни мальчикам, ни девочкам поколения Z. Агрессия, конфликты, неумение поддерживать дружественные контакты офлайн, масочное общение, виртуальная дружба – сегодня все это вовсе не признаки асоциальности. Это реалии современной подростковой коммуникации. Извечное подростковое «меня никто не понимает» сменилось на вызов: «Кто вы такие, чтобы меня учить?»

Известный мем «Окей, бумер» в широком смысле используется и миллениалами и зумерами – это реакция молодежи на нравоучения взрослых. Вывод: учить их нельзя – они с пелёнок все знают сами. Или со времен доступа к гаджетам.

Достигаторство
 

Люди становятся все более способными осознавать себя, свою человеческую сущность как открытую систему. Они постоянно находятся в информационном шуме и в развитии. То, на что раньше требовались годы, сейчас решается за несколько кликов.

Вы удивитесь, но чтобы стать успешным сегодня, не обязательно учиться – идти классическим путем. Например, можно сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов и при этом не прочитать и половины из школьного списка книг. Такие истории в Сети имеются.

В профессиональных педагогических кругах вопросы прагматизации образования сейчас поднимаются все чаще: студенты приходят в вуз не за знаниями, умениями и навыками, они приходят за алгоритмом, который впоследствии позволит им зарабатывать деньги и обеспечить достойный уровень жизни. Если педагог не дает им пошаговую инструкцию, как заработать миллион на пробирках – грош цена таким знаниям и опытам.

Повысить готовность к познанию студентов Digital Native можно посредством работы с их мотивационной парадигмой: мотивированный студент стремится к познанию и готов преодолевать ряд трудностей. Тренинги по целеполаганию, тимбилдингу, тайм-менеджменту, живые интервью с успешными выпускниками вузов, составление личностной дорожной карты учащегося – вот инструменты, которые психологи Института психологии, педагогики и социальных проблем предлагают внедрять на начальных этапах обучения.

А еще ориентироваться на сильные стороны детей поколения Z: высокий аналитизм речи, способность в сжатые сроки обрабатывать большие объемы информации, умение выделять главное и второстепенное, гибкость мышления, умение визуализировать текст, быстрая техноадаптивность. Слабые стороны при этом также должны учитываться: например, видеоролик с презентацией нового материала не должен превышать 2-3 минут, а если он все же превышает указанный объем, то в начало или конец стоит включить резюме важной информации.

Цирк да и только
 

В современном образовательном пространстве необходима работа с формой и содержанием обучающих занятий. Эффективное обучение теперь зависит не только от того, каким материалом наполняются занятия, но и от того, как он преподносится (профессионально, легко, современно, интересно, доступно).

Бывший профессор СПбГУ, кандидат технических наук, Николай Павлович Милованов завел канал на TikTok и каждый день стал выкладывать короткие видео, в которых рассказывает о физике и показывает простейшие опыты. За 10 дней на его аккаунт подписалось более 100 тысяч пользователей!

Европейский принцип learning by doing в России трансформируется в learning by having fun. Это правда: студенты не ходят на лекции профессоров, если там не над чем посмеяться. Все остальное они могут прочитать в… учебниках и Интернете.

Элементы игры и развлечения увеличивают связь с педагогом, позволяют оптимизировать скорость усвоения материала, распределять задачи, повышают вовлеченность студентов в процесс обучения и, как следствие, их мотивацию. 

Что делать
 

Мы можем изобретать различные формы содействия поколению Z в их учебно-профессиональной деятельности, личностном развитии и социальном становлении, говорить о необходимости построения новой, адаптированной к современным информационно-экономическим условиям системы обучения, изменении позиций и педагога (не учитель, но коуч-наставник и артист научного жанра), и родителя (не просто пример для подражания, но вдохновитель и мотиватор). Однако ежедневная информационная атака личности в большом городе, первенство контента и его вездесущность ставят под сомнение эффективность любых иерархических моделей взаимодействия. Зумеры будут слушать нас только из позиции «на равных». И только если захотят сами.

Екатерина Палеха и Светлана Хусаинова
Институт психологии, педагогики и социальных проблем РАН
Казанский межрегиональный центр экспертиз

Добавьте Daily Moscow в избранное Яндекс.Новости и Google.News Подписывайтесь на канал в Telegram


Добавьте Daily Moscow в избранное в агрегаторах Яндекс.Новости и Google.News
Подписывайтесь на канал в Telegram