Как в России изучают английский, и почему наша страна отстает от остального мира

В России знание английского языка — не обыденность, а достижение. Уровень владения языком у  россиян растет год от года, но не так быстро, как хотелось бы

Как в России изучают английский, и почему наша страна отстает от остального мира

Причины — в системе образования и закрытости страны, которую не удалось преодолеть после падения «железного занавеса». Флагманом отрасли стало дополнительное образование, которое уже внедряет современные тренды в практику.
О том, почему Россия не дотягивает до других стран, и что поможет языковому образованию выйти на новый уровень, рассказывает генеральный директор языковой школы ILS Елена Жукова.

Английский – наиболее распространенный в мире язык, на нем разговаривают в общей сложности 1,35 млрд человек

По данным ВЦИОМ, в России это тоже самый популярный иностранный, но свободно владеют им лишь 5% населения (хотя «в той или иной степени» с английским знакомы 63%). По данным Kelly Services, среди выпускников вузов Москвы и Санкт-Петербурга процент знающих английский немного выше – до 10%.

Опрос, проведенный Superjob в начале 2021 года, показал, что английский собираются учить 20% населения, а среди молодежи до 24 лет - 28%. А вот аналитики сервиса «СберУслуги» еще более оптимистичны – они отмечают, что изучением английского в 2021 году интересовались 70% пользователей.

Зачем учить язык

Основные цели изучения английского – карьера, поступление в вуз, общение и путешествия, а также чтение книг и просмотр фильмов в оригинале. С точки зрения психологии сильный мотив для изучения английского – это повышение самооценки

Елена Жукова
генеральный директор языковой школы ILS

Если копнуть глубже, то самая надежная мотивация для изучения языка – необходимость общения на нем. Так, попадая в другую страну и столкнувшись с необходимостью применять язык в повседневной жизни, человек достаточно быстро может его освоить, даже если до этого он годами без особого успеха изучал его на курсах.

Обучение идет успешнее, если перед студентом стоит конкретная цель — сдать экзамен на поступление в вуз или на сертификат, необходимый для желаемой должности

С распространением соцсетей, ростом игровой индустрии и субкультур подростки и молодежь находят мотивацию в том, чтобы смотреть англоязычный контент в оригинале. Фильмы, игры и блогеры здесь выступают в качестве основной цели, а английский – инструмент для получения более качественных развлечений.

1 / 4

Такая мотивация достаточно сильна, чтобы побудить человека к обучению, но, дойдя, например, до тонкостей грамматики, он может потерять интерес.

Существуют также люди, для которых сам процесс обучения – хобби. Они постоянно чему-то учатся, и почему бы не английскому, который в любом случае пригодится в жизни.

Как в России учат язык


По данным ВЦИОМ, 20% изучают язык самостоятельно, 19% - в языковых школах, еще 18% изучают язык в процессе общения с носителями, а 14% - с индивидуальным преподавателем.

В 2020 году из-за пандемии вырос спрос на онлайн-обучение, и в 2021 году эта тенденция сохранилась

Онлайн-школы, обучающие иностранным языкам, вошли в число крупнейших EdTech компаний России. По итогам второго квартала 2021 года, подведенным компанией Smart Ranking, они заработали 2,3 млрд рублей. Как показывает практика, в период пандемии онлайн-обучение продолжит расти, особенно в периоды локдауна.

Изучение английского языка в России

Несмотря на то, что, участвуя в опросах, студенты декларируют такие цели изучения английского как карьера и обучение, на самом деле чаще всего россияне применяют знание языка для чтения этикеток (42% - данные ВЦИОМ). 38% также изучают иностранные источники информации, а 27% английский язык помогает в поездках и обучении.

Как выбирают школу по изучению языка


Исследование «Мониторинг эффективности школы», выпускаемое РАНХиГС, показывает, что с каждым годом популярность дополнительного образования растет. Среди поколения нынешних школьников 68,9% посещают дополнительные занятия и еще 15,8% посещали их ранее, говорится в исследовании. Изучение языков – одно из основных направлений, которому уделяют внимание родители школьников. Вот какие факторы (в порядке убывания) прежде всего влияют на выбор школы.

Удобный график занятий

По данным школы ILS, больше всего учащихся ориентируются на удобство графика занятий. С ростом количества онлайн-занятий эту проблему стало решать гораздо проще, время уроков можно подстроить под график учащегося.

Удобное расположение школы

Расположение имело почти такое же значение до 2020 года, но сейчас все изменилось. Поскольку возможности для онлайн-обучения расширились, студенты меньше обращают внимания на этот фактор.

Разговорная практика

Этот аспект все чаще интересует студентов. Изучение иностранного для них имеет скорее прикладное значение и они применяют его не только для чтения этикеток, но и для общения – на работе и на досуге.

Изучение английского языка

Грамматика

Остается наиболее востребованным разделом языкознания. Качество его преподавания имеет решающее значение для учеников.

Почему Россия отстает


По данным крупнейшего мирового рейтинга стран по знанию английского языка Education First English Proficiency Index, Россия находится на 41 месте среди 100 стран. Исследователи включили нашу страну в группу со средним знанием языка, в которую вошли Италия, Испания, Китай, Украина и Беларусь, а также Парагвай и Чили. Стоит отметить, что динамика России в рейтинге – положительная. В 2020 году страна переместилась на 41 место с 48-го.

В отчете по рейтингу Education First отмечают, что более высокий уровень владения языком характерен для открытых стран

Россия же долгие годы была закрыта для внешнего мира. Во времена «железного занавеса» иностранные языки были уделом элиты, и лишь немногим счастливцам удавалось добиться поездки за границу. Да и там свободно общаться с иностранцами было затруднительно. Отголоски тех времен до сих пор ощущаются: изучение языков приобретает все больше сторонников, но массовым явлением оно пока так и не стало.

Ситуация изменилась, когда границы открылись, тем не менее, процент знающих иностранные языки растет гораздо медленнее, чем турпоток. Связи России с внешним миром по-прежнему не настолько обширны, чтобы захватывать большинство населения. В России можно прожить всю жизнь, не используя иностранного языка.

Еще одна причина — низкий уровень образования в школах.

Школьная программа по английскому языку была создана в советские времена, и с тех пор мало изменилась. Разговорной практики у школьников в рамках программы практически нет

Несмотря на то, что многие учителя, особенно в столичных городах применяют более инновационные методики, качество обучения растет медленно.

При этом, изучение иностранного языка в российских вузах остается также не в приоритете. Как правило, его изучают на 1-2 курсе, поддерживая тот уровень, с которым студенты пришли из школы. Для того, чтобы применять английский язык для профессионального общения и образования этого недостаточно.

И последняя причина, это нехватка квалифицированных кадров. Согласно мониторингу РАНХиГС, в России наблюдается дефицит среди учителей иностранных языков — один профессиональный учитель на 25-28 учеников, в то время как среднее соотношение – 1 на 13.

Тренды в языковом образовании в 2021-2022 году

Образовательная сфера – одна из самых консервативных, тем не менее, изменения в мире, которые произошли за последние годы из-за пандемии и технологического бума изменили отрасль. Вот какие тренды будут определять сферу языкового образования в ближайшее время.

Языковая школа ILS

Расширение доли онлайна

Пандемия научила всех, что заниматься можно в онлайне, причем вполне эффективно. Новый, и возможно, не последний локдаун будет способствовать дальнейшему росту дистанционного обучения.

Изменение роли педагога в обучении

Позиция учителя, который смотрит на ученика сверху вниз и диктует ему некие истины, давно не актуальна, особенно в языковом образовании, которое трансформируется быстрее, чем другие отрасли. Сегодня педагог – не только человек, который в доступной и увлекательной форме несет ученику знания. Его роль приблизилась к роли коуча, который, определяя потенциал ученика, помогает ему самостоятельно двигаться к улучшению результата.

Использование принципов адаптивного изучения

Индивидуальный подход –один из принципов, которые определяют современное образование. Адаптивное обучение подразумевает, что уровень материалов подстраивается к уровню студента.

Например, ученику, который показывает более высокие результаты на тестировании, предлагаются более сложные материалы для изучения следующей темы. Таким образом, его интерес сохраняется на протяжении всего периода учебы.

Интегративный подход

Приветствуется выход за рамки традиционного изучения предмету. В изучении языка найдется место и сериалам, и подкастам, и нетрадиционной тематике. Вместо того, чтобы твердить «London is the capital of Great Britain» можно изучать любые аспекты жизни, которые интересуют учащегося – от сюжетных компьютерных игр до рок-музыки или любимых литературных произведений.

Нейротехнологии

Использование достижений технологии дает дополнительные возможности для изучения языка.

Виртуальная реальность позволяет моделировать различные ситуации как в быту, так и в бизнесе для тренировки разговорных навыков

Чат-боты и роботы помогают представить учебный материал в необычной форме. Даже простые интерактивные системы для тестов и изучения нового материала позволяют захватить внимание учеников.


Динамика России в мировом рейтинге знания языков (с 48 на 41 место в 2020 году) говорит о том, что ситуация улучшается

Несмотря на косность системы изучения языков в школе и вузах, благодаря развитию дополнительного образования и прогрессивных технологий обучения все больше молодежи и взрослых учатся говорить по-английски. В 2021-2022 году эта тенденция сохранится и возможно, усилится.

Елена Жукова,
генеральный директор языковой школы ILS

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru