Общество 19 февраля, 20:44

Особенный ребенок в обычной школе: полезная информация для одноклассников и их родителей

Особенный ребенок в обычной школе: полезная информация для одноклассников и их родителей

На сегодняшний день вопросы инклюзивности образования очень актуальны: особенные дети больше интегрированы в социум, при этом не всегда родители выбирают для них специальные школы, а стараются адаптировать ребенка в обычной.

На вопросы, что делать учителям, одноклассникам и их родителям в ситуации, если особенный ребенок учится в общеобразовательной школе, ответила психолог, специалист детской неврологической клиники «Прогноз» Анна Ассовская.

школа

Если особенный ребенок ведет себя непривычно для нормотипичных одноклассников, как родителям объяснить своим детям, почему так происходит и как лучше реагировать, чтобы не возникало конфликтов?

Скорее всего, ребенок с особенностями в развитии, действительно, будет делать что-то не так, как другие дети. Что именно не так будет обусловлено его особенностями, а точнее, его ограничениями в каких-то навыках.

Для того, чтобы грамотно объяснить своему ребенку в чем дело, родителям самим нужно иметь некоторое представление о тех особенностях, которые есть у одноклассника их детей.

Наша психика так устроена, что мы пугаемся всего неизвестного, нам кажется, что это опасно, так как непредсказуемо для нас.

Легче всего получить адекватную информацию о ребенке от его родителей. Можно пообщаться с ними и спросить, насколько сам ребенок может ответить на вопросы, касающиеся его самого, так как, естественно, другие дети будут его об этом спрашивать.

Если ребенок ограничен в коммуникации, имеет трудности в общении, то ему самому будет крайне затруднительно это сделать. Родители могут рассказать о его увлечениях, умениях, реакциях на стресс.

Не стоит бояться факта конфликта, потому что конфликты – это нормальная составляющая общения людей, но важно проинструктировать своего ребенка, что делать, если эта ситуация произошла.

Донести до него мысль, что в коммуникации каждый человек использует те возможности, которые у него есть, и обсудить со своим ребенком, какие варианты есть у него самого.

школа

Что родители одноклассников могут сделать, чтобы предотвратить буллинг особенного ребенка в классе?

Тема буллинга очень непростая. Буллингу может подвергнуться абсолютно любой ребенок, вне зависимости от его особенностей. Если такая тенденция в классе уже есть, то с этим нужно разбираться комплексно, с участием родителей, учителей и детей.

Однако, если до прихода особого ребенка дети в классе ничем подобным не занимались, то в таком случае, самое главное – это информирование.

Как уже сказано выше, неизвестность пугает и может вызывать враждебность, а понимание ограничений другого человека, дает возможность проявить к нему сочувствие вместо страха или гнева.

Например, в каждом классе был такой ученик, который, так или иначе, срывал уроки. Каждый ребенок реагировал на это по-своему, кто-то злился, кто-то радовался, кто-то завидовал, кто-то расстраивался. Но ничего страшного не происходило, жизнь шла своим чередом, все знали о таких способностях этого персонажа. Это никого не пугало.

А теперь представим, что все в классе знают, что вот тот парень может спокойно высидеть только половину урока, а дальше его способности сидеть на месте просто не хватает. Ему нужно походить и тогда он сможет досидеть до конца или он сорвется в крик. Скорее всего, эмоции будут такие же разные, но ничего страшного не произойдет, ведь всем понятно, что происходит.

Как родителям относиться к тому, что особенный ребенок провоцирует конфликт, как пообщаться с его родителями?

Если такой факт действительно существует, то относиться так же, как и в ситуации с любым другим ребенком. И действовать в соответствии со своими представлениями о защите прав своего ребенка. Однако, такие ситуации случаются довольно редко.

Чаще все-таки именно особый ребенок становится жертвой конфликтов по причинам, описанным выше. Проблемы в коммуникации могут проявляться, например, в непонимании ребенком отказа ему в общении. Он может быть избыточно навязчив, не понимать намеков, не обижаться на обидные слова, а также вновь и вновь пытаться продолжить общение.

И здесь большой вопрос, кто основная жертва конфликта: тот, кто устал от такого прессинга, или тот, кто систематически не получает возможности общаться. Похоже, тут обоим будет нужна помощь.

Учителя обычно формируют атмосферу в классе, как им сохранить объективность и избежать приоритезации?

Учителя особенно большое влияние имеют в начальной школе, потом оно постепенно уменьшается и в старших классах дети уже могут самостоятельно анализировать ситуацию и делать собственные выводы.

В первую очередь, здесь важна позиция учителя, его отношение к своей работе, своим ученикам. Появление особого ребенка в классе требует от учителя определенных знаний и умений.

Если принудительно заставить учителя взять в класс такого ребенка, а у него нет достаточных компетенций, то учителю будет трудно позитивно отнестись к новому ученику, так как у него не будет представления, что с ним делать.

Поэтому важно обучать педагогов работе с детьми с особыми потребностями и принимать детей в классы именно таких учителей.

Как поговорить с учителем, если он априори на стороне особенного ребенка, который обижает вашего?

Смотря для чего поговорить. Если с целью убедить в своей правоте, то, скорее всего, ничего не выйдет. Если с целью разобраться в ситуации, то вполне реально.

Если у вас есть ощущение, что учитель априори на стороне особенного ученика, значит, у него есть какое-то объяснение этому.

Люди лучше начинают слышать только тогда, когда их самих слушают.

Можно поговорить с учителем о том, что он думает о причинах такого поведения обоих учеников, о их мотивации. Спросить, что, с точки зрения учителя, может помочь исправить ситуацию. Объяснить свою точку зрения по этим вопросам. Предложить свои варианты.

В таком случае, у вас будет общая цель: исправить ситуацию с пользой для всех, а не найти виноватого и наказать его. Эта позиция способствует более дружескому разговору.

Страхи родителей одноклассников особенного ребенка: на что действительно важно обращать внимание, а что из них необоснованная тревога?

Чаще всего, родители нормотипичных детей боятся, что их ребенок переймет какие-то поведенческие паттерны особого ребенка, либо присутствие такого ребенка повлияет на качество образования.

Что касается первого страха, то есть определенные закономерности: чем младше ребенок, тем вероятнее, что он может попробовать повторить поведение, если оно привлекает много внимания окружающих.

Но не стоит этого бояться, так как, если вы спокойно объясните вашему ребенку, что тот малыш просто не умеет пока взаимодействовать по-другому, в отличие от него самого.

Напомните, как принято вести себя у вас дома. И сделайте это неэмоционально, без гнева, а то ваш ребенок вряд ли захочет продолжать подражать ему, так как дети очень хотят нравиться своим родителям и стараются подражать именно им, в первую очередь.

Что касается второго страха, то, конечно, особый ребенок может отвлекать на себя внимание, могут возникнуть разные ситуации во время уроков, когда учитель будет вынужден уделить какое-то время именно этому ученику, но, в целом, многое будет зависеть от компетенций учителя, а само присутствие особого ребенка можно отнести к разряду любых других отвлекающих факторов.

Не секрет, что в одних и тех же условиях, разные дети учатся по-разному. Многое зависит от возможностей самого ребенка. Кого-то мгновенно отвлекает шорох страниц, а кто-то быстрее всех выполняет работу и в сильном шуме.

В инклюзивном детском саду Санкт-Петербурга проводилось психологическое исследование влияния присутствия в группе нормотипичных детей одного-двух особых деток.

Выяснилось, что единственная характеристика нормотипичных детей, которая изменилась в связи с продолжительным взаимодействием с особыми ребятами, была самооценка. Она выросла.

В дальнейшем, когда дети пошли в обычные школы, самооценка вернулась на место. Конечно, в группах работали грамотные педагоги, которые помогали ребятам в конфликтных ситуациях.

То есть, можно предположить, что когда дети понимают, что что-то умеют и знают лучше, чем другие, при грамотном сопровождении педагогов, это стимулирует их к взаимопомощи и поддержке.

Что касается того, на что нужно обращать внимание, то это настроение и состояние вашего ребенка, его интересы и мечты, круг его общения. Хорошо, когда родительских сил и умений хватает на искренний интерес к своему ребенку, а не контроль над его жизнью.

школа

Какие возможности адекватного принятия особенного ребенка важны в школьной среде?

Перечислим самые очевидные.

- Обученные педагоги, которые могут вести ученика по индивидуальной программе, имеют представление об особенностях восприятия, переработки и воспроизведения информации особыми детьми и могут организовать в условиях инклюзии процесс обучения для всех учащихся.

- Наличие тьюторов, без которых часто просто невозможно интегрировать особого ученика в класс, так как общий учебный режим, как правило, не подходит такому ребенку, особенно, на первых порах.

- Информированность, как взрослых, так и детей об особенностях их одноклассников, так как это дает возможность понимать, что происходит, а не бояться этого.

Если особый ребенок имеет диагноз аутизм, то хорошо, если окружающие владеют информацией о том, что именно для этого человека будет способствовать сенсорному пресыщению, и что им самим нужно делать, если у него произойдет срыв.

- Наличие ресурсных классов, где у особых детей есть возможность индивидуального формата обучения, когда они достигают предела переносимости сенсорных стимулов в общем классе.

Какие стратегии эффективны в разрешении конфликтов между особенным ребенком и нормотипичными одноклассниками, которые должны транслировать родители и учителя?

Необходимо учитывать важное обстоятельство: конфликт – это ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. То есть, для того, чтобы вообще начать движение навстречу друг другу, нужно иметь какую-то общую цель.

Например, если взрослые донесут до детей информацию о том, что им (детям) придется провести в обществе друг с другом еще много времени, это может развернуть их к возможности до чего-то договариваться. Так как если мы планируем продолжать общение с человеком, наши способы улаживать конфликты исключительно агрессивными методами, меняются на другие, более подходящие для дальнейшей коммуникации.

В конфликтных ситуациях люди движутся в двух основных направлениях: либо стремятся отстоять только свои личные интересы, либо стремятся учесть и интересы других людей.

Для развития благоприятных отношений, больше подходят такие стратегии, как: компромисс, сотрудничество и переговоры. Они все в какой-то степени предполагают поиск взаимовыгодных решений, прекращение агрессивных действий, открытые обсуждения ситуации.

Здесь очень многое зависит от возможностей детей, как нормотипичных, так и особых. Чем младше дети, тем менее они способны без постоянного участия взрослых поддерживать баланс во взаимоотношениях.


115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru