Итоги дистанционного обучения: опрос среди подростков и студентов
По данным Минпросвещения 95 школ России находятся на карантине, и дети вновь вернулись к формату дистанционного обучения. Первый заместитель министра просвещения РФ Дмитрий Глушков уже заявил, что ведется ежедневный мониторинг классов и школ, которые закрываются на карантин.
В исследовании, проведенном Daily Moscow совместно с проектом Новости Mail.ru, треть россиян призналась, что не может заставить себя что-либо делать на самоизоляции.
Весной, при неожиданном переходе на «удалёнку», нелегко пришлось всем: и учащимся, и родителям. Онлайн-школа иностранных языков Alfa School провела опрос среди своих студентов, решив поинтересоваться, как сказалось на них удалённое обучение весной, готовы ли они вернуться к дистанционному формату и как это влияет на их уровень знаний.
Были опрошены студенты в возрасте от 14 до 25 лет, из которых около 50% школьники, остальные 50% — студенты вузов. При этом 70% опрошенных живут в Москве и Московской области.
38% опрошенных заявили, что удалённое обучение весной привело к падению уровня знаний и к трудностям в обучении при возвращении в школу (вуз). Ещё 41% упомянули о том, что это привело к пробелам в знаниях по отдельным предметам или темам. При этом 74% утверждали, что у них не было технических или организационных проблем с удалённым обучением.
О падении мотивации при обучении во время карантина заявили 17%, 26% — о трудностях с организацией обучения дома.
При этом среди школьников таких было более 48%. Больше 80% говорят, что слухи о возможной второй волне карантина негативно влияют на мотивацию и способность эффективно включиться в обучение.
Отвечая на вопрос, что больше всего мешало вам учиться во время карантина, чаще всего звучали такие ответы:
- преподаватель просто даёт задания, не пытается объяснить и помочь, как это делал в классе;
- учителя не видят разницы между онлайн- и офлайн-обучением;
- учиться удалённо скучно, часто отвлекаюсь;
- дома все мешают и отвлекают, нет места для удалённого обучения;
- без друзей грустно.
78% респондентов заявили, что классическое образование оказалось не готово к переходу на удалённое обучение
Отвечая на вопрос, как отреагируют на возврат к дистанционному формату, 14% готовы продолжать учиться онлайн в школе или вузе. 86% надеются, что школы и вузы не уйдут вновь на дистанционное обучение. 41% опрошенных будет дополнительно получать специальные знания (дизайн, программирование, иностранные языки) на частных онлайн-курсах.
По словам руководителя Alfa School Нарины Багдасарян, результаты опроса ярко показывают, что классическое образование не справилось с вызовами карантина. Оказалось, что освоить школьную программу при онлайн-обучении возможно только благодаря репетиторам или родителям. Но и студенты, и школьники, и их родители предпочитают направить эти средства не на компенсацию неполученного в школе, а на приобретение дополнительных знаний для будущей профессии.
Дмитрий Атушев, директор макрорегиона Москва АО «Почты России», отмечает, что «в людях сейчас слишком много тревожности, возбужденное состояние мешает эффективно чему-то учиться, например, серьезно погрузиться в какой-то образовательный курс, скажем, известного вуза».
Сегодня школьники, студенты и их родители готовы рассматривать онлайн-обучение в качестве дополнительного образования. А обязательное школьное и высшее образование пока должно оставаться в классическом офлайн-виде и не готово к переходу в дистанционный режим.
Анна Журба - специально для Daily Moscow