Ярославль 8 мая 2015, 13:00

Добровольный свидетель: история репортажной фотографии

Репортажная или, как её еще называют, документальная фотография демонстрирует особенности, границы и перемены жизни. Предшественниками становления этого жанра стали военные фотографы конца 19 - начала 20 века. Основные принципы этого направления выявил талантливый венгерский фотограф Мартин Мункачи. Свое видение работы фотожурналиста он изложил в самом начале своей карьеры:

«Суметь увидеть в тысячную долю секунды то, что обычные люди не замечают — это теория фоторепортажа. А суметь в следующую тысячную секунды сфотографировать увиденное — это уже практическая сторона фоторепортажа»
Мартин Мункачи / Мальчики, бегущие к прибою на озере Танганьика, около 1930.

В 1930 году Мартин сделал знаменитый снимок «Мальчики, бегущие к прибою. Озеро Танганьика», который произвел неизгладимое впечатление на молодого французского художника Анри Картье-Брессона.

Для большинства современных фотографов Брессон был и остается символом репортажного жанра. Он либо наблюдает за жизнью и обнажает ее характер, либо уходит в форму гротеска. Его философия «решающего момента» стала основой для репортажных фотографов всего мира. Черно-белые снимки Брессона — история, атмосфера, дыхание и ритм жизни целой эпохи.

Анри Картье-Брессон  /Пешеходный переход, Москва, 1954
Анри Картье-Брессон /Пешеходный переход, Москва, 1954
«Нужно быть готовым к тому, что фоторепортаж — это всегда игра, импровизация»
Анри Картье-Брессон / Дети, играющие в ковбоев, Рим, 1951
Анри Картье-Брессон / Дети, играющие в ковбоев, Рим, 1951

Анри Картье-Брессон / Чернокожих не пускают в театр, 1961
Анри Картье-Брессон / Чернокожих не пускают в театр, 1961
"Снимать — значит определить сразу и в доли секунды событие и точную организацию визуальных форм, которые выражают и определяют это событие. Это значит выстроить голову, глаз… вдоль одной линии. Это способ жить".
В этот же период стоит выделить работы двух венгерских фотографов: Андре Кертес и его ученик Брассай. Именно Кертесу все фотографическое сообщество обязано столь французским, легким и поэтичным отношением к репортажу. Декоративный подход, передача некоего течения времени, а чуть позже обращения к разного рода искажениям — вот основные принципы работы этого мастера. Сторону некоего театрального постановщика и документалиста взял на себя Дьюл Халаш (известный как Брассай), изначально не считавший фотографию искусством.

Брассай /  «Парижская пара», 1932.
Брассай / «Парижская пара», 1932.

Его интересовал свет, его развитие в кадре. Париж Брассая не для туристов — это в основном бедные районы, его герои — бродяги и сутенеры, дешевые проститутки и их несостоятельные клиенты, прочие завсегдатаи ночных улиц и забегаловок.

В 1933 году Брассай опубликовал книгу «Ночной Париж», которая продолжает пользоваться большой популярностью.

Брассай / Парижский лесбийский клуб, 1932 год.
Брассай / Парижский лесбийский клуб, 1932 год.

К тому времени довоенная репортажная фотография, если можно так сказать, разбивается на два лагеря. К первому лагерю принадлежали фотографы, создающие проекты, связанные с задачей отобразить общество, определенные его слои и их идеологию. Художники пытались запечатлеть документальный образ социального типа времени, обстановку и другие аспекты его существования. К ярким представителям этого направления относятся Август Зандер, Роман Вишняк и небезызвестный Бил Брандт.

Роман Вишняк / Еврейские школьники, 1937.
Роман Вишняк / Еврейские школьники, 1937.

Второй лагерь увлекся одним их крупнейших социально-политических проектов 20 века — «Великой депрессией». Подходы к этой проблеме были различными: от эстетической, даже символической фотографии, до полного отказа от выстроенности композиции. Стоит выделить двух фотографов, задачи которых отличались, но талант был безграничным: Джон Хартфильд и Лени Рифеншталь. Первый, минуя немецкую цензуру при переписке с друзьями, изобрел фотомонтаж, средствами которого боролся с ненавистным ему режимом и стал известен на весь мир. Лени Рифеншталь вела противоположную политику, воспевая идеологию Третьего рейха. Эту позицию можно оспаривать, но ее вклад в развитие языка фотографии и кино необычайно велик.

Вплоть до 60-х годов 20 века репортажная фотография в контексте Второй мировой различными способами описывает военные и послевоенные события. Слова Роберта Капы как никакие другие характеризуют действия профессионального военного фотографа:

«Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит, вы были недостаточно близко»
Кстати, с фотографии «Высадка союзников в Нормандии» и всей серии, сделанной Капой в 1944 году, Стивен Спилберг списал знаменитую сцену фильма «Спасение рядового Райна». Среди мастеров этого периода стоит выделить Альфреда Айзенштадта (заложил язык военного репортажа), Юджина Смита (уникальный фотограф гуманистического направления, создает первые фото-эссе и оказывает сильнейшее влияние на дальнейшее развитие фотожурналистики), Ли Миллер (документирует ужасы войны), Джо Розенталя, Евгения Халдея.

Работа Евгения Халдея
Работа Евгения Халдея

После войны в 1947 году вместе со своим другом Анри Картье-Брессоном Роберт Капа организовывает знаменитое фотоагентство «Магнум», которое и в наши дни остается самым известным профессиональным объединением гениальных фотографов-документалистов всего мира. В послевоенной фотографии выделяются ироничные фотографы, которые не зацикливаются на формальной стороне, но в тоже время обладают живой кинематографичностью с набором лишних деталей (Роберт Франк и Уильям Кляйн).

1 / 2
Революция нравов 60-х годов 20 века добавила в репортажную фотографию еще большую достоверность, вырывающуюся за грани общепринятого. Больше внимания уделяется тому, что изображено, иногда пренебрегая фотографическими принципами. Появляется социальная фотография (Брюс Дэвидсон), интересной становится жизнь сложных подростков, «наслаждающихся» жизнью (Ларри Кларк). Создатель особого жанра документальной фотографии Артур Филлиг (известный как Уиджи) первым использовал прослушивание полицейского радио и часто был первым на месте происшествий.

В 1960 году Федерико Феллини снимает фильм «Сладкая жизнь». У героя фильма, сыгранного Марчелло Мастроянни был друг-фотограф по имени Папараццо. Прообразом гоняющегося за сенсациями фотографа был Тацио Секкьяроли — самый известный в мире папарацци, основавший этот жанр. Робер Дуасно, в фотографиях которого так много непосредственности, доброты и юмора, показал, что репортаж может быть и постановочным.

Джеймс Нэтвей / Пакистан.

Несмотря на появление цвета, телевидение начинает теснить фоторепортаж, все сводится к банальности, фотография для прессы занимает все больше места, фотографам начинают меньше платить. В 70-80-х годах 20 века репортажная фотография уходит со страниц журналов, кажется, что закончился ее «золотой век», до сегодняшнего дня в этом жанре не произошло глобальных изменений, но появилось некоторое количество талантливых фотографов, которые несколько изменили этот жанр. Джеймс Нэтвей делает из трагедии жесткую, но красивую картинку, оставаясь где-то посередине между нами и войной.

Себастьян Сальгадо /  Проект "Генезис".
Себастьян Сальгадо / Проект "Генезис".

Фотографов начинает интересовать удивительное и возникает философское направление документалистики. Себастьян Сальгадо — один из самых знаменитых фотографов современности, показывает эпические картины вне времени. Его "Золотая шахта в Серра-Пелада" (1986) уже намертво вросла в коллективное подсознание человечества: в исполинской яме копошатся 50 тысяч одержимых золотой лихорадкой человекомуравьев. Многие работы Сальгадо уже стали признанными произведениями фотоискусства, но сам художник рассматривает их только как плод работы фотожурналиста.

Томас Мунита / Кабул. Афганистан, 2005.
Томас Мунита / Кабул. Афганистан, 2005.

Джозеф Куделка придает репортажу нечто таинственное, бессюжетное, но обладающее глубоким смыслом. Паоло Пеллегрин, обладатель многих наград World Press Photo в различных номинациях, демонстрирует ужасающую действительность войны в контрасте света и тени. Томас Мунита — Рембрандт 21 века, показывает борьбу за господство света и тени в цветовой палитре. А также Трент Парк, Алекс Уэбб, Стив Маккари и множество других фотографов — все они заслуживают отдельного рассказа и олицетворяют репортажную фотографию.

Стив Маккари / Афганская девочка. 1984.
Стив Маккари / Афганская девочка. 1984.

Один из самых известных современных российских фотографов Сергей Максимишин рекомендует своим студентам 54 лучших репортажных фотографов современности. Ознакомиться со списком вы можете по ссылке.

Это направление живо, пока живы слова Анри Картье-Брессона:

«Удел фотографа — непрерывно исчезающие вещи. И когда они уходят, никакая изобретательность, ничто на свете уже не заставит их вернуться»
О том, что его привлекает в репортажной фотографии и на каких мэтров этого жанра он равняется, нам рассказал ярославский фотограф Олег Токмаков. География его проектов обширна — Вьетнам, Будапешт, Барселона, Тенерифе. Впрочем, Олег не обходит вниманием и будни провинциального Переславля и Ростова Великого, снимает колоритных рыбаков на Рыбинском водохранилище. Сейчас Токмаков ищет вдохновение в метро и на улицах Москвы. Его работы в Instagram публиковались авторитетным сервисом мобилографии VSCO. А снимки пожилых женщин, не приукрашенных действительностью, заслуживают не только хештега #лайкнибабку, но и отдельной серии. Как музыкант приходит к джазу, так фотограф приходит к репортажной фотографии. Свобода и импровизация. Как это не любить? Я очень люблю «цветных» фотографов: Мартин Парр, Алекс Веб, Гарри Груйер, Алек Сот. Конечно, считается, что суть фотографии черно-бела, но мы живем в цветном мире. Стоит пользоваться всеми его преимуществами.

Как «поймать момент»?
Нужно всегда быть на чеку. Такие вещи, наверное, можно в себе воспитать, но интерес к происходящему вокруг должен быть искренним, настоящим, не вымученным, детским. И прежде, чем взять в руки камеру, нужно знать точно, зачем ты это делаешь. Иначе, всё впустую.

115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru