Как руководителю подготовиться к разговору об увольнении сотрудника: 5 важных советов
К этой беседе нужно подойти со всей ответственностью
Разговор о предстоящем увольнении – настоящий стресс не только для сотрудника, но и для самого руководителя.
Многие владельцы бизнеса и топ-менеджеры до последнего оттягивают неприятную беседу. Даже в том случае, когда понимают, что из-за конкретного человека страдает эффективность всей команды, а решение о сокращении уже принято.
Страх перед последствиями увольнения - скандальным исходом разговора с работником, риском испортить репутацию компании и свой авторитет в его глазах - на дает руководителям сделать этот важный шаг.
О том, как правильно подготовиться к сложному разговору с сотрудником рассказала бизнес-консультант и коуч ICF - Анна Цыкоза.
На каком этапе происходит увольнение сотрудника?
Для понимания того, как правильно подготовиться к беседе об увольнении, нужно более детально разобраться в принципах работы команды в любой компании. Существует четыре уровня развития отношений между руководителем и подчиненными.
Эйфория - самый первый этап
Руководитель принял в команду нового сотрудника и испытывает от этого радость: теперь появился человек, который будет закрывать ряд необходимых задач. Работник тоже доволен тем, что его взяли в коллектив. Он осваивается и старается показать максимум результата;
Брожение – второй этап
Как правило, в этот момент сотрудник понимает, что в компании не все соответствует его изначальным ожиданиям. Он недоволен условиями, испытывает дискомфорт. Руководитель, в свою очередь, оценивает работу сотрудника, и видит снижение эффективности рабочих процессов и включенности в них;
Именно на этапе взаимного недовольства друг другом происходят увольнения. Эйфория заканчивается, и руководитель с подчиненным осознают недостатки и зоны роста в рабочем процессе. Если им удается уладить все вопросы, отношения переходят на новый этап. Если же нет – увольнение неизбежно;
Этап договоренностей, норм и правил
Руководитель дает обратную связь о работе сотрудника. Сообщает, что какими действиями работника он не доволен. К примеру, не выполняет KPI, не соответствует должностной инструкции. А сотрудник сообщает, какие именно условия труда его не устраивают. Здесь важно обеим сторонам предпринять усилия для того, чтобы ликвидировать недостатки в организации рабочего процесса и максимально его улучшить.
Если сотрудник начнет выполнять задачи, согласно требованиям руководителя, а тот в свою очередь улучшит условия труда, они смогут прийти к соглашению. Работник осознает, что он - не просто звено в большой цепи, а полноценный и важный член команды. А руководитель увидит, что сотрудник компетентен. Он выполняет KPI и работу в рамках должностной инструкции.
Этап работы высокоэффективной команды
Он вытекает из предыдущего пункта. На этом этапе договоренности между руководителем и работником соблюдаются. Команда работает слаженно и гармонично.
Когда увольнение неизбежно?
Прежде чем уволить сотрудника, руководитель должен проанализировать несколько важных моментов, которые помогут понять, что увольнение - единственный инструмент решения проблемы:
1. Понять, насколько грамотно организованы в компании условия для адаптации нового сотрудника и его работы в команде;
2. Убедиться, что сотрудник понимает, что входит в его должностные обязанности;
3. Проанализировать, насколько доступно руководитель ставит задачи подчиненному. Действительно ли тот их правильно понимает.
Если на все эти вопросы дан положительный ответ, а сотрудник по-прежнему не может качественно выполнять свою работу, можно приступать к этапам подготовки разговора об увольнении.
5 советов, которые помогут руководителю подготовиться к увольнению сотрудника
Необходимо заранее спланировать все моменты, которые важно упомянуть в процессе разговора об увольнении. Руководителю обязательно стоит объяснить сотруднику причины своего решения - без эмоций и негатива. Не обвинять сотрудника, а пытаться расстаться с ним в положительном ключе, выслушав точку зрения работника.
Это поможет… Также стоит не забывать о 5 важных моментах:
Заранее подготовить все необходимые документы
Нужно, чтобы к моменту начала беседы об увольнении, бумаги уже лежали на столе. Тогда у сотрудника будет меньше мотивов не подписать их.
Выяснить у коллег, к какой информации был допущен сотрудник, которого придется уволить
Речь о паролях, доступах и конфиденциальных вещах. Важно заранее продумать, каким образом вы сможете сохранить эти данные, в случае неприятного исхода беседы.
Продумать заранее, каким образом хочется расстаться с сотрудником
Руководителю можно попытаться представить себя на его месте. Понять, каким бы образом он хотел, чтобы ему сообщили об увольнении. Стоит в деталях проиграть в голове этот сценарий. Это отличный способ комфортно завершить отношения с человеком.
Понять, чему увольняемый сотрудник помог вас научить
Благодаря нему руководитель понял, какими качествами и компетенциями должен обладать новый работник на этой должности. Осознал, какую систему мотивации он должен получать и какое обучение проходить.
Выслушать обратную связь и поблагодарить
Когда руководитель сообщит об увольнении, необходимо дать сотруднику возможность высказаться. Нужно выслушать его речь. Затем поблагодарить за работу. Предложить помощь с дальнейшим трудоустройством или совершенствованием резюме.
Стоит помнить, что даже после ухода из компании, сотрудник должен оставаться адвокатом бренда - максимально лояльным человеком. Именно для этого и нужна столь тщательная подготовка к разговору об увольнении. Если руководитель сможет донести информацию грамотно, у сотрудника не останется негативного впечатления о компании или работодателе.
Таким образом, репутация бренда и авторитет владельца бизнеса или топ-менеджера не пострадают.
Читайте похожие материалы на Daily Moscow: